Вот уже более ста лет арабы атакуют евреев — устраивают погромы, резню, расстреливают, взрывают…
И всякий раз западные политики и журналисты находят им разнообразные оправдания. Но если рассмотреть эти события и то, как объясняют их на Западе, в историческом ракурсе, как это делает, например, автор данной статьи, любой здравомыслящий человек убедится, что все эти оправдания совершенно надуманны и бессмысленны…
…Вторая интифада на самом пике. Западные СМИ и политики абсолютно убеждены, что только полное отчаяние может заставить человека сесть в автобус, полный ни в чем не повинных людей, и взорвать себя. Извращенная логика без зазрения совести обвиняла жертв террора, снимая всякую ответственность с террориста. Так рассуждают, кстати сказать, только если речь идет об Израиле. Настоящие причины насилия в тех же СМИ и те же политики называют лишь в том случае, если нечто подобное происходит рядом с ними.
30 апреля 2003 года. В 00:45 ночи, двадцатидвухлетний Асиф Мухаммед Ханиф в Тель-Авиве вошел в паб «Майкс плэйс», расположенный прямо на пляжной линии, где обычно собиралось много туристов.
Асиф приехал из Лондона, а его друг Омар Хан Шариф — из Дерби (город в Англии). Оба выросли в Англии, получили там университетское образование. Их путешествие в Израиль было спланировано по последнему путеводителю «Lonely Planet Guide book», и тот вечер они провели среди других туристов в Аяркон хостель.
Войдя в паб, Асиф детонировал бомбу, убив трех человек и ранив более 50-ти. Если бы не смелые действия охранника Ави Табиба, который работал в пабе той ночью, жертв было бы гораздо больше. Один из погибших был моим другом — 29-летний Доминик Хаас, совершивший алию из Франции.
Трудно согласиться с тем, что Асиф и Омар испытывали отчаяние больше, чем, скажем, вы или я.
Октябрь 2015 года. На улицах Израиля снова убивают евреев. На этот раз средства массовой информации твердят, что евреев убивают, потому что под угрозой оказался «статус кво» на Храмовой Горе. Угроза статусу кво — не более, чем ложные слухи, которые распространялись и прежде.
Проследим исторические факты и попытаемся сделать из этого выводы.
Логика работает в определенном направлении. И если мы уберем причину, следствие просто исчезнет. Попробуем убрать причину и посмотрим, что будет со следствием. А для этого — вернемся к ситуации в Израиле год назад.
2014 год. Никаких угроз существующему статусу кво на Храмовой Горе. И, тем не менее, 16-летний арабский террорист, войдя в супермаркет сети «Рами Леви» в Мишор Адумим начал наносить людям ножевые ранения.
Западные СМИ и политики в один голос заявили, что насилие в Израиле в 2014 году связано с конфликтом в Газе, имевшем место в начале года и оставившего арабов в полном отчаянии, с огромным желанием отомстить. Если причина волны насилия 2014 года действительно в этом — нам нужно еще немного углубиться в историю.
Октябрь 2000 года. Конфликт с Хамасом, правящим в Газе, разгорится через 14 лет. А в 2000-м году в Израиле — пик «второй интифады».
Израильтян убивают на улицах Нетании, Афулы, Тель-Авива, Иерусалима — везде. Два израильтянина — Вадим Нуржиц и Йоси Авраами — случайно попали в Рамаллу. Там их арестовал палестинский полицейский и препроводил в местное отделение полиции. Толпа палестинцев избивала их, орудуя тем, что попадало под руку. В том числе и ножами. Им выкололи глаза и выпотрошили внутренние органы.
Позднее израильская полиция арестовала одного из участников арабского линча в Рамалле. Суд приговорил его к пожизненному заключению. Но в 2011 году он был освобожден по «сделке Гилада Шалита».
И снова, западные СМИ и политики единодушно объясняли, что этот взрыв жестокости был вызван тем, что Ариэль Шарон (в то время — премьер-министр Израиля) поднялся на Храмовую Гору и тем самым спровоцировал палестинцев на насилие. Но если это действительно причина, для выяснения, так ли это на самом деле, необходимо опять углубиться в историю.
Сентябрь 1999 года. Нога Ариэля Шарона не ступала на Храмовую Гору. Молодые люди из Хайфы, Шарон Стейнмец и Йехиэль Финфитер, путешествовали в районе Мегидо. Там их убил израильский араб Абдулла Салах Агхбария. Вначале Абдулла убил 25-летнего Йехиэля, несколько раз вонзив в его тело нож на глазах у Шарон, а затем забил ее камнями и зарезал. Террорист признался, что он убил молодых людей, потому что они «были евреями». Однако в западных средствах массовой информации по-прежнему писали, что напряжение 1999 года связано не с ненавистью к евреям, но со стагнацией мирного процесса.
Допустим, что авторы подобных сообщений в западных СМИ и западные политики и на этот раз были правы. Но история свидетельствует об обратном.
