Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Связь и преемственность.
Сходство и различие.
(Краткий обзор) Составлено Фастовским В.М. по разным  источникам. Литература указана в конце.

Исторически сложилось так, что антисемитизм был, есть и, вероятно, ещё долго будет обязательным спутником любого тоталитарного режима, любой деспотической власти, любой автократии. Такой режим не может обойтись без этой канализационной трубы, по которой отводится гнев подданных против нищей, скотской и рабской жизни, по которой сбрасывается излишек пара и народная ненависть к власти. Не рассматривая события, происходившие в глубине веков, скажем лишь, что история Советского Союза и современных арабских режимов является этому зримым примером.

1. Февральская революция в России.
Февральская буржуазная революция 1917 года поставила точку, к несчастью недолгую, в  многолетней официальной дискриминации евреев в России. Особенно сильны стали юридические преследования евреев и еврейские погромы после прихода к власти царя Александра III и в период царствования Николая II. За годы с 1881 до 1919 почти не прекращающихся то тут, то там погромов из шестимиллионного российского еврейства из России уехало около двух миллионов человек, большая часть в Америку, а увлечённые сионистской идеей - в Палестину.
 Законы Временного правительства принесли российскому еврейству избавление от гражданского неравенства, от специального антиеврейского законодательства, была отменена черта оседлости. Евреи приняли эту революцию с надеждой на лучшее будущее, для многих из них она явилась и освобождением от религиозных оков, открывалась свободная дорога к образованию, к  просвещению и к науке. А ведь образование для любого еврея - это главная цель в жизни, это та собственность, которую всегда можно взять с собой при любых передрягах в жизни и в судьбе. Весна и лето 1917 года были отмечены резким подъёмом еврейской общественной и культурной активности. Были проведены  различные еврейские конференции, началась подготовка к Всероссийскому съезду. Появились новые издательства и множество газет самого разного толка на русском языке, на идише и иврите. Начиналась новая эпоха российской истории, в которой многие российские евреи видели себя не объектом государственной и бытовой ненависти, а полноценными гражданами свободной страны. Но, увы, они глубоко ошибались, надеждам этих людей не суждено было сбыться, правы оказались те, кто уехал.

2. Октябрьский переворот.
Большевистский переворот на первых порах, казалось бы, мало затронул новоявленные еврейские свободы, при условии лояльного отношения человека к советской власти. Одним из первых  ленинских декретов была Декларация прав народов России, которая уравняла меньшинства в правах с большинством. Обе революции сделали то, что давно уже произошло в цивилизующихся странах западного мира. Однако длился этот период совсем недолго. Постепенно, однако достаточно быстро, заря свободы стала заменяться своей противоположностью. Над Россией вставала новая заря – заря кровавой диктатуры. Эта диктатура принесла неисчислимые бедствия всем народам России, но самые большие беды выпали на долю еврейского народа.
Уже эпоха гражданской войны стала для российского еврейства новым национальным бедствием. Евреи оказались в центре противоречия, которое не имело решения. С одной стороны, большевистская идеология подрывала основы экономического существования еврейского населения, которое занималось почти сплошь частным ремесленным трудом и мелкой торговлей. Это был чуждый буржуазный элемент, с которым большевикам, в силу своей идеологии, было необходимо бороться. С другой стороны, все противники Октября считали евреев причиной произошедшего переворота. Ссылались при этом на значительный процент евреев в рядах большевиков, а то что для народа, столетия угнетаемого, высокий процент революционеров естественен, в расчёт не принималось. Не говоря уже о том, что действительное большинство евреев, примкнувших к революции, осуждало октябрьский переворот и поддерживало меньшевиков и Временное правительство. Не учитывалось и то, что те евреи, которые были в рядах большевиков, сами не считали себя евреями, они считали себя интернационалистами, все эти троцкие и урицкие, зиновьевы и володарские - это были «не еврейские евреи». Эти люди порвали со своим еврейством, были враждебны ему и ничего общего не имели с еврейской массой. Сама идеология марксизма требовала отказа от своей национальной сущности. Особенно ярко это стало видно уже после укрепления советской власти, в конце 20-х, в 30-е годы.
