Следуя своей традиции, я должна была бы поехать на очередную азкару и описать свои впечатления. Но… Песах все - таки на носу, всему есть пределы. Тем не менее хочется поделиться историей, которая мне попалась и которая настолько в моем стиле…
Итак, азкара, которая должна была состояться в йом шиши, и которую бывшие жители Санура посвятили … арабу, родившемуся под именем Мухамад Абу Эйнан, и похороненому под именем Барух Мизрахи.
Я извиняюсь за преобладание "кладбищенской тематики", просто зачастую кладбищенская плита оказывается той точкой, от которой разматывается клубок чьей-то судьбы.
Мухамад (или Хамуда) родился в Цфате в 1926 году. Был мальчиком любознательным и ищущим, дружил все больше с евреями, и несмотря на протесты и угрозы со стороны своей семьи, прошел гиюр и получил имя Авраам бен Авраам. Пришел в Хайфское отделение Бейтара, был его активным участником, а потом естественным образом вступил в ЭЦЕЛЬ. Там он получил подпольное имя Барух Мизрахи, которое и осталось его именем.
Все его любили, а он , как следовало ожидать был "религиозным фанатиком и националистом", участвовал военных акциях ЭЦЕЛЯ, в частности, в знаменитой "порке сержантов".
В 1945 году был арестован, посажен в лагерь в Латруне, а позднее его , вместе с другими арестованными членами ЭЦЕЛЯ и ЛЕХИ, выслали в Эритрею. Несмотря на то, что запретили брать с собой личные вещи, он настоял на том, чтобы взять талит и тфилин.
Позднее англичанам стало известно, что он бывший араб, его семья вела переговоры о его освобождении при условии, что он к ним вернется. Барух отказался.
В январе 1946 году суданские охранники начали стрелять по арестантам, было двое убитых и несколько раненых, в том числе , серьезноБарух оказался серьезно ранен. Раненых навестил рав Герцог, и Барух Мизрахи просил его лично позаботиться о том, чтобы он оказался похоронен как еврей и в земле Израиля. Но его смогли вылечить, и англичане продемонстрировали жест добрый воли, разрешив ему долечиваться на родине.
На родине он вернулся к деятельности в ЭЦЕЛЕ, состоял в его арабском отделе, но по условию освобождения должен был регулярно отмечаться в полиции в Бейт Лид.
После принятия решения в ООН о создании государства обострилось еврейско-арабское противостояние. В Дженине находилась ставка Каукаджи, предводителя арабских отрядов на севере. Барух вызвался претворить в жизнь дерзкий план – взорвать заминированную машину в его ставке. План был одобрен, и он сел на арабский автобус, идущий из Хайфы в Дженине. Выглядел и говорил он как натуральный араб, и никаких подозрений не должен был вызвать. Но к несчастью на подъезде к Дженину автобус был остановлен арабским патрулем , и один из них оказался полицейским, который работал в полиции в Бейт Лид. Он узнал Баруха как члена ЭЦЕЛЯ.
Военно-полицейский суд Каукаджи на месте приговорил его к смерти, и он был расстрелян вместе еще с тремя пассажирами, с которыми подружился в поездке. Произошло это в деревне Джеба (Джаба?) рядом с будущим Сануром, там же где-то было брошено его тело.
После Шестидневной войны боевые друзья Баруха предприняли усилия по его розыску. Мухтар деревни рассказал, что действительно здесь были казнены три араба и еврей. Еврей. Барух Мизрахи остался евреем до последней минуты.
Останки его были найдены и перезахоронены на военном кладбище в Нетании при участии Менахема Бегина и его боевых друзей из ЭЦЕЛЯ.
А позднее ребята из религиозного "гарина" Санура , узнав эту историю, приняли решение "шефствовать" над его могилой. У Баруха Мизрахи не было семьи, он не успел жениться и оставить потомство, и некому было сказать по нему кадиш. Они хотели поставить ему памятник на месте гибели, но "размежевание" помешало это сделать. Но ежегодную азкару на могиле они продолжают организовывать.
Вот и вся история – в моем кратком пересказе.