...деревня была разрушена арабами в 7 веке и столетия понадобились для
того, чтобы здесь вновь возникло еврейское присутствие. Возникло навсегда
– потому что если не навсегда – то что мы тогда для этой земли, зачем мы
здесь, и к чему нам знать о великих победах наших предков, к чему праздновать
праздник Огней, зажигать свечи и есть сладкие пончики?
Почему-то праздник
Ханука у меня ассоциируется не с Модиином или Иерусалимским Храмом, как
следовало бы ожидать от любого «нормального» еврея, а с мало кому известным
местечком Бейт-Хорон, ущелья которого, на мой взгляд, и дали нам возможность
наслаждаться сладкими пончиками, а детям – зажигать свечки в эти холодные
зимние дни. Название этих мест – подозрительно языческие, однако сохранились
в еврейской традиции вплоть до сего дня.
Ущелье это названо по городу, который стоял здесь, городу ханаанейских
времен, оказавшему сопротивление войску Иегошуа Бин Нуна и потому захваченному,
разрушенному и заново населенному евреями. Городу, который по древности
мог бы сравниться с Хевроном или Беер-Шевой. По крайне мере, при раскопках
Тель-Касиле была найдена глиняная табличка, упоминаюшая этот город времен
фараонов 18-й династии...
В самом же ущелье археологами были найдены свидетельства существования
здесь языческого ханаанейского храма, посвященного местному божку по имени
Хорон, который и дал название этому городу. Здесь произошел бой между войском
Бин-Нуна и объединенными войсками пяти царей под предводительством
Адоницедека за свободу Гивона... И когда вражеское войско бежало под натиском
израильтян, Всевышний поражал бежавших большими камнями с небес, вплоть
до города Азека.
Позже город этот, уже еврейский был использован для определения границ
колена Биньямина. Так говорит нам книга: «...оттуда предел идет к Лузу,
к южной стороне Луза, иначе Бейт-Эля, и нисходит предел к Атарот-Адару,
к горе, которая на южной стороне Бейт-Хорона нижнего; потом предел поворачивает
и склоняется к морской стороне на юг от горы, которая на юге пред Бейт-Хороном,
и оканчивается у Кириат-Баала, иначе Кириат-Йеарима, города сынов Иудиных.»
Во время боев у Михмаша, как упомянуто в первой книге Самуила, именно
через это ущелье проходил один из филистимлянских отрядов. Несколько позже
царь Соломон построил Верхний Бейт-Хорон в качестве важного военного укрепления
на стратегически важной дороге (Млахим Алеф). Это сообщение подтверждают
и другие книги ТАНАХа.
Вывод, который напрашивается сам собой – ущелье это, жорога эта была
не только важнейшей в те библейские времена, но и наиболее уязвимой в этой
части. Недаром здесь велись тяжелейшие бои, недаром строились и укреплялись
крепости..
Неудивительно поэтому, что именно здесь и пожидает Иуда Маккавей греческое
войско Сирона, намного превосходящее его по численности (1 Маккавеев 3).
«И услышал Сирон, военачальник Сирии, что Иуда собрал вокруг себя людей
и сонм верных, выступающих с ним на войну, и сказал: сделаю себе имя и
прославлюсь в царстве, и сражусь с Иудою и с теми, которые вместе с ним
и которые презирают слово царское. И решился он идти, и пошло с ним сильное
полчище нечестивых помогать ему и сделать отмщение на сынах Израиля. Когда
они приблизились к возвышенности Бейт-Хорона, Иуда вышел к ним навстречу
с очень немногими, которые, когда увидели идущее навстречу им войско, сказали
Иуде: как можем мы в таком малом числе сражаться против такого сильного
множества? И мы же совсем ослабели, еще не евши ныне. Но Иуда сказал им:
легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога небесного нет различия,
многими ли спасти или немногими; ибо не от множества войска бывает победа
на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности
и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить
нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред
лицем нашим; вы же не страшитесь их. Перестав говорить, он внезапно бросился
на них, и поражен был Сирон и войско его перед ним. И они преследовали
его по спуску Бейт-Хорона до самой равнины; и пало из них до восьмисот
мужей, прочие же убежали в землю Филистимскую.»