Однако, многие евреи примкнули к революции потому, что в декларациях марксизма было много такого, о чём столетия мечтали самые благородные умы человечества и что было записано в Библейских Заветах: утопическая идея создания на земле, под лозунгом «свобода, равенство, братство», праведного и справедливого общества для всех людей, царства Божьего на земле. Знаменитый русский писатель Николай Лесков в конце XIX века писал о таких евреях следующее.
«Еврейство поставляло немало личностей, склонных к высокому альтруизму, для осуществления идей которого эти лица жертвовали собой так же, как христиане. Люди эти стремятся к своим целям различными путями, иногда законными, а иногда незаконными. В первом роде нам известны евреи философы и гуманисты, прославившиеся как благородством своих идей, так и благочестием своей жизни, полной труда и лишений. Путь вторых чаще всего – путь ошибок, но ошибок, вытекающих не из эгоистических побуждений, а из стремлений горячего ума доставить возможно большее счастье возможно большему числу людей. Деятельность их не оправдана с точки зрения разума и преступна перед законом, но она истекает всё-таки из побуждений альтруистических, а не эгоистических. При этом ещё надо добавить, что эти последние обрекают себя на верную гибель не ради своего еврейского племени, к которому они принадлежат по крови, а, как им думается, ради всего человечества, то есть и за людей тех стран, где не признавали и не хотят признавать за евреями равных прав. Больше этой жертвы трудно выдумать».
И тем не менее… За годы Гражданской войны произошло более тысячи погромов. Отличались  петлюровцы и белополяки, казаки и зелёные, деникинские офицеры и даже некоторые отряды Красной Армии. Эти погромы унесли десятки тысяч жизней. Всё еврейское население России оказалось заложниками своих фанатичных собратьев, последовавших за Лениным и Троцким. Справедливости ради следует сказать, что в 1918 году Ленин издал декрет об антисемитизме  с изложением в нем классового подхода. Следовало отличать евреев буржуев, купцов, т.е. врагов, от основной массы трудящихся евреев, от рабочих, т.е. друзей. Людей, призывающих к погромам, ведущих агитацию против евреев,  следовало ставить вне закона и поступать с ними со всей революционной строгостью. Ленинская национальная политика с её мощным пропагандистским обеспечением была привлекательна в глазах национальных меньшинств и выгодно отличалась от политики царских генералов, стоящих за «единую и неделимую Россию» без равноправия и автономий, без самоопределения наций. Хотя формально эти  ленинские идеи существовали в СССР ещё много лет, вплоть  до его распада, фактически после смерти вождя они постепенно сошли на нет. В целом можно сказать, что по отношению к евреям политика советской власти, политика Сталина, после смерти Ленина и вплоть до 1939 года характеризовалась двумя прямо противоположными тенденциями.
С одной стороны, официального антисемитизма не было, а для борьбы с бытовым в начале 20-х годов была развёрнута широкая агитационная кампания. Выходили постановления ЦК ВКП(б) и ЦК комсомола, книги, брошюры  в которых осуждалось это «позорное явление, не имеющее корней в нашей советской действительности», проповедовался пролетарский интернационализм и дружба между народами. Много евреев находилось в средних эшелонах власти и в экономике (из верхних эшелонов власти Сталин почти всех убрал во время борьбы с троцкизмом и других многочисленных чисток). Не было ограничений на пути евреев в культуру, науку и промышленность.
Но всё это при одном обязательном условии - эти люди должны были быть преданными членами партии и не нести на себе никаких специфических национальных особенностей. «Осовечивание» и обрусение было негласным непременным условием любого успеха. Лозунг гласящий, что «советское искусство и культура должны быть национальными по форме и социалистическим по содержанию» относился ко всем народам СССР, но не к евреям, а Биробиджанская эпопея по многим причинам (не останавливаясь на них подробно) изначально была обречена на неудачу.
