Мы предлагаем вашему вниманию статью из книги Цви Вассермана "Выше голову, братцы!" - политические
фельетоны последних лет. Актуальные проблемы Израиля и еврейского народа
через призму Торы.
Книгу продается, стоимость 18 шекелей (с пересылкой).
Адрес для заказов:
Vasserman Zvi
POB 7120
Rechasim 20496
Май 2001
Не будучи маститым израильским журналистом, за которым охотятся газеты
и журналы, я не могу похвастаться обильной читательской почтой. Прямо скажем,
не приносят почтальоны мешки читательских писем ни мне на дом, ни в редакцию.
Кому-то нравятся мои статьи, кому-то нет – явление совершенно закономерное.
Об этом, как о норме, говорили еще мудрецы Талмуда: «Как лица людей различны,
так и мнения их различны».
Но вот такое безмятежное «лоно волн измял с налету вихорь шумный».
Две фразы в одной из статей породили читательский письменно-телефонный
шквал. Фразы эти выражали сомнение в том, что Западный мир будет повергнут
в глубокое горе, если (Б-же упаси!) здесь, на Земле Израиля, арабские банды
добьются «желанного мира». Ох, и получил же я от читателей «от имени и
по поручению всего прогрессивного человечества», которое денно и нощно
печется о благе всех сирых и обездоленных и уж, конечно же, не оставит
нас в нашей справедливой борьбе. «Как Вы могли подумать, что Америка нас
оставит?!!!» – кричал в телефонную трубку возмущенный и особо разгоряченный
читатель… И действительно, как? Просто, ума не приложу…
Сегодняшнему читателю не так просто представить себе, что еще сорок
лет тому назад расклад политических сил в мире был иным, совсем иным. Наш
Ближний Восток, например, являлся традиционной сферой интересов Англии
и Франции, в которую очень активно и небезуспешно пытался пролезть «великий,
могучий Советский Союз». Про Соединенные Штаты Америки здесь знали в то
время лишь особые любители географии, и прилюдное сжигание американского
флага еще не стало интегральной частью мусульманского ритуала. Да и сами
США обогревались, по старинке, угольком, а нефть чуть ли не экспортировали.
(Не совсем на тему, но все-таки любопытно упомянуть, что 120 лет назад
бензин можно было купить только в аптеке: им травили вшей. О прочем употреблении
бензина и нефти тогдашняя Европа не знала, что не мешало ей, так же как
и нам сегодня, считать себя страшно умной и прогрессивной!) Поскольку образование
Израиля связывалось в британском сознании с национальным оскорблением,
Англия не могла заставить себя полюбить этот противный Израиль, хотя тот
и пришел ей на выручку в 1956 году (операция «Кадеш»). У Франции же такого
комплекса не было, и тогдашний французский лидер генерал Де Голль, еще
пропитанный духом послевоенной солидарности, довольно активно поддерживал
Израиль: достаточно сказать, что Франция являлась в те годы основным поставщиком
оружия Израилю.
Но вот расстановка сил стала меняться. Пришел Советский Союз, который
в той же самой Второй мировой войне пропитался почему-то совсем иным, имперским
духом. Почувствовав свою силу, он начал влезать даже в те международные
дела, которые прежде его не касались. Запахло жареным. Де Голль ощутил,
что теряет традиционную поддержку в арабском мире. И тогда он скомандовал
«Полный назад!»
Перед самым началом Шестидневной войны, когда арабские лидеры во всеуслышание
заявляли о своей решимости сбросить евреев в море (надеюсь, мне не нужно
объяснять читателю, что этот образ не являлся только лишь цветистой восточной
метафорой), Франция «в интересах мира и стабильности» наложила эмбарго
на поставки оружия и запчастей в ближневосточный регион. И без того нелегкое
положение Израиля стало отчаянно катастрофическим. Один из членов французского
кабинета робко протестовал, сказав, что «Франции не к лицу предавать своих
друзей». И тогда президент Де Голль произнес свою знаменитую фразу, которую
часто повторяют в Израиле, да и во всем мире. Он изрек: «У Франции нет
друзей, у Франции есть интересы!!»
Во всем «цивилизованном» мире, да и в Израиле, где чудо победы в Шестидневной
войне быстро смыло остатки обиды, эту фразу воспринимают как проявление
высшей истинной государственной мудрости. «Да, да, учитесь, – говорят нам
политологи, – вот она – государственная мудрость. Не эмоции, не эфемерные
романтические категории должны определять оптимальную политику государства,
но единственно – прагматические интересы! Ах, как здорово! Ах, как умно!»
Так вот, мои дорогие читатели, это не здорово и не умно – это подло.
Деголлевская фраза есть квинтэссенция жизненной позиции потомков Эсава,
от которого происходят большинство народов Европы (христианский мир). «Цель
оправдывает средства», «нравственность полезна как средство организации
общественной жизни», а стало быть, любое из ее предписаний может быть отвергнуто,
если противоречит сегодняшним интересам этого самого общества, которому
нравственность призвана служить. Де Голль, наверное, оскорбился, если бы
его назвали безнравственным человеком. Наверное, он лично никого из своих
друзей не предавал, а, напротив, помогал им. Любил родителей, любил Родину…
Но, как государственный деятель, он считал себя, и всех других, и свое
государство, и другие государства свободными от каких бы то ни было нравственных
норм – только интересы!
С таким подходом еврейский народ не может и не должен согласиться.
Согласно Торе, закону, данному людям Б-гом, нравственность, т.е. система
достойных в глазах Творца отношений между индивидами и народами, есть Б-жественный
императив. Ее поддержание, следование ее предписаниям, есть одна из важных
целей человеческого бытия, а не всего лишь одно из средств организации
общества. По замыслу Всевышнего, человек – прежде всего и по преимуществу
– творение нравственное. Безнравственное поведение и личности, и общества
противоречит сокровенному желанию Б-га.
Не таковы отвергшие Тору потомки Эсава. Как и для их предка, на всем
протяжении их истории для них характерны двойные стандарты, двойная мораль
(например, «подставь другую щеку» бок о бок с религиозными войнами или
апология героев или гениев, которые выше толпы и которых, поэтому, оскорбительно
даже мерить той же меркой, что и простого человека). Предельным выражением
этой эсавской политологии (которая, впрочем, достаточно отчетливо заявлена
и в приведенных выше словах Де Голля), являются учения большевиков и нацистов.
Большевики, как вы хорошо помните, говорили о «новой социалистической морали»,
которая на деле сводилась к принципу «любая подлость разрешена для улучшения
своей социальной позиции». Нацисты были еще более откровенны. Гитлер считал
утверждение в мире нравственности величайшим злом, причиненным человечеству
евреями, и утверждал, что он пришел освободить мир от химеры по имени «совесть».
Об этой проблеме и о должном отношении к ней говорил еще наш праотец
Авраам. Отвечая филистимскому царю на вопрос, что побудило его представить
свою жену в качестве сестры в таком культурном и законопослушном обществе,
каким было государство филистимлян, он сказал: «Ибо увидел я, что нет страха
перед Б-гом в этом месте, поэтому убьют меня из-за (красивой) жены».
Ситуация на Ближнем Востоке и в мире продолжает меняться. Ни у кого
из нас не должно быть ни малейших сомнений, что Америка, Европа, Англия,
Китай, Россия… список длинный… предадут нас хладнокровно в любой момент,
как только это будет соответствовать их интересам в их понимании. Вчерашние
друзья отвернутся от нас в одночасье, предадут и забудут, и совесть их
будет кристально чиста.
А мы… Вот уже четвертое тысячелетие мы можем надеяться только на Б-га.