Говорят наши мудрецы: «Я черпал мудрость у всех, кто учил меня». В роли учителя может оказаться не только человек, но и наши праздники, и даже ошибки евреев, подтолкнувшие их искать путь наверх, к Б-гу.Первый урок в этой школе начинается с праздника Песах, когда мы вспоминаем дни Исхода.
Египетское рабство было связано не только с тяжелым трудом, но и с тем, что наш народ опустился на 49 ступеней нечистоты. Поэтому ангел Египта настаивал, что мы недостойны освобождения: «Египтяне занимаются идолопоклонством, но евреи делают то же самое..»
Тем не менее, когда Всевышний сказал свое слово, евреи вырвались из этого темного колодца, расстались с нечистотою. Духовное освобождение, в свою очередь, дает свободу от материальных оков. Более того, за очень короткий срок, всего за пятьдесят дней, наша святость выросла настолько, что весь народ, как один человек, оказался достоин получить Тору у горы Синай. Вчерашние рабы не только сами взяли в руки «кли хэмда», вожделенный сосуд, превосходящий любые возможные дары, но и сделали своими наследниками все еврейские души, включая наше поколение.
Еврейские праздники – это часть Торы. Кроме памяти о прошлом, каждый из них награждает нас какой-то особой силой, чтобы преодолевать трудности, стоящие перед евреями сегодня. Песах учит нас отключаться на какой-то срок от будничных дел и «подниматься в святости», приближаясь к Б-гу. Когда потом мы снова взглянем на этот мир, он будет выглядеть по-другому, потому что мы сделались мудрее, а в нашей душе прибавилось света. Это и называется – выходить из тесного Египта.
Возможен, к сожалению, и обратный путь. Так бывает, когда еврей, стоя на пороге Праздника освобождения, говорит: «То, что было – было». Песах для него в лучшем случае событие давно минувших лет, из эпохи фараонов, а маца на столе – дань традиции. Такой еврей не заметит следов рабства в собственной судьбе, не поймет, что находится на дне глубокого колодца. В его душе и в его поступках будет отсутствовать стремление к свободе. А раз так, то и особые силы, которые для этого нужны, тоже не будут получены.
Чтобы оправдать свое бездействие, люди придумывают различные доводы. Например, они говорят, что мы живем в поколении «пятки Мошиаха», и, значит, не выдерживаем сравнения с поколением Исхода, с людьми, слышавшими голос Б-га у горы Синай.
Частично они правы. Да, мы «поколение пятки», но именно поэтому являемся наследниками ВСЕХ предыдущих поколений, известных своими праведниками, героями, мудрецами. Их духовная сила переходит к нам, и ее хватит, чтобы завершить работу евреев по исправлению и очищению этого мира, сделав его местом раскрытия Мошиаха.
В наши дни, как тогда в Египте, евреи могут пытаться быть «похожими на всех», введя в заблуждение одного из ангелов. Но рано или поздно для всех станет ясно, что этот человек принадлежит к особому народу, для которого главное – связь с Творцом.
Мудрецы присвоили нашим праотцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову, титул «ешарим» – прямодушные, избегающие кривых путей. Это тоже наше наследство. Если перед нашим поколением стоит задача разогнать тьму галута и распахнуть ворота в эру Мошиаха, это нужно сделать без колебаний и отсрочек, используя все силы, что приготовил нам Б-г.