 С другой стороны, уже начиная с 1919 года началось гонение на иудаизм, сионизм и на язык иврит. Гонения на иудаизм были частью общей политики советской власти, которая насаждала новую религию – марксизм и потому боролась со всеми религиозными конфессиями. В 20-е годы была выпущена масса антирелигиозной литературы, была развёрнута разнузданная атеистическая кампания. Еврейская религия не составляла исключения. Сионизм, как политическое течение, противоречил коммунистической доктрине о единой пролетарской Родине для всех народов и борьба с политическим сионизмом велась самым беспощадным образом. Деятельность сионистов приравнивалась к контрреволюционной деятельности со всеми вытекающими отсюда в те времена последствиями. А борьба с ивритом объединяла оба эти направления, поскольку иврит - это язык иудаизма, язык клерикалов, а в Палестине иврит - это тот язык, который возрождался как разговорный среди тех, кто приезжали строить будущее еврейское национальное (т.е. сионистское) государство. Разрешён был только язык идиш, но поскольку в 30-е годы все школы на идиш (кроме как в Биробиджане) были закрыты, то число людей, владеющих языком идиш в течение всей 75-летней советской истории, неуклонно падало. Способствовало этому и то, что евреи, в силу экономической необходимости, уезжали из местечек с концентрированным еврейским населением в большие города, где рассредоточивались среди русскоязычного населения.
Подводя итог этому 22-летнему периоду советской еврейской жизни в СССР,  можно утверждать, что родилось новое поколение евреев, для которых еврейство как нация прекратило своё существование. Произошло духовное вымирание. Вместо евреев  появились «люди еврейской национальности». Без большого преувеличения можно сказать, что большинство из них были оторваны от своих корней, лишены национальной религии и языка, национальной культуры, истории и традиций, они оказались людьми без национального будущего.

3. Начало советского государственного антисемитизма.
Историки расходятся между собой во мнении, когда же именно начался в СССР официальный, насаждаемый сверху антисемитизм. Одни склонны считать, что в 1948 году с убийства Михоэлса, другие относят начало к 1943-1944 годам, когда наметился перелом в Великой Отечественной войне, некоторые отсчитывают его с 1939 года, соотнося его с пактом Риббентропа-Молотова. Вероятно наиболее достоверно считать началом 1937 год, год расцвета Большого террора, когда не только все явные и тайные враги Сталина были убиты, но были убиты или посажены в лагеря многие потенциальные даже не враги или соперники, а обычные простые свидетели предреволюционных и революционных событий. При этом следует иметь в виду, что бытовой антисемитизм на любом уровне в стране никогда не исчезал, он просто тихо тлел, иногда прорываясь наружу.
Вначале государственный антисемитизм был едва заметным, видимый только внимательным непредубеждённым историкам. Затем он чувствительно усилился, после начала дружбы с Германией, подтвердившей генетическое родство двух режимов. Уже на следующее утро после заключения пакта о ненападении от 23 августа 1939 года резко, на 180 градусов, изменилась тональность всех газет и радиопередач. Со всех экранов были сняты антифашистские фильмы с еврейскими киногероями «Профессор Мамлок» и «Семья Оппенгейм». Из библиотек стали изыматься книги антифашистской направленности, а во вновь печатающихся книгах стала исчезать еврейская тематика. В этом отношении очень показателен известный рассказ Аркадия Гайдара «Голубая чашка» издания 1936 года с еврейской антифашистской темой и издания 1940 года,  в котором эта тема «неожиданно» исчезает. Германия из «врага со звериным оскалом» превращается в «великую миролюбивую державу» противостоящую англо-французским «поджигателям войны». В 1940 году происходит разгром богатой еврейской общественной жизни в прибалтийских государствах и на территориях Западной Украины и Белоруссии. Евреи этих земель, неожиданно для самих себя ставшие гражданами СССР, оказываются уравненными в своём бесправии с остальным населением огромной страны.
Накануне войны Сталин в беседе с Риббентропом откровенно высказал свои действительные взгляды на еврейский вопрос. Он обещал Гитлеру покончить с «еврейским засильем», особенно среди людей интеллектуального труда. Две родственные души и родственные системы начали работать в одном ключе.
 Но весь этот период оказался недолгим, всего 22 месяца понадобилось Гитлеру на подготовку к  разрыву ставшей ненужной бумажки - пакта о ненападении.

4. Годы Великой Отечественной войны.
