Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Датчане известны в качестве праведников народов мира, в основном из-за переправки датских евреев в Швецию во время Второй Мировой войны, но новые факты, обнаружившиеся в последнее время бросают тень на этот симпатичныф имидж: как выяснилось датские рыбаки требовали с евреев и получили огромные деньги за переправку в Швецию. Отказывавшимся платить угрожали выдачей нацистам. И это не единственный лопнувший дутый миф (опубликовано в еженедельнике «Макор ришон» от 16.4.04)

Побережье Копенгагена, часовая поездка и экскурсия заканчивается в городе Гельсингере. Гельсингер, более известный как «Эльсинор» из пьесы Шекспира о принце Гамлете, привлекает ежегодно сотни тысяч посетителей несмотря на отдаленное географическое месторасположение. Хоть герой Шекспира (как и сам Шекспир) ни разу не ступил ногой в крепости Кронбург, расположенной в центре города, но это не мешает туристам предаваться романтическим иллюзиям, что речь идет о литературном Эльсиноре. Многие посетители прилагают усилия и поднимаются на высокие узкие башни крепости. С их высоты ясно виден шведский берег, расположенный за узким проливом. Лишь 20 минут на пароме и вы в Швеции.

В 20 минутах поедки на автобусе от Гельсингера находится небольшая рыбацкая деревушка Глилея. Хотя в устах местных жителей Глилея – это синоним забытого Богом места, но эта деревушка привлекает много туристов, почти все приезжающие посетители – евреи. Причина посещения – высокий мраморный куб на зеленой лужайке возле лодочной пристани. Над кубом возвышается босоногая фигура с руками, поднятыми в виде непонятного танца, с шофаром. На постаменте надпись на иврите: «Тка бешофар гадоль лехерутейну».

Куб и монумент – в свидетельство спасения датских евреев в период Катастрофы. 28 сентября 1943г. было получено известие в канцелярии датского премьер-министра, что через три дня немцы планируют осуществить «акцию» - первую из серии, в результате чего 8 тысяч евреев Дании должны будут оказаться в лагерях уничтожения. Предупреждение было передано в тот же день главам еврейской общины и всей общине, что привело к провалу нацистской операции. Евреи скрылись из своих домов в день, назначенный для акции, а в течение следующих недель сумели переправиться из оккупированной Дании в нейтральную Швецию. Во время секретной и опасной операции, продолжавшейся 6 недель, переправили датские рыбаки из деревушки Глилея на своих рыбацких лодках датских евреев в шведский порт Мальме, расположенный за узким проливом. Рассказывают также, что когда немцы, заподозрив неладное, начали поиски с помощью собак-ищеек, придумали представители датского подполья с помощью группы шведских ученых порошок, содержавший высушенную кровь животных и наркотик кокаин. Почти на всех рыбацких лодках были разбросаны носовые платки, пропитанные этим раствором, и нюх собак, привлеченных запахом крови, был поражен кокаином. Так были спасены многие жизни.

Но если до сегодняшнего дня мы думали, что рыбаки из Глилеи и их лодки – это один из самых героических рассказов и проявлений благородства души во времена Катастрофы, то в последние годы проясняется совершенно другая картина. Рассказ о спасении еврейской общины и, соответственно, миф о маленьком, но благородном датском народе оборачивается совсем другой стороной, когда выясняется, что жизни датских евреев были выкуплены за деньги, и очень большие деньги. Другие известные мифы, как о том, что Христиан Х, король Дании, заявил немцам, что выйдет на улицу с желтой заплатой в знак солидарности с евреями, уже давно разоблачены как абсолютная выдумка. Он никогда не угрожал нашить желтую заплату и, уж тем более, не ходил так по улицам Копенгагена. То же самое с другим мифом, прославляющим жителей Копенгагена, которые якобы продолжали поливать лужайки возле еврейских домов и цветочные горшки в квартирах, пока хозяева отсутствовали. На самом деле многие квартиры были разграблены.

Лодка перевернулась
Профессор Петер Нанстад с кафедры политологии в университете Аурус в Дании – главный ответственный за разоблачение героически-благодушного имиджа датского народа. По мнению Нанстада, есть много лицемерия в имидже, который датчане присваивают себе. «В конце концов, мы не лучше и не отличаемся от других народов», - утверждает Нанстад в исследовании, опубликованном им полтора года назад, где он говорит также о коронах, которыми увенчали себя датчане в связи с Катастрофой. Правильнее говорить о датских кронах, которые заплатили обобранные евреи.

