Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
(О чем не написал р. М.-М. Гитик)

Часть 1
Часть 2

Причины Катастрофы.
 

И только теперь, создав фундамент, мы перейдем к обсуждению причин Катастрофы.
К концу ХУ11 века в еврейском народе России, Украины, Польши, Прибалтики сложилось ужасающее и опаснейшее положение с расслоением народа. Крайне небольшая часть евреев сидела в йешивах и учило Тору на очень высоком уровне, а гигантское большинство жило в местечках в ужасающей нищете, без специальностей, перебиваясь мелкими заработками и… часто было неграмотным. О серьезном изучении глубин Торы в массе народа вопрос уже даже не ставился. Появилась явная опасность исчезновения значительной части еврейского народа из еврейства, ассимиляция (как, впрочем, и в Египте перед Исходом. Тогда кого еще можно было спасти для еврейства – спас Исход, в описываемое время спасала черта оседлости и ярый антисемитизм окружения, не дававшие возможности евреям, расставшимся с еврейством, смешаться с окружающими народами и полностью ассимилироваться).
На некоторое время положение спас хасидизм. Научить народ Торе он не мог и таких задач перед собой не ставил, но объявил, что и неграмотные, не учащие Тору – тоже хорошие евреи. Они, эти хорошие евреи, должны служить Тв-рцу в радости, молиться, работать и считать свою жизнь с исполнением некоторых [внешне проявляемых] заповедей (а без непрерывного и постоянного учения серьезно соблюдать заповеди невозможно) - полноценной еврейской жизнью. Лучше и не надо, да и некуда. Для облегчения изучения (Тору в ее даже простых слоях большинству еврейского народа было уже не поднять, об устной Торе – Мишна, Талмуд, "Шульхан арух" – уже никто и не вспоминал) была написана книга "Тания", излагающая, по мысли руководителей хасидизма, "внутреннюю часть Торы", составляющая основу "хасидута", который и следовало изучать (от себя добавим – к сожалению, зачастую вместо Торы. Да и сейчас любавические хасиды слишком уделяют внимание внешнем проявлениям, внешнему исполнению заповедей и урокам "хасидута" по "Тании" в явный ущерб глубине изучения основ и истинного содержания иудаизма. А в последнее десятилетие (после смерти рава Менахема-Мендела Шнеерсона, последнего Любавического ребе) там просто начался неоднозначный процесс, которые некоторые считают опасным с точки зрения полного ухода приверженцев этого течения из иудаизма). Рассказ о борьбе образованных и высокомерных, но очень немногочисленных литваков ("митнагдим") с хасидами мы опустим.
На пару – тройку поколений хасидский рецепт сработал. Но в середине Х1Х века сложилась совершенно новая обстановка, которая потребовала серьезнейших решений, которые руководителями еврейского поколения того времени приняты не были. Эта новая обстановка характеризовалась двумя основными чертами.
С одной стороны, открылась Страна. В предыдущие века, прошедшие после разрушения Второго Храма (70 г. н. э.) и "окончательного" изгнания остатков евреев из Страны (У11 век, нашествие мусульман), массовый возврат в Страну был невозможен по причине противодействия ее временных захватчиков. Но в середине Х1Х века ослабевшая Оттоманская империя реально перестала возражать против приезда евреев в эту "свою" заштатную провинцию. Да, Страна была пустой и заболоченной, без развитого сельского хозяйства и промышленности, на далеких задворках "развитого мира", но ОТКРЫТА для возвращения. И именно в такую Страну позже началась Первая алия. Но руководители еврейского народа на просторах России – Польши – Украины – Прибалтики (крупнейшие раввины поколения!) решили, что нужно сидеть на месте, в нищих местечках, в пределах "черты оседлости" и ждать Машиаха, который и поведет нас ("комамиют" – с высоко поднятой головой) в Страну Обетованную.