Многие авторы приписывают Сталину изначальный зоологический антисемитизм. Думается, что это не совсем так. И в свои предреволюционные годы, и сразу после революции Сталин много общался с евреями, после завоевания власти держал их при себе и использовал как хороших организаторов и энергичных исполнителей. Конечно, начальный антисемитизм в нём был всегда. Не надо забывать, что Сталин был воспитанником духовной семинарии, в ней учили, что все беды людей в происках иудеев. Он хорошо запомнил картину в актовом зале семинарии, на ней иудеи распинали Христа. До революции и в первые революционные годы свое отношение к евреям Сталин особенно не афишировал. Но после прихода к власти и по мере появления политических требований его антисемитизм стал значительно усиливаться. Его повзрослевшая дочь говорила, что ему везде мерещился сионизм, он упрямо повторял, что вся история партии – это история борьбы с евреями. Это хорошо видно и по  его отношению к евреям, которые появлялись в кругу его сына Якова и дочери Светланы, антисемитские проявления у него, по словам дочери, чувствовались вполне отчетливо. Но его ненависть к Троцкому, Зиновьеву и другим высокопоставленным членам партии евреям  вызывалась не только юдофобией,  а главным образом просто борьбой за власть. И до тех пор, пока вокруг него были потенциальные, даже не враги или соперники, а просто грамотные и энергичные руководители, евреи или неевреи, не важно, антисемитизм как политическое оружие ему был не нужен. А вот когда их  не стало, вот тут то он и востребовался. Но началась война, «война не на жизнь, а на смерть», и евреи Сталину оказались очень нужны, просто необходимы. И свою юдофобию пришлось спрятать  до лучших времён.
Впервые, после долгого запрета, позволено было 24 августа 1941 года виднейшим представителям культуры – Илье Эренбургу, Сергею Эйзенштейну, Перецу Маркишу, Самуилу Маршаку и другим – открыто заявить о своей принадлежности к еврейскому народу, обратившись к евреям всего мира, и сказать об ужасах и бедствиях, «которые принёс фашизм человечеству». В этом же году создаётся Еврейский антифашистский комитет во главе с Михоэлсом, в который входят и все крупнейшие поэты и прозаики, писавшие на идиш. Этот комитет внёс большой вклад в разоблачение фашистской идеологии и политики. Международные контакты ЕАК способствовали сбору за рубежом продовольствия, медикаментов, валютных средств в качестве безвозмездной помощи Красной Армии. Выходят книги на идиш, в которых позволяется обращаться к героическим библейским образам, открыто выражать свои национальные чувства, говорить о героизме евреев на фронтах Отечественной войны и даже о солидарности евреев всего мира перед лицом тотальной фашистской опасности. Сталин вернул из опалы Максима Литвинова и направил его послом в США для налаживания сотрудничества с Рузвельтом. В США, Канаду, Мексику и Великобританию был направлен Михоэлс для сбора средств в фонд Красной Армии. Не оставался незамеченным героизм евреев солдат и офицеров на фронтах Отечественной войны, терпение и выносливость в труде. По абсолютному числу Героев Советского Союза евреи заняли 4-ое место среди других национальностей СССР, а по относительному – 2-ое место. Званиями Герояев Социалистического труда были награждены многие создатели и производители военной техники, например М. Гуревич, С. Лавочкин, И. Зальцман. В полную силу развернулось творчество евреев в области идеологии: писателей И. Эренбурга, В. Гроссмана, Е. Шварца, поэта  М. Исаковского, композиторов И. Дунаевского, братьев Покрасс, М. Блантера, С. Каца, исполнителей песен Л. Утёсова, М. Бернеса и многих, многих других. Многие сочинённые и исполненные ими военные песни тех лет остаются любимыми в России и по сей день: «В лесу прифронтовом», «Прощайте, скалистые горы», «Катюша», «Тёмная ночь», «Давай закурим», «Синий платочек», «Дан приказ ему на запад», «Шумел сурово Брянский лес», «Враги сожгли родную хату»  и ряд других.
