В христианском мире существует возможность покупки прощения за некую сумму. Священники, бывало, выдавали своей пастве документы (письменные индульгенции) взамен денежного (имущественного и т.п.) платежа , которые были ни больше и ни меньше, как расписка о прощении.
В израильскую политику вписалась индульгенция как явление во всей полноте своей преступности и уродства во времена бывшего главы правительства Ариэля Шарона. Это он был тем человеком, который придумал метод, развил и усовершенствовал его до уровня настоящего искусства.
Однако в Израиле не назвали этот метод методом индульгенций – ведь после всего нужно и меру знать, - и никто даже Ольмерт не может превратить всех граждан страны в тупиц и невеж, к тому же любой специалист по рекламе и трюкам предостерег бы от употребления латинского термина - холодного, странного и отчужденного .
По рекомендации специалистов "форума фермы" Шарона, под дирижерством Омри и Гильада Шарона, Реувена Адлера, Эяля Арада, этот метод был назван "итнаткут". Т.е. изгони 8000 первопроходцев Гуш –Катифа, сотри с лица земли 23 поселения, вырви умерших из могил, позволь убийцам из Газы сжечь синагоги - и получи взамен ряд индульгенций, которые снимут с тебя все грязные дела: иммунитет против уголовного расследования по делу о "греческом острове", игнорирование дела о финансировании выборов деньгами из незаконных пожертвований и от иностранных корпораций (за что был осужден Омри Шарон, но его отца, использовавшего незаконные пожертвования, система правосудия не тронула пальцем, как будто Омри совершал преступления, в которых был обвинен, ради себя), и забывание дела о массовых политических назначениях.
Иными словами: дай "итнаткут" и изгнание евреев и получи взамен глобальный оптовый документ искупления всех грехов и преступлений.
Сейчас на фоне речи об уступках главы правительства Эгуда Ольмерта на конференции в Анаполисе, где он обещал "уступки, тяжелые как адские муки" и заявил, что геополитической реальности, сложившейся в результате Шестидневной войны в последние 40 лет, предстоит измениться, вновь взвешивается раздача индульгенций, на сей раз в виде провозглашения всеобщей амнистии в рамках празднования 60–й годовщины Израиля. Всеобщая амнистия включает прощение для разного рода преступников (кроме осужденных за особо тяжкие преступления), а всем, против кого открыто уголовное дело.
Кому это будет на руку?
Во-первых, Эгуду Ольмерту, запутавшемуся по горло в нескольких серьезнейших криминальных делах. Все эти серьезные криминальные дела против него будут закрыты (это с одной стороны), и он сможет продолжать стоять во главе нынешнего правительства, одного из самых многочисленных (по количеству министров) за всю историю государства, но общественная поддержка, которого наименьшая за все дни существования страны.
Общая амнистия, вероятно, улучшит также положение остальных политиков- преступников, начиная с нынешних и бывших депутатов Кнессета, и до политических личностей не обязательно являющихся депутатами Кнессета, как Арье Дери, в прошлом лидер партии ШАС, с которым система правосудия поступила строго по сравнению с другими политиками, совершившими те же проступки): он до сих пор носит "позор" вынесенного приговора, и это одна из причин препятствующих ему возвратиться к политической деятельности.
Среди людей, довольных амнистией, будут и близкие друзья Ольмерта. Авраам Гиршзон, бывший министр финансов, на котором висят грязные дела. Можно предположить, что Ольмерт заинтересован дать им амнистию, в частности, чтобы не говорили, что он делает все лишь для себя.
Между делом будут довольны и юристы: судьи и адвокаты. Есть такие среди судей и адвокатуры, которые совершали ошибки и преступления, часть из них получили наказания, часть из них ожидает суда. Есть и такие, которым широкая общественность и средства информации "простили" и не особо занимались их прегрешениями.
Возьмите, например, даже судей в отставке Меира Шамгара, Мишаэля Хешина, Ицхака Замира, Элиягу Маца, Ицхака Энгельрада, Далию Дорнер, Мирьям Бен-Порат, Элиэзера Гольдберга и других. Люди чисты как снег. Но и они поскользнулись. Вопреки закону, Верховный суд выдеклил каждому из них в здании Верховного суда в Иерусалиме: личную канцелярию, услуги секретарши и компьютерное обслуживание, годовая стоимость которых доходит до десятков тысяч шекелей, все за счет несчастного налогоплательщика без какого-либо разрешения финансовой комиссии Кнессета согласно закону. И, без всякого сомнения, они не будут привлечены к суду. Но всеобщая амнистия снимет любые подозрения и выведет их на улицы юридического квартала чистыми как хрусталь.
