Число протоколов – двадцать четыре, они многословны, изложены напыщенным стилем, а аргументация уклончива и зачастую лишена логики. Три главные темы протоколов – критика либерализма, анализ методов, позволяющих евреям добиться мирового господства, и описание будущего всемирного еврейского государства.
А сегодня, буквально в эти дни, по телеканалу Хизбаллы "Аль Манара" была проведена трансляция сериала, отснятого государственным телевидением Сирии. В основу и этого сериала положены "Протоколы". "Аль Манара" входит в пакет каналов, предоставляемый клиентам кабельного телевидения в большинстве европейских стран, поэтому антисемитский сериал посмотрели десятки миллионов арабов не только Ближнего Востока, но и Европы. Антисемитская фальшивка, созданная сто лет назад, распространяется при помощи современной технологии.
Впервые упоминание о ритуальных убийствах, приписываемых евреям, встречается в первом веке нашей эры в полемике Иосифа Флавия с Апионом. Вплоть до 12 века такого рода обвинения носили эпизодический характер, но затем наступил кардинальный перелом в худшую сторону, который можно объяснить влиянием крестовых походов, распаливших религиозные страсти. Абсурдность этого поклепа заключается в том, что кровавый навет направлен против народа, впервые в истории поставившего человеческие жертвоприношения вне закона. Тора категорически запрещает евреям употребление крови, а законы кашрута предписывают тщательное удаление крови из мяса.
Именно поэтому ни одно из обвинений так и не нашло материальных подтверждений, хотя в истории насчитывается более 150 случаев кровавого навета, из них примерно сорок в 19 веке и около двадцати в 20-м веке.
Первое обвинение евреев ритуальном убийстве произошло в английском городе Норвиче в 1144 году, когда накануне Святой пятницы в лесу было обнаружено тело юного подмастерья Уильяма. Распространился слух, что его убили евреи в ритуальных целях, но городские власти не поверили клевете и приняли меры для защиты евреев. Тем не менее, несколько членов еврейской общины были убиты, мальчик объявлен великомучеником и на протяжении многих веков мощи святого Уильяма были объектом паломничества.
После норвичского дела обвинения евреев в убийствах христианских младенцев распространились по Европе, как лесной пожар. В 1191 году, во французском городе Брей-сюр-сен жертвами погрома, возникшего в результате такого обвинения, стали сотни евреев.
Из папской буллы 1273 года следует, что в те времена даже возник чудовищный промысел: профессиональные шантажисты прятали своих детей, и, обвинив евреев в их похищении, сперва вымогали выкуп, а затем нападали на общины и безнаказанно грабили их.
К 14 веку обвинения в ритуальном убийстве стали привязываться к празднику Песах: евреев стали обвинять уже в том, что они подмешивают христианскую кровь в вино или мацу. Вот тогда-то и возникло понятие кровавый навет в знакомой нас коннотации.
В 1840 году антисемиты-христиане внедрили кровавый навет в мусульманский мир, обвинив евреев Дамаска в убийстве французского капуцина. В "Дамасское дело" впервые вмешались евреи разных стран, включая лидеров общин Англии, Франции, Австрии, Германии и США, выразивших публичный протест против беспочвенного навета. Под руководством сэра Мозеса Монтефиори, им удалось добиться освобождения большей части арестованных в Дамаске, кроме тех, кто умер, не выдержав пыток.
Одним из самых известных кровавых наветов стало дело Бейлиса, которое также закончилось полным фиаско его организаторов, благодаря не только помощи евреев, но и российских общественных деятелей, в первую очередь писателя Короленко.
Казалось, что по мере развития прогресса, средств массовой информации и распространения по планете идей либерализма и демократии, с абсурдными обвинениями в адрес евреев будет покончено. Но этого не происходит и кровавый навет по-прежнему находится на вооружении антисемитов.
Последним примером его использования является сериал "Диаспора", снятый на сирийском государственном телевидении. Одна из серий целиком посвящена истории о том, как в преддверии Песаха, евреи заманивают к себе в дом арабского мальчика и зверски убивают его. Камера не щадит нервов зрителя – сцены перерезания горла и сцеживания крови в большой таз показаны крупным планом.
Но, к сожалению, антисемитизм не является сегодня уделом только арабского мира. В течение 2003 года в странах Европы, СНГ и Северной Америки были зарегистрированы 983 акта антисемитизма. Из них 235 можно охарактеризовать, как акции насилия – применение огнестрельного оружия, использование взрывчатых веществ, нанесение евреям физических увечий разной степени тяжести. Кроме этого были осуществлены такие антисемитские акции, как осквернение и разрушение синагог, кладбищ, памятных обелисков и мемориалов, посвященных жертвам Катастрофы.
По мнению специалистов "Центра по отслеживанию проявлений антисемитизма и ксенофобии", существует четкая связь между числом антисемитских инцидентов в той или иной стране Европы и количеством проживающих в ней мусульман. Так, например, в Швеции – стране, не имеющей антисемитских традиций, в которой сегодня почти нет евреев, но зато мусульманская община насчитывает 400 тысяч человек, был зарегистрирован 131 случай антисемитизма. По свидетельству евреев, проживающих в Швеции, они не выходят на улицу в ермолке, поскольку опасаются нападения со стороны не шведов, а мусульман. Подобная ситуация сложилась и во Франции, где число граждан, исповедующих ислам, достигло нескольких миллионов. Главный раввин Франции призвал евреев не ходить по улицам в ермолке.