История боев у Бейт-Хорона на этом однако не закончилась. Никанор,
не принявший во внмиание ошибку своего предшественника, вновь провоцирует
бой именно в этом месте (1 Маккавеев 7).
«И вышел Никанор из Иерусалима и расположился станом при Бейт-Хороне,
и пристало к нему здесь войско Сирийское. А Иуда с тремя тысячами мужей
расположился станом при Адасе; и помолился Иуда, и сказал: Господи! когда
посланные царя Ассирийского произносили злохуления, то пришел Ангел Твой
и поразил из них сто восемьдесят пять тысяч. Так сокруши ныне пред нами
сие полчище, да познают прочие, что они произносили хулу на святыни Твои,
и суди их по злобе их. И вступили войска в сражение в тринадцатый день
месяца Адара, и разбито было войско Никанора, и он первый пал в сражении.»
Можно еще, конечно, добавить, что именно здесь в самом начале Иудейской
войны был наголову разгромлен 12 римский легион под командованием Цестия
Галла. Что именно в этом ущелье 10 британская пехотная бригада при помощи
еврейских проводников разбила турок, а во время Шестидневной войны наши
войска легко справились с арабскими легионами. Но уже и без этого понятно,
что здесь, в этом непрветливом ущелье лежит ключ к пониманию причин победы
не только маккавеев над греками, не только причин всех еврейских побед
в самых различных войнах, но и вообще причин военных побед как таковых.
Их, на мой взгляд, две. Одну мы уже сказали словами Иуды Маккавея перед
боем с армией Сирона – убежденность в правоте своего дела, ощущение, что
мы и только мы – единственная преграда между врагом и нашими женами и детьми.
Понимание святости защиты родной земли.
Вторая же – то, что своя земля всегда помогает. И не в фигуральном
смысле – а самом что ни на есть буквальном. Знание своей территории, умение
пользоваться ее преимуществами и недостатками, знание и умение использовать
рельеф. И в свою пользу оборачивать численное преимущество врага, заставляя
его теснится в узких каньонах, мешая самому себе. И повторю еще раз: нет
большего военного (да и не только военного) преимущества, нежели доскональное
знание своей земли, своей страны, своей территории. Еврейские победы при
Бейт-Хороне намного более важная и действенная наука, чем все вместе взятые
клаузевицы и суворовы, чем военные академии и высокие технологии современной
военной промышленности.
Именно поэтому для меня символом Хануки является не Модиин и не Иерусалим,
а глухие неприветливые каменистые ущелья немного северо-западнее Иерусалима
с непривычным названием Бейт-Хорон.
Современный еврейский поселок, невзрачный и небольшой, основанный здесь
в 1978 году стоит почти на том же месте, где когда-то стояла еврейская
деревня периода Мишны и Талмуда, столь важная в те времена, что даже знаменитый
христианский писатель и комментатор Евсевий упоминает о нем в своем «Ономастиконе».
Та деревня была разрушена арабами в 7 веке и столетия понадобились для
того, чтобы здесь вновь возникло еврейское присутствие. Возникло навсегда
– потому что если не навсегда – то что мы тогда для этой земли, зачем мы
здесь, и к чему нам знать о великих победах наших предков, к чему праздновать
праздник Огней, зажигать свечи и есть сладкие пончики?
Ближайшие экскурсии Игоря Торика
Экскурсия Игоря Торика: Иордания. Восточная часть исторической
Эрец-Исраэль.
Экскурсия Игоря Торика: 7/01
Цфат (включая музей кукол), Пкиин, гора Мерон. цена: взрослый/ребенок
140/120
Экскурсия по самым мистическим еврейским местам Израиля. История
Каббалы и ее создателя рабби Бар Йохая, Иосиф Каро и Ари – это герои нашего
путешествия. Также мы поднимаемся на самую высокую гору Израиля по эту
сторону Иордана (на автобусе) и совершаем обзорную экскурсию по одному
из самых красивых и необычных городов Израиля - Цфату. Также мы посетим
знаменитый музей кукол Милы Розенфельд.
Экскурсия Игоря Торика: Иродион и Текоа. Гора Гило
14/01