Конечно, можно резонно возразить, что мы еще и не такое забыли. Где уж там какой-то Алисе. Но «зачем мы будем брать худшие примеры», как не раз ехидно вопрошала меня по разным поводам теща...
Итак – Айн Рэнд - Алиса Розенбаум родилась в 1905-м году в Санкт-Петербурге в богатой ассимилированной еврейской семье.
Семья пыталась пересидеть большевистский режим в Крыму. После краха белых вернулась в «Петроград». Алиса закончила философский факультет ЛГУ в 1924-м году. Там успела получить сильную идеосинкразию к иррационализму, мистике и т.п. учась у Николая Лосского. Учение о скором приходе «царства Божия» в сочетании с наблюдаемым в действительности «реальным социализмом» (хотя лишь в начальной стадии) дало предсказуемый эффект. Нескольких лет диктатуры сброда и хамья, с характерными запахами в подъездах и лифтах для сообразительной девушки оказалось более чем достаточно. По счастливой «случайности» она сумела выбраться из СССР в1926-м. Родителям ее не повезло – им выехать не позволили и они погибли в Блокаду.
Трезво оцениваемые реалии Советской власти, в сочетании с острым аналитическим умом и интеллектуальным мужеством сыграли заметную роль в формировании личности блестящей защитницы свободы, капитализма, личной инициативы и ответственности.
Как многие читающие девицы она пробовала писать и сама. Благодаря определенным способностям, страсти и воле сумела реализовать то, о чем большинство лишь мечтает.
Развитое чувство ответственности и любовь к своей великой родине – а именно так она воспринимала Америку заставило молодую и вполне успешную киносценаристку «прямо из Голливуда» бросить вызов своей среде, постоянно флиртовавшей с коммунизмом. Первый же ее роман «Мы живые», разошедшийся более чем в двух миллионах экземпляров (!) был признанием в ненависти к строю бодро загоняющему человека в спроектированный «рай» с колючей проволокой по периметру.
Далее – в «Атланте» (“Atlas Shrugged” – «Атлант расправляет плечи») последовало признание в любви.
Она противопоставляет своим оппонентам – левым, не слишком сильно дружащим с фактами, но обожающих фонтанировать эмоциями, свой фонтан не менее сильных и убедительных эмоций.
Она так страстно обожает своих героев – капиталистов – творцов – изобретателей – героев, так ненавидит «борцов за народное счастье» за чужой счет[i], что заслуженно носит почетное звание «фашистки». Если бы не оглушительная слава наверняка стала бы мишенью излюбленного приема левых[ii] – замалчивания явлений для них неприятных.
Казалось у левых забрезжила надежда «похоронить» Рэнд – за половину 2008-го года было продано «всего то» 85 тысяч экземпляров «Атланта» (издательства Penguin). Но тут то ли Обама стал слишком громко царапаться в дверь крепости почтенного американского джентльмена, требуя свой «change», то ли Tea parties[iii] разбудили недобрых Minutemen, но за половину текущего года продажи подскочили до 300 тысяч[iv].
А кроме книг есть фонды и институты[v] ее имени. Есть тысячи людей – либо бывших знакомых с нею лично, либо косвенно испытавших влияние этой яркой женщины и понявших благодаря ей простую вещь. Капитализм не только наиболее эффективная экономически система. Он только потому наиболее экономически и эффективен, что наиболее морален.
Хранительница неунаследованного наследия
Именно евреи – как это заметил еще один бородатый выкрест, «видавший призрака по Европе», и как показали Ротбард и Вебер – верят в то, что «богатство и успех от Всевышнего»[vi]. Что богатство и успех – не повод для стыда, а знак благословления. А потому так часто бывали и сами богаты. К сожалению, в наши дни ситуация резко изменилась. Большинство евреев не верят в то, что упорный труд и предпринимательский риск под свою а не бюджета или банка ответственность – лучший путь получить Его благословение. Большинство предпочитает оклад, в лучшем случае – в частном секторе, а то и пособие. Возможно потому что вовсе не верит Ему. Многие же из тех кто верит избрали своеобразный путь веры, - забаррикадироваться насколько возможно от современной жизни и ее вызовов и попытаться таким образом сохранить ту компоненту веры и наследия, которую они считают главной и которая запечатлена в книгах о ТЕХ евреях – о наших отцах.