   Но вот наступает перелом в Великой Отечественной войне, Советская Армия переходит в наступление, исход войны уже ни у кого не вызывает сомнения. В 1944 году в Кремле состоялось совещание, на котором Сталин указал на необходимость более осторожного выдвижения евреев на руководящую работу. После совещания в партийные комитеты поступает директивное письмо Маленкова, где указываются должности, на которые назначать евреев нежелательно. Вскоре были введены негласные ограничения для евреев на приём в высшие учебные заведения. В публикациях исчезают упоминания о героях войны с еврейскими фамилиями. Цензурная практика показывает, что вновь началось замалчивание еврейской темы, вначале не очень открыто, а по мере приближения к победе, всё более ясно и определённо. С большим трудом проходил в цензуре в 1945 году очерк В. Гроссмана «Треблинский ад». Тема Холокоста становится табуированной буквально на следующий день после победы. «Рекомендовано», «есть мнение» касаться этой темы как можно меньше. Драматически сложилась судьба «Чёрной книги». Идея её создания принадлежала А. Эйнштейну и «Комитету общественных деятелей Америки». Деятельное участие в её создании приняли С. Михоэлс, И. Эренбург, В. Гроссман, П. Маркиш, В. Каверин, М. Алигер и многие другие известные писатели и поэты. В 1945 году на идиш вышли 1-ая и 2-ая части книги под названием «Народоубийцы», а в 1946 году вышел перевод этих частей на английском языке в США.  В 1948 году, когда был закрыт ЕАК,  уже набранная к печати в СССР книга на русском языке пошла под нож. В России она появилась лишь в 1991 году.

5. Борьба с космополитизмом.
Кончилась война, надо искать новых врагов. В 1946 году выходит идеологическое постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором указывалось на «несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед  культурой Запада» и осуждались произведения «проникнутые духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному». Так начиналась знаменитая кампания по борьбе с «безродными космополитами», которая продолжалась с большим или меньшим размахом вплоть до смерти «вождя всех народов». Касалась она не только писателей, режиссёров, артистов, музыкантов и других деятелей искусства. Цель была глобальной. Власти хотели отбить у интеллигенции охоту к общению с зарубежной культурой и наукой, к сопоставлению духовных ценностей, к анализу положения и роли самих творцов интеллектуальной собственности. В противном случае могло произойти полное крушение идеологических догм и политических мифов. Борьба шла  в физике и химии, в биологии и геологии, в географии и в языкознании. Власть эксплуатировала возродившийся во время войны патриотизм народа, а цель была - представить всё заграничное в негативном плане, поскольку интеллигенция на волне, рождённой победой в войне, грозила стать неуправляемой. Не дай бог, чтобы она от анализа формул и законов природы перешла к анализу реальной действительности. Чтобы этого не произошло, есть только один верный способ – страх, страх за свою работу, страх за  жизнь. И, наконец, последний и главный, хотя и скрытый, аспект, который, конечно же, ни для кого не был секретом. Речь шла о государственном антисемитизме, целью которого было уничтожить морально, а может быть, и физически еврейскую часть интеллигенции. Кампания велась по всем направлениям последовательно и с напором. Заместитель министра МГБ Рюмин в 1947 году заявил, что в работе его ведомства «начала отчётливо проявляться тенденция рассматривать лиц еврейской национальности потенциальными врагами советского государства». Отметим  некоторые, наиболее известные факты.
Зверское убийство Михоэлса в ночь на 13 января 1948 года стало началом страшной террористической юдофобской «пятилетки», которую оборвала только смерть «вождя всех народов». Был закрыт ГОСЕТ, а также еврейские театры в Минске, Киеве, Кишенёве, прекращено издание книг на идише, закрыта еврейская газета «Эйникайт». В феврале Политбюро приняло решение о роспуске всех объединений еврейских писателей в Москве, Киеве и Минске. В ноябре 1948 года Политбюро постановило: «…немедленно распустить ЕАК, так как он является центром антисоветской пропаганды и поставляет секретную информацию иностранным разведкам. Органы печати комитета закрыть, дела конфисковать».