С другой стороны, к середине Х1Х века сложилась развитая система практически современной промышленности и соответствующая ей система высшего образования, которая не претерпела больших и принципиальных изменений до 80 - 90-х годов ХХ века (последние 15 -20 лет стал заметен быстрый процесс распада и развала высшего образования в мире).  А так как, по нашему мнению, Тв-рец хочет от еврея активного преобразования мира (с целью возвышения собственной души) и одновременно глубокого изучения Торы (в широком смысле), то оставаться с примитивными специальностями, дающими скудный заработок внутри самого местечка, стало нельзя – нужно было растить свою научную и промышленную интеллигенцию, глубоко преданную Тв-рцу и знающую Его Тору.  Все предыдущие века все специалисты были самоучками (имелись лишь немногочисленные школы, например, медицинские. Бредню догматического гуманитарного обучения в средневековых университетах можно не рассматривать). Главным багажом для достижения успеха была смекалка, предприимчивость, природный ум, способность схватывать знания "из воздуха" и накапливать опыт. В этот длинный, многовековой период евреи имели явное преимущество – их отточенный Талмудом ум явно выигрывал у окружающих народов, не имевших школ для системного развития мозгов. Но по мере накопления научных знаний и опытных данных, ключом к успеху, наравне со смекалкой и острым умом, стало обладание выученными в специальных школах (университетах) профессиональными знаниями. Общей способности схватывать материал, размышлять, анализировать стало недостаточно. Стало необходимым фактическое знание наук (изучение которых, кроме снабжения человека знаниями, тоже, как и Талмуд, хотя и менее эффективно, оттачивало ум). От евреев потребовался адекватный ответ в новой обстановке. Но он не был реализован. Заметим, что и сегодня вся "чернокипная" профессура – люди, в большинстве своем вернувшиеся к Традиции после получения высоких званий и степеней.
Эти же руководители поколения, крупнейшие раввины того времени, которые отказались ориентировать свою "паству" на алию в Страну, сказали "нет" научному внерелигиозному образованию – сидим в местечках в нищете и учим лишь Талмуд  (который в те дни уже мало кто реально учил). В следующей части мы постараемся рассмотреть проблемы высшего образования для изучающих Тору. Сегодня эти трудности те же, что и в Х1Х веке.
Эти два НЕответа глав еврейского поколения середины Х1Х века на насущные вопросы и явились, с нашей точки зрения, истинной причиной Катастрофы, которая грянет через сотню лет после рассматриваемых событий. Именно отсутствие адекватных решений на насущные проблемы, поставленные жизнью (читай – Тв-рцом) привело к цепочке явлений, которая и определила необходимость и обязательность Катастрофы. Эту цепочку событий очень схематично можно описать следующими этапами:
- встало поколение евреев, которое уже не знало Тору и не получило в наследство любовь к Ней, не получило внутреннюю, впитанную с молоком матери необходимость соблюдать Его заповеди. Это поколение бросилось в образование без Торы, во всякие "измы", а более его слабые представители остались в нищете в местечках, мало отличаясь от окружающих народов (как в Египте – евреи почти не отличаются от египтян по взлядам, жизненным ценностям и поведению, но не ассимилируются до конца, так как окружающий народ держит их в изоляции от себя).
- открытие Страны для переселения (возврата!) туда евреев показывало, что настало время восстанавливать государство евреев как один из последних этапов мировой истории. Если евреи добровольно не поехали, у Тв-рца было достаточно сил обеспечить Свои цели и без желания людей. Очень жесткая и безкомпромиссная фраза Торы: "И Соберу их в конце дней" описывает реальность действия Тв-рца, но даже не подразумевает вдруг возникшее желание евреев "собираться" или создание отличных экономических условий в Стране и условий безопасности, которые привлекут туда евреев.
- евреи практически полностью потеряли Тору в период между мировыми войнами. Хотя еще оставалось немало йешив, в которых учили Тору на высочайшем уровне и растили там истинных мудрецов, но в народе прозвище "йешиботник" уже стало насмешливо-ругательным.
Для реализации переселения (остатка!, того, что останется после Катастрофы) европейских евреев в Страну встали две совершенно одинаковые диктатуры, отличающиеся только государственной риторикой, но поразительно похожие и друг на друга (одинаковое порабощение собственного населения, одинаковые концлагеря сначала для своих, одинаковые детские и юношеские организации, даже одинаковый цвет флага – красный), и на древний Египет. Эти две диктатуры столкнулись между собой с неосознанной ими сами целью – реализовать Катастрофу европейского еврейства и создать фундамент возрождения еврейского государства, сделать это возрождение неизбежным. Победившая диктатура, СССР, отнюдь не спасла евреев от уничтожения. Она собиралась продолжить "святое" дело Катастрофы, и в 1953 году все для этого было готово и организовано. Но опять вмешалось Чудо и диктатор исдох, не успев реализовать свои планы "окончательного решения еврейского вопроса".