Вместе с тем, в Румынии и Словакии – государствах с богатым антисемитским прошлым, но в которых почти не проживают сегодня мусульмане, в течение последних двух лет почти не было антисемитских выходок. Хотя и в этих странах не обошлось без антисемитских акций. Одна из них – публикация в газете "Великая Румыния" цикла из девяти антисемитских, профашистских статей, которые написал знаменитый флейтист Георге Земфиру.
В странах СНГ было зарегистрировано около 50 антисемитских инцидентов, связанных с насилием по отношению к евреям. В докладе, опубликованном американской неправительственной организацией "Объединение комитетов в защиту евреев бывшего Советского Союза" было указано, что, в отличие от советских времен, когда антисемитизм был правительственной политикой, сегодня ситуация в России совершенно иная, "но порой руководители некоторых регионов России самовольно устанавливают правила игры на подведомственных им территориях". В докладе было приведено высказывание губернатора курской губернии Михайлова, пообещавшего в одном из своих интервью "бороться с грязью, привнесенной в страну Российским Еврейским Конгрессом".
Наряду с проявлениями традиционного антисемитизма, в последние годы мы стали свидетелями невиданного всплеска его современной формы, которая обрушивается уже не на отдельного еврея, а на еврейское государство. Современный, модифицированный антисемитизм маскируется под легитимную критику действий израильского правительства. Чтобы отличить его от подлинной критики, специалисты выработали четыре критерия, основанные на сравнительном анализе отношения, которое до создания Израиля проявляли антисемиты к отдельному еврею с отношением к еврейскому государству.
Критерий первый – демонизация. Отдельного еврея представляли в качестве этакого демонического злодея, повинного во всех бедах. Горбоносые евреи, держащие в своих волосатых, запачканных кровью руках земной шар, были излюбленными персонажами крушевановских изданий в России и геббелевской "Дер Штюрмер".
В борьбе Западной Европы с тем, что она называет "незаконной оккупацией", используются методы, которые, в соответствии с этим критерием, нельзя назвать иначе, как антисемитскими. Например - сравнения, использующие современные символы мирового зла. Лауреат Нобелевской премии по литературе Хосе Сарамаго сравнивает отношение Израиля к палестинцам с тем, что произошло в Освенциме. Ведущие газеты Франции и Бельгии сравнивают Ариэля Шарона с Адольфом Гитлером, а израильтян с нацистами. Английская "Гардиен" опубликовала карикатуру, изображающую Шарона пожирающего палестинских младенцев.
Но арабские страны оставляют Европу далеко позади. Год назад правительство Египта провело по государственному телевидению трансляцию 41-серийного фильма, основанного на "Протоколах Сионских мудрецов". Трансляцию приурочили к празднику Рамадан, то есть - в времени наивысшего рейтинга. А в нынешний Рамадан телеканал Хизбаллы показал сериал, подготовленный сирийским гостелевидением. В этих сериалах евреи представлены кровавыми садистами, стремящимися подчинить весь мир.
Критерий второй – двойной стандарт. В царской России существовала система двойного законодательства: евреев судили по одним законам, всех остальных граждан – по другим. А что происходит сегодня в международных организациях, в первую очередь ООН?
Почти через год после начала палестинцами интифады Аль-Акца, в Дурбане, под эгидой ООН, состоялась "Всемирная Конференция против расизма". Она обвинила Израиль в расизме, апартеиде, геноциде и осудила даже за... "сионистскую деятельность против семитизма", подразумевая под семитами палестинских арабов!
Генеральная ассамблея ООН ежегодно принимает не менее двадцати резолюций, осуждающих демократический Израиль, совершенно не замечая преступлений десятков тоталитарных режимов. Против Израиля, а не Кубы, Северной Кореи или Ирана направлена каждая третья резолюция комиссии ООН по правам человека, возглавляемая, кстати, Ливией.
Критерий третий – делегитимация, отрицание права на существование. В прежние времена антисемиты стремились уничтожить евреев – или физически или морально, заставив их изменить свою веру. Тот, кто сегодня предлагает в качестве решения ближневосточного конфликта создать двунациональное, арабо-еврейское государство, на самом деле отказывает евреям в праве на существование их страны.
Критерий четвертый – использование религиозных мотивов. Когда палестинские боевики захватили в Вифлееме храм Рождества, и ЦАХАЛ был вынужден оцепить здание храма, итальянская газета "La Stampa" опубликовала карикатуру, на которой изображен младенец Иисус, лежащий перед израильским танком. "Только не говорите, что они хотят снова распять меня",- умоляет младенец. Совершенно понятно, к каким именно чувствам аппелировала эта карикатура, как именно должен был расценить читатель одной из самых популярных итальянских газет, первый в истории захват вооруженными боевиками главной святыни христианства.
Большая часть специалистов по антисемитизму считает, что сегодня он приобрел новую форму. Современный антисемитизм, являющийся прямым продолжением антисемитизма традиционного, обрушивается уже не на отдельного еврея, а на еврейское государство.
Не хочу, чтобы у читателя создалось впечатление этакого кромешного мрака, сплошного ужаса, в котором оказались евреи в начале 21 века. Ситуация, без сомнения, тяжелая. Но, в отличие от двухтысячелетней истории скитаний, гонений и нападок, у евреев сегодня существует свое государство – с крепкой (несмотря на все передряги и кризисы) экономикой, с мощной армией. И это государство является надежным гарантом того, что трагедии прошлого, к которым приводили все обвинения, перечисленные мной выше, больше никогда не повторятся.