Медина, второй по значению город арабского мира, изначально был еврейским «поселением»
Информация о материале
Автор:
Рейтинг: 5 / 5
Так же как английские протестанты 16-го
века закладывали основы своего экономического благополучия, грабя католические
монастыри, корни исламского антисемитизма могут быть найдены в первоначальном
ограблении еврейских поселений и наложении налога на финансирование арабских
компаний.
http://www.eretzyisroel.org/%7Epeters/medina.html
Малоизвестным
фактом, на который указывает по крайней мере один историк, является то,
что второй по святости город арабского мира Медина, до недавнего времени
считавшийся «чисто арабским» в действительности был основан еврейскими
племенами (1). Так же как английские протестанты 16-го
века закладывали основы своего экономического благополучия, грабя католические
монастыри, корни исламского антисемитизма могут быть найдены в первоначальном
ограблении еврейских поселений и наложении налога на финансирование арабских
компаний.
Бернард Льюис пишет:
Город Медина примерно в 280 милях севернее Мекки был основан еврейскими
племенами с севера, в осбенности Бану Надир и Бану Курайза. Относительное
богатство города притягивало к нему языческие арабские племена, поначалу
являвшимися клиентами евреев, а затем вытеснившими их. Медина, или до распространения
ислама Ятриб, не имела какой-либо стабильной формы государственного устройства.
Евреям приходилось с трудом удерживать баланс сил. Они были заняты в основном
в сельском хозяйстве и ремесленничестве, культурно и экономически превосходя
окружающие скотоводческие арабские племена, и будучи таким образом нежеланными
соседями. В конце концов арабы, обьединеные исламом под предводительством
Муххамеда, полностью уничтожили евреев (2) .
Во второй половине 5-го века множество персидских евреев, спасаясь
от преследований, эмигрировали в Аравию, увеличивая здесь еврейское население
(3). Около 6-го века христианские авторы писали о сохраняющемся
значении еврейской общины в Святой Земле. Для разбросанных по Аравии еврейских
поселенцев Тверия в Иудее была центром. В царстве Химиар на восточном побережье
Красного моря в Аравии обращение в иудаизм было распространенным ялением.
И простые люди и королевская семья принимали иудаизм, один автор пишет,
что «еврейские священники (равины) составляли свиту царя Ду Ноаса и являлись
его советниками во внешних сношениях с христианскими городами»(4)
.
В соответствие с Гиллемом на заре возникновения ислама евреи доминировали
в экономической жизни Хиджаза в Аравии. У них были лучшие земли, в Медине
они составляли половину населения. Также существовало еврейское поселение
к северу от Аккабского залива ... Евреи Хиджаза привлекли множество прозелитов
(принявших новую веру) из среды арабов(5) .
Первые беженцы из Иудеи стали преуспевающими арабскими поселенцами.
Их успех и благосостояние обьяснялись глубокими знаниями в области сельского
хозяйства и ирригации и личной активности. Бездомные беженцы всего за несколько
поколений превратились в крупнейших землевладельцев в стране, контролирующих
финансы и торговлю... Это еврейское благосостояние стало прямым вызовом
для арабов, особенно в Кирьяше и Медине и ... других арабских племен в
Медине. Сам пророк Мухамед был из клана Кирьяша, домогавшегося еврейского
имущества, и, когда мусульмане начали вооруженную экспансию, они относились
к евреям с большей жестокостью, чем к христианам, отношение к которым до
самого конца арабского халифата было приемлемым(6) .
Одной из причин подобной дискриминации по отношению к евреям были по
определению Гиллема «презрительные высказывания корана по отношению к евреям»
. Еврейское имущество стало существенным источником обогащения в
аравии. Начиная с предпринятых во время Мухамеда и распространения ислама
изгнаний, расхищений, вымогательств, насильственных обращений и убийств
еврейских поселенцев в Медине до массового убийства в Хайбаре среди арабов
мусульман был сформирован прецедент экспроприации еврейского имущества.
Евреи были постоянным раздражителем, отказываясь признать Мухамеда пророком,
и, конечно, их экономическое преимущество было наибольшим раздражителем.
