Maof

Thursday
Nov 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Иудаизм оказывается столь всеохватывающей и всеобъемлющей системой взглядов, которая не может ужиться в контакте с другими, куда более ограниченными и частными системами – или полное разделение с ними, или агрессия с их стороны.
Эта статья была опубликована в газете "Вести" 10 октября 1999 года. За прошедшие 5,5 лет только ярче проявилось расслоение общества на религиозную и нерелигиозную части. Большинство иных различий – ашкеназы – сефарды, поселенцы – левые и другие оказываются лишь следствием углубления первого, базового и определяющего раскола. Поэтому мы сочли необходимым опять вернуться к мыслям пятилетней давности и показать истинную причину царящего в нашем обществе набора расколов, разделений, различий.
Иудаизм занимает совершенно особое место среди мировых религий. И дело совсем не в том, что его приверженцы считают свое знание наиболее полным и правильным. Все другие известные нам религии – ислам, христианство, буддизм – тоже считают себя единственными носителями Высшей истины. Однако последователи иудаизма всегда и при всех режимах были первыми в очереди на тотальное уничтожение.
Почему же расправа с приверженцами иудаизма всегда оказывалась и оказывается неизбежной? Почему с ними нельзя ужиться, нельзя параллельно с ними мирно сосуществовать? Выскажем такое предположение: все религии, включая атеизм, но исключая иудаизм, могут довольно мирно сосуществовать друг с другом. Одним из доказательств этого может быть известный исторический факт, что до восстания Маккавеев в мире не было религиозных войн. Войны за захват новых территорий были, войны за обладание материальными благами были, а вот религиозных войн не было. Да и позже религиозных войн было немного, все больше воевали за рынки сбыта и источники сырья, за территории и сферы влияния. Особняком стоят разве что Крестовые походы, когда война шла за Иерусалим, за еврейский центр мира. И, так же, как и сегодня, линия фронта проходила между еврейской цивилизацией с одной стороны и всеми остальными – с другой. Приверженцы разных религий редко и неохотно конфликтуют друг с другом в открытой, силовой форме по идеологическим поводам по очень простой причине – каждый понимает, что существование иного взгляда на мир (повторим: любого, кроме иудаизма) не разрушает здания понятий и ценностей его собственных убеждений. Не то с иудаизмом. Его контакт с любой другой религией полностью разрушает всю ткань этой религии, делает ее очевидно пустой и ненужной. А кому такое может понравиться?
Очень рельефно конфликт мира с иудаизмом проявился в период перед восстанием Маккавеев, когда Иудея была под властью греческой династии Селевкидов (сирийский обломок империи Александра Македонского, распавшейся после его неожиданной смерти). Греки были не против иудаизма. Они были согласны с ним сосуществовать при условии, что евреи перейдут на "цивилизованные" позиции, примерно соответствующие сегодняшнему реформисткому ("прогрессивному", "современному", "модернизированному" и проч.) иудаизму, то есть будут соблюдать заповеди, но не ради невидимого и непонятного Б-га, а ради самих себя (национальные, культурные традиции, но не Б-годанный приказ). Ведь и цари Персидской империи (разрушившие Первый Храм по военной, с их точки зрения, необходимости, для подчинения евреев себе, что, как они понимали исключено, пока  стоит Храм), и Антиох Третий (предшественник Антиоха Четвертого, того самого, против которого воевали Маккавеи) своими указами обязывали (!) евреев соблюдать их традиции и заповеди. Сам факт сохранения "родной" религии и иерархии построения общества у покоренного народа в то либеральное время был обычной практикой – хотя бы для легкости управления покоренными.
Но когда "прогрессивные", порвавшие с Традицией евреи приняли греческий образ жизни, а вместе с ним – и греческую идеологию и религию, и позвали греков наводить для них, для "прогрессивных" греческий порядок в Иудее, те (по наводке евреев же) запретили евреям соблюдать всего 4 заповеди из 613 (!). Но именно эта четверка заповедей особенно явно разрушала самосознание греков. Аббревиатура названия этих заповедей на иврите образует слово "хашмонай" (опять "случайное" совпадение. Ох, уж эти непрерывно случающиеся "случайности"!). Вот эти заповеди.