Снятие позорной метки
Главе правительства Эгуду Ольмерту очень важно превратить Дери в активного деятеля в израильской политике. Так или иначе, если он займется политикой, то внесет дополнительный вклад во взвешенное государственное мышление. Если не займется, а будет только ждать случая (без "позорной метки"), то все же он будет служить бичом над головой ШАСа, который мечется между уходом из коалиции и присутствием в ней. Арье Дери, так считает Ольмерт, в противоположность Ишаю согласится освободиться от арабских кварталов в Иерусалиме, потому что он в точности как Рамон и Ольмерт полагает, что арабские кварталы не являются частью Иерусалима и представляют собой невыносимое экономическое бремя для бюджета города и страны.
Всеобщая амнистия, создав праздничную атмосферу примирения, уступчивости, жалости сыграет на руку Ольмерту также и в отношении выводов комиссии Винограда, которым именно в эти дни надлежит быть сформулированными и в ближайшие недели опубликованными, т.е. до конца декабря как было обещано в заявлении БАГАЦу (прим.перев. - теперь уже до конца ноября)
Выглядит фантастично? Очень невероятно?
Много чего из невероятного и неприемлемого превратилось в Израиле в реальную действительность, в основном, если средства информации и система правосудия, оба левого направления, брались откошеровать "гада" в глазах общественного мнения. Несколько месяцев тому назад журналист Эльдар Акива из газеты "Гаарец", известный как сторонник "Шалом ахшав" и ультра левый, опубликовал статью под названием "Всеобщая амнистия взамен всеобщего мира". Вот так. Статья предназначена, очевидно, быть "пробным камнем" для определения реакции общества на идею. Ее публикация прошла в обществе без шумных возражений. В ней Эльдар предсказывает, что "политическое соглашение, которое приведет к концу оккупации, подарит Ольмерту помилование. Только окончание состояния войны с арабскими государствами превратит его из презренной ремарки в тексте истории страны в выдающегося лидера".
Эльдар признает, что одностороннее "размежевание", осуществленное Шароном, создало ему отношение милосердия. "И так, - предлагает он, - следует вести по отношению к Ольмерту", если тот пойдет по стопам своего предшественника. В свете "опыта этрога", - поясняет Эльдар, - политическое соглашение, ведущее к окончанию "оккупации", подарит Ольмерту помилование.
Простыми словами: осуществи "итнаткут-2", передай все территории до "зеленой черты" палестинцам – и получи взамен помилование, которое превратит тебя из несчастной строки в книгах по истории в выдающегося национального лидера, образ ближневосточного Черчилля.
Два прецедента
И, действительно, кажется, что всеобщая амнистия будет с благословлением принята общественностью, без того чтобы многие увязали амнистию с Ольмертом и его стремлением пройти процесс общей чистки. Ведь помилование в такую "круглую" для страны дату вроде бы дело приемлемое и разумное, несмотря на то, что всеобщая амнистия в юбилейный для страны 50-й год не была проведена, вопреки предложению нескольких политиков провести ее.
Кстати, всеобщая амнистия не в компетенции президента страны, а в компетенции Кнессета, который имеет право провести ее посредством особого закона о всеобщей амнистии. Президент страны участвует только в вопросе, кому дать амнистию. В истории государства Израиль были осуществлены 2 всеобщие амнистии.
. Первая узаконена Кнессетом в связи с 1-й годовщиной создания государства в 1949 г. согласно "Указу о всеобщей амнистии 1949 г.", и вторая после Шестидневной войны 1967 года, когда Кнессет хотел выразить чувство победы и благосостояния, ощущаемое народом, посредством "Закона о помиловании 1967 года". В силу этой амнистии были закрыты 15000 дел, расследуемых и бывших в производстве суда (исключая дела о тяжелейших преступлениях). Десятки тысяч заключенных вышли из тюрем с улыбкой и чистыми как снег, освобожденными не только от отбывания остатка наказания, но и без ярлыка позора.