Конец 1993 года. И речи нет о стагнации мирного процесса. Отношения израильтян и палестинцев, как многим казалось, на начальной стадии взаимного признания. Переговоры завершаются соглашением в Осло.
24 сентября 1993-го Игаль Вакнин оказался в числе многих других «жертв мирного процесса». Его зарезали ножом на цитрусовой плантации, недалеко от каравана, где он жил. Ответственность на теракт взял на себя Хамас.
В последовавшие годы после соглашений Осло волна насилия только нарастала и оценивается, как самая жестокая со времени образования Израиля в 1948 году. От рук арабских террористов погибли более 250 израильтян, жизнями заплатив за «мир», который так и не наступил.
Западная пресса и политики спешили объяснить, что волна террора, в те годы захлестнувшая Израиль, на самом деле «была актом отчаяния экстремистов, выступавших против мирного процесса».
Насколько несостоятельны их «разъяснения» показывает еще более ранняя израильская история.
21 марта 1989 года. Израиль празднует Пурим. Процесс Осло еще даже не сформировался в голове у его создателя Йоси Бейлина. Первая интифада — на самом пике. Тогда Мухаммед Закут, работавший на стройке в Тель-Авиве, смешался с уличной толпой и начал беспорядочно колоть ножом прохожих. Он бросался на людей, нанося им ножевые удары и громко выкрикивая «Аллах Акбар» (Аллах велик). Ему удалось ранить двоих израильтян, а одного — убить. Убитый, 73-летний Курт-Моше Шелингер как раз вышел из своей машины на улицу, где было много детей, одетых, как принято в Пурим, в карнавальные костюмы. Первая интифада. Арабы бросают камни.
Закут за свои преступления осужден на пожизненное заключение, но так же, как Салха, его освободили в 2011 году в рамках «сделки Шалита».
За годы первой интифады погибли более 160 израильтян. На сей раз западные СМИ и политики оправдывали насилие тем, что арабы шли на убийства от отчаяния, не в силах противостоять «оккупации» и остановить строительство еврейских поселений. Но что было раньше — до «оккупации»?
1966 год. Весь Западный Берег и Газа в руках у арабов. Нет никакой «оккупации», ни одного поселения за пределами «зеленой черты» еще нет. Однако в период с 1949-го по 1967-й год террористы атаковали израильтян с территории за пределами Израиля. Предпочитая ножам — огнестрельное оружие и взрывчатые вещества. Они убивали евреев в автобусах и поездах, расстреливали из снайперских винтовок случайных прохожих. Ножи тоже использовались — в нападениях на пастухов и при захвате еврейских женщин, которых они насиловали и убивали.
С 1949 по 1967 годы Израиль был за «зеленой чертой», но за эти 17 лет арабами были убиты сотни евреев.
1964 год. Арабская встреча. Образование Организации Освобождения Палестины Организация Освобождения Палестины была создана в Каире в 1964 году. Вместо того, чтобы провозгласить Палестинское государство, она поставила своей первоочередной целью — уничтожение государства Израиль.
И снова волна насилия. И снова западные СМИ и политики в создании напряженной ситуации обвиняют Израиль. По их мнению, арабское насилие связано с проблемой палестинских беженцев, покинувших территорию Израиля во время войны за Независимость, и с последующим провозглашением государства Израиль. Если эта причина является истинной, то позвольте еще немного углубиться в историю.
2-е декабря 1947 года. Не существует ни проблемы беженцев, ни проблемы «оккупации». Государство Израиль официально еще не создано. Арабы в регионе еще не называют себя «палестинцами».
За три дня до этого, 29 ноября 1947 года, Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию №181 о разделе британской колонии Палестина. На ее территории предполагалось создать два независимых государства — еврейское и арабское. Арабы категорически отвергли предложение. И начали погромы в Иерусалиме. В ходе этих погромов были убиты 8 евреев. Как сообщалось тогда в популярной американской газете Нью-Йорк Таймс, арабы орудовали ножами.
Впрочем, убийства начались 30 ноября 1947 года — с нападения на автобус около Кфар Сиркин. Затем на всей территории подмандатной Палестины вспыхнула новая волна гражданской войны. Арабы массово покидали регион и к марту 100 тысяч из них бежали.
В январе 1948 года арабские военные формирования, а также армии соседних арабских государств вторглись в Израиль, открыто провозглашая свою цель: воспрепятствовать созданию еврейского государства. Конфликт разросся в региональную войну, которая длилась 18 месяцев. За это время погибли более 6000 евреев (невозможно подсчитать точное количество).
Западные политики и СМИ вынесли свой «вердикт»: это произошло в результате «понятной» реакции арабов на резолюцию № 181 ООН.
Чем же руководствовались арабы и на что реагировали, когда подняли «большое арабское восстание» в Яффо в 1936 году?
