В свете того, что разного рода громогласные призывы срочно начинать гордиться советскими корнями, доносящиеся из всех углов, достали до самых глубоких мест в печени, все же выскажусь. Как говорится, ничего личного.
Мои советские корни берут свое начало в совсем советском городе Белостоке, где родилась мама. А папа мой родился в не менее советском городе Рига в 1939 году, то есть еще до освобождения Латвии от независимости. Таким образом совершенно очевидно, что я ухожу корнями в самые истоки российско-советского еврейства. И подобная семейная история далеко не редкость в "общине" русскоязычных израильтян.
"Но твои-то родители из Советского Союза", скажете вы. "И сам ты там вырос. Чего ж ты, Иван...то есть, Абрам не помнящий родства, да?"
Нет. Я люблю город, в котором родился, часто там бываю и храню память о своем детстве так же, как это делает любой нормальный человек. Не больше и не меньше. Но несутся призывы к коллективной гордости советскими корнями, к гордости от факта принадлежности к популяции советские евреи А это уже совсем другое дело. Гордиться? Правда правда?
Советское еврейство - это перманентная дилемма между необходимостью выжить во враждебной среде с одной стороны и вялая попытка сохранить память о чем-то, что сваязано с еврейством с другой. Год за годом. Поколение за поколением. Мои родители и миллионы других людей не виноваты в том, что жили так, как жили - альтернативы были банально опаснее. Были те, кто решались на этот опасный выбор. Я снимаю перед ними шляпу и считаю этих людей Героями. Но они не являются "типичными представителями" советского еврейства.
В условиях внутренней эмиграции каждый стремился создать свой маленький, уютный мир, опять же до крайности ассимилированный, и спрятаться за стенами этого мира от враждебного общества. Так жили. Будем гордиться такой жизнью?
Уезжая в Израиль, я отлично понимал, что до конца своим не буду уже нигде. Так сложилась еврейская судьба, что чужими мы были там, и не до конца свои здесь. Но двое моих родившихся детей получили шанс сойти с этого многовекового колеса. Они евреи, родившиеся в в Израиле. Они не будут эмигрантами - физическими или внутренними. Когда они немного подрастут, я отвезу их в город, где родился и расскажу о детстве. О самых разных его сторонах. В том числе и о том, какая это большая разница - расти в Израиле или в диаспоре.
Я не оспариваю право кого бы то ни было гордиться тем, что он из СССР. Пусть каждый гордится тем, чем хочет. Но агрессивная кампания – "Все начали срочно гордиться сразу же! – даже, если принять за исходную точку совершенно неочевидный факт отсутствия политических, экономических и иных интересов, которые могут лежать в ее основе, это попытка зафиксировать эмигрантство, увы, ставшее частью нашей судьбы и распространить его дальше. На поколения вперед. Если я назову это недостойным, то получу премию за андерстейтмент века.
У меня все.
https://www.facebook.com/gabriel.volfson/posts/1102336326452526