Х – ходеш. Назначение начала месяца еврейским судом – Санхедрином в Иерусалиме – по показаниям двух свидетелей, видивших молодую луну. В основе греческих взглядов на мир лежало понятие, что время есть аргумент функции жизни, ни в каком виде и никогда не подвластный человеку. Принять, что время является функцией человеческого (не Б-жественного и не раз и навсегда установленного) решения, греки не могли. Ибо это принципиально разрушало их мировоззрение. Ведь тогда пришлось бы признать, что смертные люди (евреи) имеют долю в управлении миром. Интересно, что ученые других народов всегда объясняют судебное (то есть волевое), по показаниям свидетелей,  назначение начала месяца еврейским судом признаком слабости еврейской астрономии. По их мысли, евреи просто не могли просчитать время наступления следующего новолуния. Но эти евреи записали в Талмуд (не позже пятого века н. э.) продолжительность лунного месяца с точностью, проверить и подтвердить которую удалось только в 70-х годах ХХ века. Знали евреи, когда новолуние наступит, но требовали свидетельских показаний.
Ш – шаббат, еврейская суббота. Греки были уверены, что время однородно и непрерывно и в в любой день одинаково. Еврейское утверждение о том, что время шаббата по течению и качеству принципиально отличается от времени будней, также кардинально разрушало греческое мировоззрение.
М – брит-мила (сокращенно: мила) – обрезание. Греки считали, что тело человека создано идеальным на Б-жественном уровне и любое человеческое вмешательство с целью исправления и доделки только портит идеал. Утверждение евреев, что тело человека специально создано неидеальным, чтобы человек своими действиями исправил его и стал соавтором Творения, воспринималось не только как дикое кощунство, но и как посягательство на основы основ греческого мировоззрения.
Н – нида – период женской нечистоты особого вида (духовной нечистоты), связанной с женским месячным циклом. Очищение производится ежемесячным окунанием в ритуальный бассейн – микву. Греки не могли допустить мысль, что духовная нечистота чистого по определению (и на физическом уровне) человека может находить выражение на физическом уровне в виде запрета мужу даже касаться своей жены и что женщина может очищаться от духовной нечистоты физическим действием – погружением в воды миквы. (Изложение запрещенных греками заповедей приведено по материалам урока рава Хаима Бурштейна 27 декабря 1997 в Бейт Шемеше).

И так происходило не только с язычеством (многобожием, куда относились, несомненно, и верования греков). В этой связи интересно отметить, что представители одной религии часто и с интересом знакомились с основными положениями другой религии без ущерба для целостности здания своих взглядов и своего мировоззрения в пределах своей собственной религии. Бывшие советские граждане, например, хорошо помнят, что атеист мог безбоязненно знакомиться с христианством под видом изучения культурного и исторического наследия. Это знакомство, хотя бы поверхностное, считалось необходимым культурным багажом интеллигентного человека. Контакт же иудаизма с любой религией, включая атеизм, всегда приводит к явной демонстрации пустоты и надуманности любых религиозных, идеологических, философских построений, созданных человеком.
Недавним открытием для меня явились сведения о том, что именно так воспринимал иудаизм Адольф Гитлер. Я никогда не относился всерьез к его философским построениям, списывая все на животный, инстинктивный и интуитивный антисемитизм необразованного примитивного завсегдатая мюнхенских пивных. И вдруг в книге Ефима Свирского меня ждало откровение. Без комментариев привожу две цитаты Гитлера (по книге Е. Свирского "Свобода и Выбор" Иерусалим 1997):
"Война за влияние над миром идет между нами и еврейством. Все остальное – фасад и иллюзия."
"Если хотя бы одна страна по любой причине даст у себя прибежище хотя бы одной еврейской семье, то эта семья станет зародышем нового мятежа."
Да, неожиданно глубокого и правильного мнения был о евреях Адольф Гитлер. Кое-чему наши атеисты могут поучиться даже у такого одиозного евреененавистника.
Оказалось, что практически невозможно ознакомиться с иудаизмом "сверху", с высоты прогрессивного научного знания или с позиций другой религии и сохранить в целости и сохранности систему своего мировоззрения. Не в этом ли секрет того удивительного факта, что большинство приехавших в Израиль бывших советских евреев, всегда считавшихся и считавших себя культурной и образованной частью советского общества, так тщательно, на подсознательном уровне, избегают чуть более глубокого знакомства с иудаизмом, чем просто поедание блюд национальной кухни в соответствующие еврейские праздники? Просто они инстинктивно чувствуют, что иудаизм разрушит их сегодняшнее религиозное состояние, которое они сами в большинстве своем называют атеизмом, но более правильнее было бы назвать его светским христианством по той христианской системе ценностей, которую многие впитали и от окружения и из бессмертных книг русских и западноевропейских классиков, которые все были христианами и иные ценности, кроме христианских, нести просто не могли. И они, боящиеся изменений своего мировоззрения, правы – после более тесного знакомства с иудаизмом их мировоззрение претерпит серьезные, кардинальные изменения.
Принятие иудаизма как цельной системы мировоззрения и жизненного пути для еврея, временно находящегося вне Традиции, но начавшего с ней знакомиться, является естественным результатом честной, внутри себя и для себя, переработки достаточного количества информации об иудаизме. Не результатом прозрения, не результатом озарения, пророчества, вспоминания или чего-то подобного. А единственно результатом переработки достаточного количества информации. И все утверждения типа " мне это не подходит", "я воспитан в других взглядах", "очень интересно, но я же современный человек" свидетельствуют лишь о том, что говорящий так человек просто еще не познакомился и не переработал имеющуюся в его распоряжении информацию.
Иудаизм оказывается столь всеохватывающей и всеобъемлющей системой взглядов, которая не может ужиться в контакте с другими, куда более ограниченными и частными системами – или полное разделение с ними, или агрессия с их стороны. То есть, расправа с последователями религии, разрушающей все остальные системы верований, является совершенно неизбежной. Остается лишь вопрос времени и удачно выбранного момента. Просто из чувства самосохранения.
Да, неуживчивая религия нам досталась!

Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , 3 мая 2005 года.