В том же году в журнале «Большевик» была опубликована статья «О советском патриотизме в науке», где утверждалось, что «рассуждения о вненациональной науке вредны, они используются реакционными силами для отрицания вклада в науку тех наций, которые избраны империалистами в качестве  агрессии. Передовая советская наука борется под руководством партии за светлые идеалы Ленина-Сталина». Академик Александров, занимавший пост заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), в журнале «Вопросы философии» разъяснил: «..реакционная, буржуазная идеология за рубежом и мелкие отщепенцы – антипатриоты в  СССР  орудуют под флагом космополитизма. Под прикрытием этого космополитического  тряпья зарубежная клика разоружает рабочих в борьбе против капиталистов, ликвидирует суверенитет отдельных стран». В «безродные космополиты» попали академики - физики и математики: Л. Ландау, В. Фок, М. Леонтович, С. Хайкин, В. Гинзбург, Е. Лифшиц, З. Цейтлин, Я. Френкель и ряд других, а идеализм и отсутствие твёрдой материалистической платформы были обнаружены в «Теории относительности» и в «Квантовой механике», не говоря уже о «продажной девке империализма» - генетике. Кибернетика была признана лженаукой. Критике подверглись не только теории, но и их иностранные создатели – евреи, идеалисты: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Норберт Винер. На сессии ВАСХНИЛ смешали с грязью «менделистов-морганистов», а знаменем советской сельскохозяйственной науки стал академик С.Т. Лысенко. Именно в то время родилось анекдотичное выражение «Россия - родина слонов», а Ломоносов был признан автором закона «Сохранение энергии», Ползунов и братья Черепановы – изобретателями паровоза, братьев Райт вытеснил Можайский, вместо Вольтовой дуги появилась дуга Петрова и т.д. и т.п. В каждом изобретении или открытии выискивались русские авторы, а фамилии иностранных авторов старались не упоминать.
Почему ко многим названным выше советским учёным не были применены более суровые меры для их «исправления»? Существует мнение о боязни властей нанести непоправимый вред советской атомной науке и физике в целом, что естественно отразилось бы на советском ВПК и мощи Советской Армии. Есть версия, что на одном из совещаний в 1949 году Берия спросил у Курчатова, правда ли, что теория относительности и квантовая механика – это идеализм и от этих теорий надо отказаться? Курчатов ответил: «Мы делаем атомную бомбу, действие которой основано на теории относительности и квантовой механике. Если отказаться от этих теорий, то надо отказаться от атомной бомбы». Берия, который в то время отвечал за атомный проект,  был очень встревожен и доложил об этом разговоре Сталину. Тот дал соответствующие распоряжения своим подручным и давление на учёных было заметно уменьшено, откровенные репрессии к ним не применялись
Но культура не наука, писатели пушки не конструируют. 13 января 1949 года начались аресты членов ЕАК, большинство из которых затем были расстреляны. Была арестована и член ЕАК, жена Молотова, П.С.Жемчужина. Муж смолчал, испугался. Всех членов ЕАК обвинили в еврейском национализме, в сговоре с сионистами и в желании отделить полуостров Крым от СССР. В 1949 году в «Правде» публикуется статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Все они, И. Юзовский, А. Борщаговский, А. Гурвич, были вскоре исключены из Союза писателей и началась их травля. Из издательства «Иностранная литература» были уволены все евреи. В течение года был арестован весь цвет еврейской литературы на идиш: Перец Маркиш, Самуил Галкин, Давид Гофштейн, Лейб Квитко, Ицик Фефер, Давид Бергельсон, Самуил Персов. В 1952 году почти все они были расстреляны как еврейские буржуазные националисты, связанные с сионизмом. Тогда же был расстрелян и председатель Совинформбюро С. Лозовский. Скрыть юдофобский характер борьбы с «беспачпортными бродягами человечества» уже и не старались, кампания набирала обороты и шла к своему финалу.
 Многих, изучающих историю тех лет, смущает факт поддержки Советским  Союзом государства Израиль в 1948 году. Действительно, в 1947 году на сессии ООН СССР устами своего представителя А.А.Громыко поддержал решение о разделе Палестины на два государства: еврейское и арабское, а в 1948 году через Чехословакию снабжал молодое еврейское государство оружием. Однако такая политика вызывалась чисто внешнеполитическими амбициозными интересами. Это была попытка вытеснить Британскую империю с Ближнего Востока с целью занять её место.  Когда же выяснилось, что Израиль, несмотря на то, что во главе его стояла социалистическая партия, стал ориентироваться на США, а евреи в Москве осенью 1948 года устроили небывалую встречу  израильскому послу Голде Меир, продемонстрировав своё не угасшее еврейство, Сталин моментально переменил курс на 180 градусов. Уже в 1949 году Израильское государство из предполагаемой  опоры СССР превратилось в сионистского  врага.

Продолжение следует