Maof

Saturday
Apr 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
СМИ сообщают о требовании ХАМАСа об освобождении из израильских тюрем 1000 террористов в обмен на похищенного террористами военнослужащего ЦАХАЛа Гилада Шалита, которого держат в заложниках в секторе Газы уже два года. В связи с этим уместно вспомнить статью рава Элиэзера Меламеда на тему о том, как трактует еврейский закон вопрос о выкупе заключенных. В своей статье р. Меламед рассказывает историю Рабби Меира из Ротенбурга, относящуюся к 13 веку.

“Рабби Меир из Ротенбурга (1215-1293 c.e.), известный под именем Махарам, был одним из величайших среди ранних кодификаторов Торы. Когда ему было 70 лет, он был арестован во Франции и помещен в тюрьму. Император Рудольф I потребовал непомерную цену (выкуп) за его освобождение.

Чтобы понять все значение этого акта, важно учесть, что почти все раввины и лидеры еврейских общин того поколения были учениками Махарама… Даже великие раввины следующего поколения были под сильным влиянием его учения. Самым знаменитым из его учеников был Рабби Ашер Бен Йехиэль, известный как РОШ, постановления которого многократно цитирует Рабби Йосеф Каро в “Шульхан арух”.

Поскольку Махарам был такой значительной фигурой, император Рудольф I рассчитывал выманить у еврейской общины огромные деньги в качестве выкупа за него. И действительно, его зловредный план почти удался. Студенты и последователи Махарама готовы были собрать необходимые деньги для освобождения своего учителя. Они чувствовали, что, хотя закон запрещает платить выкуп за пленника больше принятой суммы, когда пленник является ведущим знатоком Торы в поколении, и вся община нуждается в нем и его мудрости, позволительно платить любые деньги.

Но почитаемый Махарам не разрешил платить, потому что он понимал, что такой шаг только подтолкнет врагов Израиля хватать и сажать в тюрьму других раввинов и требовать за них огромных денег в качестве выкупа за освобождение. В результате Рабби Меир провел последние семь лет своей жизни в заключении - и умер в тюрьме”.

Рабби Меламед в связи с этим говорит:
“Хотя … высказывается мнение, что если жизни пленника грозит опасность, позволительно платить даже больше принятой суммы, во время войны запрещается сдаваться перед таким вымогательством вообще. Правило таково, что во время войны нельзя поддаваться ни на какие требования врага. Фактически, даже если враг всего лишь украл немного сена и соломы из пограничной деревни, ответом должна быть сильная военная акция. Потому что стоит лишь поддаться им в маленьком деле, как они обретают уверенность и нападают на нас с еще большей силой (трактат Эрувин 45-a).

Поэтому, если враги Израиля захватили лишь одного заложника, мы должны идти на войну против них, чтобы спасти пленника, ибо если мы позволим им преуспеть с одним заложником, они получат стимул и усилят свои попытки атаковать нас!”

Перевод Элеоноры Шифрин

Седьмой канал