С тех пор несколько раз идея всеобщей амнистии была предметом обсуждения в обществе (как в год 50-летия создания государства), но не созревала до решения. В дополнение к этим 2-м амнистиям в истории государства, известна этой стране и другая всеобщая амнистия 1920 года (см.ниже, в рамке). Ее провозгласили британцы, чтобы отметить завоевание земли, бывшей до того в течение 400 лет под турецким владычеством.
В настоящее время право на всеобщую амнистию дано в руки Кнессета, и этот факт прокладывает путь провозглашению ее в честь 60–летней годовщины государства. И вот нынешний Кнессет,17 –й в истории страны, уже доказал, что он способен к любой сделке, которая удержит его от распада и даст спокойно досидеть до конца каденции. Есть в нынешнем Кнессете так много депутатов, которым известно, что эта каденция для них первая и последняя в их карьере и что следующий Кнессет они увидят лишь издалека, поэтому сейчас не будет у них никакой причины не откликнуться на предложение благожелательных сторонников Ольмерта и остальных "узников Сиона" и поднять руку за амнистию.
Дельцы, сидящие в Кнессете, способны как видно ко всему, в том числе проголосовать и против своей совести (если таковая осталась у них вообще), если это обещает им тишину и главное – возможность досидеть до конца каденции со всеми ее благами (пенсия и др.) положенными депутату в отставке, отсидевшему полностью хотя бы одну каденцию.
Первая всеобщая амнистия
Первая всеобщая амнистия была проведена на Земле Израиля после окончания Первой мировой войны, когда началось обсуждение будущего государственного устройства Эрец Исраэль и всего региона.
В то время, когда шло обсуждение этого труднейшего вопроса, арабы предприняли ряд террористических действий и беспорядков, чтобы саботировать реализацию Декларации Бальфура, данную британским правительством евреям в 1917 году.
В дни Песаха 5680г. (апрель 1920 г.) арабы впервые организовали погромы в Иерусалиме. Нападение арабов не было неожиданностью для евреев, они были готовы к этому заранее. В Иерусалиме работал в то время "Комитет делегатов", который поручил известному лидеру ревизионистов Зееву Жаботинскому, не так снявшему фрому британской армии, организовать евреев для самообороны. Под руководством "Комитета делегатов" Жаботинский создал в Иерусалиме организацию самообороны, которая успешно отразила нападение арабов.
Во время апрельского 1920 года погрома в Иерусалиме были убиты 6 евреев и около 200 ранены. Несомненно, без предварительной организации евреев число жертв было бы большим.
После погромов британцы провели массовые аресты среди арабов и не обошли евреев. Среди арестованных был и Жаботинский, заключенный вместе с 19 товарищами и обвиненный в незаконном хранении оружия. Он был приговорен к 15 годам тюрьмы и каторжных работ и к высылке из страны после отбытия срока.
Узнав о приговоре, "Комитет делегатов" подготовил массовые выступления протеста, включавшие массовые демонстрации и всеобщий пост. Но между тем мирная конференция в Сан-Ремо решила передать Англии мандат на управление территорией Эрец Исраэль и возложила на Британию ответственность за реализацию Декларации Бальфура. Радость, наполнившая еврейский ишув, пересилила необходимость протестовать против тяжелого приговора вынесенного Жаботинскому и его товарищам.
Некоторое время спустя из Британии в Иерусалим прибыл первый Верховный комиссар лорд Герберт Самюэль, чтобы символизировать окончание военной администрации в стране и начало гражданской власти. В качестве жеста гражданскому населению Верховный комиссар объявил об общей амнистии каждому, кто был вовлечен в погромы в апреле 1920 года, евреям и арабам вместе. Жаботинский и его товарищи были освобождены из тюремной камеры вместе с еще тысячями арабских заключенных и горсткой еврейских, находившихся в тюрьмах.
Однако Жаботинский не удовлетворился амнистией и выходом на свободу, а настойчиво требовал отмены приговора ему и его товарищам, утверждая, не может быть один и тот же приговор нападающему и защищаюмуся. После борьбы, продолжавшейся многие месяцы, британское военное министерство, наконец, дало указание об отмене судебного разбирательства и вместе с этим также об отмене приговора Жаботинскому и его товарищам.
Текст на иврите
shofar.net
Перевод Б.Г.
МАОФ