57-летний Нанстад – специалист по принятию политических решений и формированию общественного мнения. Университет Аурус, в котором он работает, - второй по величине в Дании и считается университетом на международном уровне. Когда исследовал Нанстад историю с переправкой евреев рыбаками, выяснилось, что рыбаки действовали лишь из корыстных соображений, а вовсе не гуманитарных. За каждое отплытие получил рыбак-перевозчик от евреев, которых от перевозил на своей лодке, сумму, равную тогдашней годовой зарплате инженера. Почти все рыбаки сделали по несколько десятков рейсов между Глилеей и Мальме, перевозя за каждый рейс порядка 10 человек в лодке. Тяжело даже оценить огромные суммы, которые рыбаки положили в карман. Видно, и вся мистика и опасности, которыми окутывают действия рыбаков, - не более чем сказка: Нанстад утверждает, что из-за особых связей между немцами и датским правительством не было особой опасности. «Разумеется, рыбаки рисковали», - говорит Нанстад, - «но в любом случае ясно, что «праведниками народов мира» они, а тем более все датчане не выходят из этой истории». Факт, что евреи Дании заплатили рыбакам за переправку, - не нов, но не было широко известно, что речь идет о таких огромных суммах в любом масштабе, а тем более в те дни мировой войны.
Лона Штерн, 56 лет, родилась в Копенгагене после войны. 8 лет назад, за два года до смерти ее отца, Бернарда Бермана, она узнала все подробности, связанные со спасением ее семьи. Она живет сейчас в Иерусалимском районе Байт ве-ган и хранит письма отца, где он рассказывает историю бегства в Швецию. Накануне Рош а-Шана 5704г. (1943г.) он вместе с женой и еще несколькими родственниками был переправлен через пролив в Швецию. За этот рейс он заплатил рыбаку из Глилеи 35 тысяч датских крон – сумма, по покупательной способности равная нынешним 100 тыс долл. Берман указывает в своем письме, что были евреи, которым пришлось заплатить гораздо большую сумму. В дополнение, он ежемесячно посылал соседям 500 крон – своего рода «гарантийный полис», что дом не будет разграблен.
«В случае нашей семьи это хотя бы окупилось», - говорит Штерн. – «Были люди, которые вернулись и нашли разграбленный и разрушенный дом. Люди взяли в банках огромные ссуды, зная что речь идет о жизни и смерти. Многие остались без ничего, а те, у которых что-то оставалось, до конца жизни выплачивали долг банку».

Рыбаки, быстро обнаружившие денежный потенциал, заложенный в переправке евреев в Швецию, «усовершенствовали» свои методы – в том числе с помощью шантажа или увеличения количества пассажиров в каждом рейсе. Один из таких рейсов закончился катастрофой: рыбак запихнул 18 пассажиров в лодку, рассчитанную на 10 человек, и она перевернулась, все люди утонули. Они принадлежали к семье Гринман из Копенгагена. В ряде случаев евреи буквально купили свои жизни у рыбаков, обязавшись всю жизнь платить рыбаку и его семье. Несколько месяцев назад среди документов еврейской общины в Швеции нашлись свидетельства, касающиеся бегства из Дании. В частности, есть рассказ об Альфреде и Берте Розен из Копенгагена, которые обязались ежемесячно переводить «рыбаку Иогансену Лоргену из деревни Глилея 630 датских крон до конца декабря 1970г.» К письменному свидетельству приложена копия постоянного указания банку в Копенгагене ежемесячно переводить эту сумму Иогансену. Есть свидетельства прямого шантажа, когда рыбаки останавливали лодку в море и говорили о «повышении цены». Тот, кто отказывался платить, оказывался перед угрозой возвращения в Данию и сдачей нацистам.

Гордость вместо извинений

Особые связи между Германией и Данией во время Второй Мировой войны, как утверждает профессор Нанстад, основывались на помощи, которую оказывала Дания Германии в военных усилиях. Во время войны превратилась Дания в основного поставщика молока и масла в Германию, что привело к установлению тесных отношений с оккупационным нацистским режимом. Это привело также к тому, что датчане получили относительно либеральный режим по сравнению с другими оккупированными странами. Датчане ответили преследованием подполья, противящегося сотрудничеству с немцами. Инициатива спасения датских евреев была естественным шагом для подполья, которое любым способом пыталось помешать немцам.

Чего подпольщики не знали – это, что немцы обещали датчанам не истреблять подданных королевства, включая евреев – датских граждан (в отличие от еврейских беженцев из Восточной Европы, отправленных в лагеря уничтожения). Именно поэтому была передана информация об «акции». Те, кто не сумел скрыться, были схвачены и отправлены в концлагерь Терезиенштадт, который не был лагерем уничтожения и где они даже изредка получали посылки через датский Красный крест.

Даже если история спасения евреев Дании была и останется исключительной по сравнению с тем, что происходило в те дни в других местах, есть нечто отвратительное в том, что последовало за этим. Все годы после Катастрофы Дания интенсивно приукрашивала свою историю, включая проведение помпезных церемоний с широким привлечением СМИ, а в последние годы – и посредством интернетовских сайтов. В то время, как страны Европы одна за другой признают свои преступления и говорят о необходимости компенсации, хотя бы денежной, уцелевших в Катастрофе и их наследников, Дания выставляет себя не только с чистыми руками, но и неким образцом для других народов. (прим.перев. - достаточно добавить, что из нескольких сотен статуй – копий нацистских карикатур на евреев, установленных во время Второй Мировой войны в Германии и оккупированных немцами странах, в основном возле церквей, после войны не было разрушено несколько десятков и они до сих пор стоят – почти все в «денацифицированной» Германии, но также остается одна в «чистой» Дании и две в «либеральной» Франции)

«Датские евреи – тихий народ», - сказал мне на этой неделе один из представителей местной общины. – «У нас нет сил и необходимости в войнах. Но болит сердце, когда датчане берут трагедию нашего народа и делают из нее прибыльную выигрышную карту. Это уже не деньги, это просто плохое ощущение».

Перевел Яков Халфин
МАОФ