19-20 апреля 1936 года. Еще не существует ни плана раздела Палестины, ни Израиля, ни поселений, комиссия Пила еще не собиралась. Первый день арабского восстания назван «Кровавым днем в Яффо». В течение недели этого восстания убиты 17 евреев. Восстание продолжалось 3 года и привело к почти абсолютному запрету еврейской иммиграции в подмандатную Палестину. Британские политики «объяснили», что арабы таким образом выражают свой протест против иммиграции в Палестину евреев, спасавшихся от нацистов. Но бросим взгляд на еще более ранние исторические события.
19 августа 1929 года. Не существует ни плана раздела, ни поселений, ни оккупации, ни беженцев. Адольф Гитлер получил поддержку на выборах. Иммиграция евреев в Палестину незначительна. В тот день (19 августа) в иерусалимском районе Меа Шеарим убит ножом молодой еврей Авраам Мизрахи. За этим убийством, в пятницу 23 августа, последовала бурная массовая арабская демонстрация у Западной Стены (известна и как Стена Плача). В результате убиты 17 евреев.
Насилие распространилось по всей подмандатной Палестине. Самые тяжелые погромы произошли в Хевроне, где арабы убили 67 евреев, и в Цфате, где были убиты 18 человек.
По следам кровавых погромов была создана комиссия Шоу, которая должна была проанализировать причины беспорядков. Комиссия выяснила, что среди арабов проводилась массированная пропаганда, распространялись слухи о том, что евреи хотят захватить Храмовую Гору (звучит очень знакомо, не так ли?). Но основные выводы комиссии строились на том, что беспорядки вызваны озабоченностью арабского населения Палестины по поводу репатриации евреев и приобретения ими палестинских земель.
Комиссии Шоу рекомендовала установить жесткий контроль в деле еврейской репатриации и прекратить продавать им земли.
Британские политики и СМИ сочли, что иммиграция евреев в Палестину — достаточная причина для того, чтобы убивать их.
Впрочем, событиям 1920 года давали иное объяснения.
Тогда, в 1920-м, не было еще ни плана раздела, ни поселений, ни оккупации, ни беженцев, а иммиграция евреев в Палестину была, можно сказать, почти совсем незаметной. Не вошел еще в силу и мандат на Палестину. Конференция в Сен Ремо, которой предстояло определить судьбу Ближнего Востока, была делом будущего.
В Иерусалиме — фестиваль Наби Муса (пророка Моисея). Подстрекательство толпы вылились в очередной погром. В ход пошли ножи. 5 евреев были убиты и 216 получили ранения разной степени тяжести.
На этот раз комиссия Палин, расследовавшая инцидент, решила, что причина случившегося в разочаровании арабов по поводу того, что им не предоставили независимость.
1910 год. Нет мандата Великобритании на Палестину, никто не обещает арабам Палестины независимость, декларация Бальфура еще не написана, не существует ни плана раздела, ни поселений, ни оккупации, ни беженцев…
В Ширазе (город в Иране) — еврейский погром, спровоцированный кровавым наветом, якобы евреи совершили ритуальное убийство мусульманской девочки (аналогичные события произошли в 1892 и 1897 годах). В ходе погрома 12 евреев убиты, около 50 ранены, 6 тысяч евреев города ограблены.
Можно продолжить наше историческое путешествие, отправившись во времена, когда еще не родилось сионистское движение. Вспомнить, к примеру, кровавый навет и последовавшие за ним события в Дамаске (1840 г.). Вспомнить и другие погромы и убийства евреев на Ближнем Востоке в 19-м веке: в Алеппо (1850, 1875 гг.), в Дамаске (1849, 1848 и 1890 гг.), в Бейруте (1862, 1874 гг.), в Дар аль-Камаре (1847 г.), в Яффо (1876 г.), в Иерусалиме (1847, 1879, 1895 гг.), в Каире (1844, 1890 гг.), в Александрии (1879, 1882 гг.), в Даманхуре (1871, 1873, 1877, 1891 гг.) и т.д.
Все это происходило до плана раздела, до поселений, до оккупации, до беженцев, до того, как Ариэль Шарон поднялся на Храмовую Гору, до «забора безопасности», до иммиграции евреев в Палестину, до декларации Бальфура и даже до зарождения сионизма. Араб убивал еврея просто потому, что он еврей. Обвинять сионизм в том, что его существование — основная причина насилия против евреев, в то время, когда сионизм возник в результате жесточайшего насилия против евреев в Европе и на Ближнем Востоке, полнейший абсурд. Ни один разумный человек не поставит телегу перед лошадью.
Быть может западным политикам и СМИ, постоянно критикующим Израиль, стоит всерьез задуматься над истинными причинами арабского насилия и прекратить оправдывать арабский террор и убийства?..
Материал сайта «Beyond the great divide»
Перевод с английского
Давид Коллиер,
известный американский политолог,
профессор Калифорнийского университета в Беркли
evrey.com