Фрагмент из книги "Энциклопедический
путеводитель по Израилю".
Город, называемый также Неаполис (в арабских транскрипциях - Сихем и
Наблус) лежит между горами Гризим и Эваль на хребте самарийских гор.
Существует со времен халколита, а первое упоминание о нем относится еще
к 19 веку до нашей эры, к походам египетских фараонов. Название Шхема встречается
и в рукописях 18 века до нашей эры, и в письмах, найденных в Аль ха-Марне
(14 век до нашей эры), и в папирусах Анастасиса в 13-м. Район вокруг современного
Шхема связан с жизнью и деятельностью патриархов. Неподалеку от древнего
Шхема в Алон Море праотец Авраам построил жертвенник после того,
как Бог завещал эту землю его потомкам. Здесь же внук Авраама Иаков, купив
землю у ханаанеян, поставил шатер и вырыл колодец, водой из которого поил
свои стада.. В Библии этот город упоминается всего более 50 раз. Здесь
стоял ханаанейский храм Бейт Бааль Брит, в котором находился «пуп земли».
Иисус Навин установил тут памятник. Дочь Иакова, Дина была изнасилована
властителем Шхема, за что Шимон и Леви, вопреки желанию отца, перерезали
всех мужчин Шхема, а город разграбили, за что и были лишены своих уделов
- колено Леви жило среди прочих колен, а Шимон на южных землях Иегуды.
Шхем отсутствует в списке городов, покоренных Иисусом Навином, видимо,
население уже тогда было еврейским или дружественным. Находился на территории
колена Эфраима. После смерти Гидеона, его сын Авимелех, казнил в Офре 70
своих братьев и объявил себя царем Шхема (Судей 9:6). Жители города взбунтовались
против него и он уничтожил город дотла. Найдены следы пожара того времени.
Один из важнейших городов в истории Израиля был столицей Израильского царства
после развала империи царя Соломона и даже имел свой собственный еврейский
храм. В 8 веке до нашей эры Шхем был разрушен ассирийцами и снова восстал
из пепла в 4 веке до нашей эры, когда здесь обосновались самаритяне. В
332 году до нашей эры они подняли восстание против Александра Македонского,
запретившего строительство самаритянского храма. Позже этот храм все-таки
был отстроен и во втором веке до нашей эры Иоханан Гиркан разрушил его,
перепахав Шхем почти до основания. Римляне переименовали захваченный и
перестроенный в 2 километрах от старого город в Флавия Веспасиана,
а позже - в Неаполис. Владели городом и крестоносцы. Евреи жили в городе
в разные периоды его истории, но оставили Шхем после арабских бесчинств
1929 года. Сейчас этот город населяет преимущественно арабское население.
Однако небольшая самаритянская община сохранилась в Шхеме и до наших дней.
Одной из интереснейших самаритянских традиций является празднование Пасхи.
Накануне праздника вся община поднимается на священную гору Гризим и разбивает
шатры, так как проводит там целую неделю. На вершине горы - алтарь, сложенный
из мощных каменных глыб, на котором приносится пасхальная жертва. Семь
агнцев лежат у алтаря, приготовленные в закланию. Их убивают по установленному
обряду и жарят на вертелах, а потом происходит традиционная трапеза. Иудаизм
всегда отвергал веру самаритян, как религиозную ересь, но сами самаритяне
считают себя единственными настоящими сынами Израиля.
Руины библейского города сохранились к западу от гробницы Иосифа. Это
остатки оборонительных стен эпохи патриархов; остатки 3600-летнего храма
гиксосов, следы эпохи судей и царей Израилевых. Самая его древняя часть,
сегодня называемая Тель Балата находится в трех километрах от центра города.
Слово «балут» на арабском означает то же, что «алон» на иврите - «дуб».
Циклопическая стена, датируемая 2000 годом до нашей эры, была укреплена
в 1750-1650 годах до нашей эры, возможно, евреями и находилась у северо-западных
ворот древнего города. Сохранились также руины восточных ворот. На вершине
холма - площадка с колоннами, видимо остатки знаменитой базилики, построенной
императрицей Еленой, матерью императора Константина в 325 году. В центре
церкви рос дуб, у которого Авраам поставил алтарь - «Алон Море». Курган
раскапывался в 10-х и 20-х годах нашего столетия. У подножия кургана находится
гробница одного из сыновей Иакова Иосифа Прекрасного. Тело Иосифа было
привезено из Египта и похоронено на участке земли, принадлежавшем Иакову.
Здание склепа отстроено мусульманами. У подножия горы Эваль - большое кладбище,
использовавшееся со времен царя Давида и до римлян, здесь сохранились большие
и красивые римские мавзолеи 3 века нашей эры и множество саркофагов. В
восточной части города находится глубокий древний колодец, который традиция
связывает с праотцем Иаковом - Беер Яаков. Над колодцем - руины трех церквей.
Место это имеет с древних времен очень большую важность для христианства,
поскольку именно здесь произошла встреча Иисуса с женщиной (Иоанн 4), при
которой были сказаны слова: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять».
Этой истории придается значение одной из основополагающих христианской
теологии. Первая церковь была построена еще в византийские времена, а затем
перестроена крестоносцами. Крестоносскую церковь, в крипте которой сохранились
остатки византийской, начали реконструировать в 1914 году представители
русской православной церкви на деньги Императорского Православного Палестинского
Общества, однако, по известной причине, в 1917 году работы были прерваны.
Сюда можно попасть ежедневно с 8:00 до 12:00 и с 14:00 до 16:00. На юго-восточных
склонах горы Эваль стоит небольшая деревушка - пригород Аскар, в которой
сохранился большой самаритянский мавзолей, раскопанный в 1972 году. В склепе
стоят несколько красивых саркофагов с рисунками и надписями, относящиеся,
видимо, к периоду конца Второго Храма, а также ко 2 и 3 векам нашей эры.
Старый Город Шхема называется «Касба» и состоит, в основном, из домов
турецкого периода, хотя сохранились здания мамелюкские и, даже, византийские.
Часть современного населения Шхема - самаритяне, которые живут в квартале
Сумара. В старинной синагоге хранится тысячелетний свиток Торы. Еврейская
традиция считает, что здесь до сих пор стоит здание, в котором учил Великий
Коэн Авишуа бен Пинхас бен Элиэзер бен Аарон. Христианский квартал называется
«Рапидия», здесь много крестоносских строений и три церкви: греко-православная
церковь, построенная в начале этого века, католическая и англиканская.
Центр города представляет собой огромный базар, промышленности в современном
Шхеме нет. Три самых важных мечети города: «Большая» - бывшая церковь крестоносцев,
«Мечеть Пророков», где по легенде похоронены десять сыновей Иакова и «Зеленая
мечеть», в которой арабы показывают место, где Иаков выплакал себе глаза
после инсценированного убийства Иосифа. Зеленая мечеть, возможно, когда-то
была самаритянской синагогой. Арабы Израиля не слишком любят жителей Шхема,
«наблуси» - у палестинцев символ гомосексуалиста.
Автор путеводителя - профессиональный экскурсовод с многолетним опытом
работы в Израиле, лектор, популяризатор и журналист, связаться с ним можно
по телефону 054-560591 или электронной почте E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.