Первым подстрекательством против евреев было убийство Мухамедом двух евреев,
после которого не было заплачено выкупа родственникам жертв. Евреи не признали
его претензий на звание божьего апостола, и, хотя, некоторой компенсацией
было признание божественной миссии Авраама, Моисея и пророков, вряд ли
они могли примириться с включением в ряд посланнико Иисуса и
Ишмаэля. Существование не признающих его евреев в непосредственной
близости было опасным для неререкаемого авторитета пророка, нацеленного
на экспансию.
Евреи предпочитали хранить свою веру и поэтому еврейский клан неподалеку
от Медины был заподозрен в предательстве, был вынужден сложить оружие и
был изгнан со своих земель. Ценные земли и множество имущества попало в
руки мусульман. Соседствующий клан из Курайзы, который вскоре был уничтожен,
не пошевелило и пальцем, чтобы помочь единоверцам.
Известно изречение Мухамеда: «Двум религиям не соседствовать в Аравии».
Этот эдикт последовательно проводился его последователями – Абу Бакром
и Омаром Первым. Целые еврейские общины в северной Аравии систематически
уничтожались. За уничтожением клана Курайзы последовало нападение на еврейский
оазис Хайбар.
Вестники Мухамеда были посланы к евреям, бежавшим в Хайбар, и пригласили
Узаира, еврейского военачальника в Медину.
Узаир отправился в Медину с тридцатью товарищами и арабским эскортом.
Не подозревая заговора евреи шли безоружными. По дороге мусульмане напали
на евреев и убили всех кроме одного, которому удалось бежать. «Война –
это обман» - в соответствии с часто цитируемым высказыванием пророка.
Израильский историк и бывший президент Ицхак Бен-Цви охарактеризовал
эти события ка не имеющие аналогов, поскольку «...уничтожение двух арабо-еврейских
племен Надира и Кайнука с полным физическим истреблением мужчин, женщин
и детей было трагедией, не имеющей аналогов в еврейской истории до нашего
времени».
Убийство евреев и экспроприация их собственности стали волей Аллаха.
В сответствии с Кораном: «... одних вы убили, других взяли в плен. Он (Аллах)
сделал вас хозяевами их (евреев) земли, их домов и добра, и другой земли
(Хайбар), на которую доселе не ступала ваша нога. Поистине, Аллах имеет
силу над всеми вещами».
Гиллем сообщает, что наиболее яростное сопротивление оказали евреи
Хайбара, но и они были уничтожены. Те, кто выжил, в дальнейшем сформировали
основу арабского успеха. Некоторые евреи, не-мусульмане или язычники вернули
свои земли, по крайней мере до тех пор, пока не набиралось достаточное
количество мусульман для их вытеснения. Тем временем арабские евреи платили
50-процентную подать на обеспечение безопасности. Профессор Льюис пишет,
что «мусульманская победа в Хайбаре ознаменовала первый контакт между мусульманским
образованием и завоеванными им народами и заложила основы формирования
подобных контактов в будущем».
1. Сало У.Барон, Общественная и религиозная
история евреев, 3-й том (Нью-Йорк, Колумбийский университет, 1937).
Б.Льюис, Арабы в истории, с.40
2. С.Сафрай, «Земля диаспоры», в Истории
Евреев, Бен-Сассон, с.380
3. С.Сафари, «От отмены патриархата
до арабской Конкисты», История еврейсого народа, Бен-Сассон, с.358-359.
Сафари пишет: «Дважды евреям Химиара удавалось сбрасывать эфиопское владычество,
даже в глазах Византии это было еврейское царство, небольшое, но занимающее
стратегическую позицию. Царь Химиара не разрешал византийским купцам следовать
в Индию через земли, населенные бежавшими от римлян евреями. Византия не
решалась предпринимать военную авантюру столь далеко в Южной Аравии, но
ей удалось убедить Эфиопию напасть на Химиар. Царь Химиара надеялся на
помощь Персии, но в это время было затишье в боях между Персией и Римом,
и Персия не смогла в должной мере оценить значение этого удаленного плацдарма
на Красном море. Ду Ноас погиб в битве против эфиопских захватчиков, и
еврейское царство пришло к концу».