Тех, то верили в то, что помогать бедному и нуждающемуся нужно, но с открытыми глазами. Голодного – накорми, а вот голого одевать не спеши – а не спрятал ли он одежду под камушек?
Верили в то, что заповеди помощи бедным – это дело богатого и того, кто наделил его богатством, а не государства. Это долг богатого, но не перед обществом и не перед бедняком, а перед Согздателем. Что государство, желающее помочь бедному должно защитить богатого – в том числе от вымогательств со стороны бедняков. Евреи глубоко почитали правосудие и равенство перед законом как богатого так и бедного (которому запрещено помогать отняв у богатого). А это как раз то равенство, которое дает Благословение. Оно сделало жителя английской колонии богаче жителя испанской, как заметил тысячи лет после наших Отцов и за четверть тысячелетия до нас величайший из экономистов – Адам Смит[vii].
К стыду нашему, мы не только не знаем Айн Рэнд. Как сама Айн Рэнд (и как ее великий современник, единомышленник и ассимилированный австро-американский еврей Людвиг фон Мизес) не знала ничего о еврейском наследии.
Даже те из нас, кто в отличие от автора наизусть вспомнят все соответствующие теме листы Талмуда, зачастую искренне убеждены, что это все существует то ли в прошлом наших отцов, то ли в параллельной вселенной, то ли в мешке у Машиаха. В реальной же жизни нашего «опустившегося поколения» надо выклянчивать, вытребовать вспомоществования на свою высокодуховную, высокоинтеллектуальную, нежно лелеемую бедность. Выпрашивать у государства (магиа ли[viii] - мне полагается!!!!), у спонсора, у кого угодно. Только не молить у Всевышнего благословления на свой труд, старание, честность и добросовестность, как Авраам, Ицхак и Яаков. На хватку и предприимчивость, на свой талант делать жизнь вокруг себя лучше.
Найти же действительно Еврейского предпринимателя – проблема! Такого, как к примеру дед рабби Лапина[ix], стучавшегося в дом к клиенту в полной уверенности в том, что его бизнес – есть благо для обоих, что его смекалка, расторопность и честность –основа преуспевания (объект благословения), а не близость к властям (Аль титваде лерешут[x] – и не води знакомства с властью – как поучали нас наши отцы в соответствующих «Пиркей Авот»).
А потому – для любого из нас не вредно «заразиться» еврейским духом книги «Атлант расправляет плечи». Как для того, кто не представляет себе субботы без поездки на машине и включенного телевизора, так и для свято чтущего Шаббат завсегдатая Дома Учения. Тем духом, о происхождении которого не догадывалась воинственная петербурженка Алиса Розенбаум – Айн Рэнд.
[i] А вот и свежий пример (спасибо aezrach-у - http://aezrach.livejournal.com/ ): несвятая простота автора «Правды», в смысле «хаАрец» - отнять деньги у родителей учеников частнрых школ! Деньги по праву могут принадлежать только государству! http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2009/0
[ii] Эта тактика характерна как для «либеральных интеллектуалов» США так и коммунистов СССР, вымарывавших инакомыслящих из учебников, энциклопедий, уничтожавших тиражи их работ, изымавших киноленты и т.п.
[iii] http://usateaparty2009.blogspot.com/ ; http://teapartyboston2009.blogspot.com/2
[vi] ...והעושר והכבוד מלפנך": " ויאמר דוד
И сказал Давид: «И богатство и почет от тебя...» Книга Хроник I 29:12
[vii] "…but above all, that equal and impartial administration of justice which renders the rights of the meanest British subject respectable to the greatest, and which, by securing to every man the fruits of his own industry, gives the greatest and most effectual encouragement to every sort of industry." Book 4, Chapter VII “Of colonies”, part III “Of the Advantages which Europe has derived from the Discovery of America, and from that of a Passage to the East Indies by the Cape of Good Hope” http://www.richmondfed.org/publications/e
[viii] מגיע לי!
[x] אל תתודע לרשות
"Живой журнал" moshe_yanovskiy