В результате Второй мировой войны было создано государство для евреев вопреки желанию всех мировых держав, но в каждый момент времени чудесным образом находилось большинство за создание Израиля. Отметим, что подготовка этого воссоздания началась в середине того же Х1Х века, когда, с нашей точки зрения, была предрешена Катастрофа. Сначала религиозный сионизм Р. Калишера, затем политический сионизм Теодора Герцля, британский мандат, государство.
Но сегодня, после пятидесяти лет чудесного существования в окружении враждебных стран (талмудическое предлставление еврейского народа – овца в окружекнии 70-ти волков, но жива), Израиль стал проявлять явные признаки распада. Причины этого мы и попытаемся рассмотреть.
Для того, чтобы устойчиво лететь на самолете, ему нужно два крыла. У самолета, быстро несущего нас к очередной катастрофе, действительно имеются два крыла. Одно из них – "светская" часть народа. Это "крыло" мы рассмотрели в статье "Воспоминания о будущей Хануке" (article.php3?id=6956&type=f&sid=390). Основные признаки распада, связанные с этим крылом – полный отказ даже от самой мысли, что Тору следует изучать и соблюдать (ведь мы же современные люди!), идеология постсионизма, преобразование армии в откровенно нееврейскую армию наемников, отделенных от Страны, народа, Торы и слепо подчиняющихся столь же деидеологизированным, слепым командирам (при этом основной состав армии – евреи, наши дети и мы сами), полностью нееврейское руководство Страной (при том, что все министры – евреи по матери и почти все чиновники разных рангов – тоже).
Здесь нам важнее рассмотреть второе крыло, обеспечивающее устойчивость полета к грядущей Катастрофе – религиозную часть населения. Сионистов, "вязанную кипу", к огромному нашему сожалению, уже почти нет необходимости рассматривать. Начав с провозглашения совершенно правильного идеала – работать, получать образование - и учить Тору, и соблюдать заповеди, большая часть этого слоя через два поколения практически оставило Тору, сохранив ее в виде "национальной культуры" и отдав все силы светскому профессиональному образованию, культуре других народов. Сегодня мало кто из "вязаных кип" серьезно учит Тору. Страшной иллюстрацией этого является статистика, говорящая, что 30% кипоносцев снимает кипу в армии или после нее (а в сегодняшней израильской армии остаться религиозным практически невозможно. Но об этом – отдельно). Представляете, как крепко (слабо, очень слабо!) держится кипа на голове у массы тех, кто ее еще не снял! Практически распалась система государственно – религиозных школ, слившись со светскими по идеологии и качеству (вернее по отсутствию качества) образования. Практически ширмой, прикрывающей отсутствие кашрута, стала государственная система надзора за кашрутом. Государственное звание раввина (по рекзультатам экзаменов в Главном раббануте) превратилось просто в диплом о первой академической степени в области еврейского Закона. Откровенно сгнила партия МАФДАЛ (когда Звулуна Орлева приходится клещами вытаскивать из правительства Ариэля Шарона, добровольно и инициативно сдающего части Страны врагам, когда МАФДАЛ преданно сидел в правительстве Осло, потеряв на следующих выборах 1996 года половину из 12 мандатов, когда ЦК партии не переизбиралось 12 лет и не производилась перерегистрация членов партии – да партия ли это еще?). Конечно, ругая "вязаную кипу" в целом, мы не отрицаем наличие отдельных людей и групп, отдельных мест учебы, которые сохранили идеал в действии и сохранили потенциал стать зерном возрождения.  В первую очередь – это поселенцы. Но это – исключения. Не масса, не слой. При этом "вязаная кипа" наделяет святостью армию, уже переставшей быть еврейской, и считает ростком избавления наше ныне нееврейское государство. Процессы изменения взглядов стали заметны и здесь, эти изменения хорошо подтолкнуло изгнание евреев из Гущ – Катифа, но ... медленно, нерешительно, половинчато. И хотя "русские" евреи, возвращаясь к Традиции, чаще всего проходят через хасидизм или через "религиозный сионизм", а многие там и остаются (удобно – и становишься частью народа Тв-рца, и особенно много усилий прикладывать не приходится, жизнь корректируется, но не меняется принципиально), этот путь оказался тупиковым.
 

Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль», 23 февраля 2006 года.