Перефразируя классика "Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные семьи несчастны по-разному", можно сказать, что все несчастные государства несчастны одинаково. Один из самых распространенных случаев, когда молодое поколение правящей элиты получает в наследство от отцов-основателей сильную и богатую строну – и начинает её проедать, не думая о последствиях. И тогда бывшая могучая держава за жизнь одного поколения низводится до уровня банановой республики. Правда, такие страны обычно продолжают именовать себя какими-нибудь гордыми словесами, типа "энергетической империи", но сути дела это не меняет.
Классический пример тут – постсоветская Россия.
Однако болезнь сия весьма распространена. Сходные с российскими процессы происходят в последнее время, например, и в Израиле. Россия и Израиль вообще уже давно соседи, во многом даже переплелись вместе. Так что, смотря друг на друга, россияне и израильтяне могут многое понять и в себе.
Что такое банановая республика? Это синоним бедности и неразвитости, страна, которая полностью зависит от чужих хозяев, все значимые решения относительно и внешней и внутренней политики которой принимаются за рубежом. Население, соответственно, там тоже бедное. Уровень жизни меньше чем в развитых странах, значительная часть населения прозябает в нищете, но есть слой и очень-очень богатеньких буратино, их мало, этих счастливчиков, и на остальной народ они смотрят свысока, ровняются на заграницу и живут тем, что выполняют указания хозяев. Энциклопедия все это формулирует в строгом научном стиле: “Основные признаки банановой республики - значительное неравенство в распределении национального продукта, отсталая инфраструктура, образование и экономика, зависимость от внешнего капитала, инфляция, дефицит бюджета и снижающийся курс национальной валюты”.
Немножко похоже на Израиль, не правда ли? Не то, что бы точный портрет, но что-то есть, есть сходство. Пятнадцать лет назад было похоже еще меньше, год назад - чуть меньше, а вот лет через пятнадцать… Вообще-то, исторически, банановыми республиками стали именовать страны Латинской Америки, О’Генри помните? Государства эти были расположены в отличном климате, все там росло хорошо, а особенно бананы - по тем временам дорогой фрукт (вообще-то, и по ботанике и по галахе это овощ, но не будем буквоедами). Так вот. Казалось бы - выращивай бананы, благо эти страны были монополистами данной культуры, а жители разводить бананы умели издревле, (и сейчас они в этом деле лучшие специалисты), продавай выращенные фрукты заграницу, благо заграница, особенно США, их любила и поедала с удовольствием, при этом сам диктуй цены, на вырученные деньги развивай и промышленность и добычу полезных ископаемых, благо их в “банановых республиках” тоже хватало. Все. Рецепт процветания.
Только вот процветания у них и не получалось, как мы знаем из того же О’Генри, а буквоеды среди нас - еще и по умным историческим и экономическим книжкам. Почему так? - вот вопрос. Книжки на него дают ответ: правящие в этих странах режимы не занимались развитием своих стран, они стремились продать продукт на самой первичной его стадии, еще до всякой обработки, денег меньше - но зато все сразу, им-то, власть имущим, элитам, хватит за глаза, а народ может и банановой кожурой питаться. Да и сложное это дело - развитие собственной независимой экономики: понастроят тебе всяких умных заводов, экономика станет сложной - а пойди, разберись, как она работает - большими знаниями и высшим образованием эти “элиты” не обладали - совсем как у нас, в наших Палестинах, где министром науки назначают араба без даже среднего образования.
Но Израиль, несмотря на наших умных и образованных министров, скажете вы, все же не Латинская Америка - у нас и ученые свои, и военная промышленность, и хайтек знаменитый, и вообще - у нас все же живут “еврейские головы”, “а идише копф”. Вот именно. В этом как раз отличие есть. Евреи все же не центральноамериканские индейцы, народ мы шибко образованный, да и приезжают в страну выпускники лучших университетов всего мира. Такой народ на пальмы не загонит никакая мадждала. В хайтеке работать, опять же - не бананы собирать. Хотя… Бананы выращивать, как мы говорили, тоже дело не самое простое. И бедными “банановые республики” были потому, что ориентировались они на экспорт продукта на самых ранних стадиях его производства - будь то бананы или железная руда. А из экономической науки известно, что самые высокие прибыли получает как раз тот, кто завершает обработку продукта, контролирует последние стадии, циклы - и правило это действует и в отношении бананов, и в отношении компьютерных программ. Вот вам и хайтек.
Посмотрите на структуру израильского этого самого хайтека: все знают, что программу ICQ, знаменитую “аську”, которой пользуется весь мир, разработали в Израиле. А вот кому она принадлежит сейчас? Правильно, Америке. И так практически со всеми достижениями израильского хайтека. Мы разрабатываем что-то, создаем старт-апы, а когда они не только выживают, но и подходят к тому моменту, когда могут приносить уже настоящую прибыль, их скупают, чаще всего, американцы. Экспорт и обработку бананов, как мы помним, тоже контролировали гринго. А местные “элиты” - извлекали выгоду из дешевого труда индейцев-банановодов, из их земледельческого искусства. Как наши “элиты” - из дешевого труда “а идише копфен”, голов еврейских программистов и разработчиков. Конечно, компьютеры - не бананы, получает еврей-программист больше индейца на пальме. Если сравнивать уровень жизни израильского программиста и израильского же шомера или рабочего - разница ой-ёй-ёй, красиво живет. А вот если программиста израильского и американского?? То-то же.
И правительство наше, так же как и правительства “банановых стран”, ничего не делает, что бы изменить ситуацию, даже не ставит такой задачи. Почему, например, из города Герцлии – одного из главных центров израильского хайтека - едут на заработки в Силиконовую долину, а не наоборот, почему в Калифорнию утекают все израильские разработки и именно там на них делаются основные деньги - а не их калифорнийские - в Израиль? Ведь человеческий потенциал для этого, вроде бы, есть - ведь все равно во всех этих фирмах евреи-то сидят - и в Герцлии и в Калифорнии!
Однако есть между нами и классическими банановыми республиками одно существенное отличие - и принципиальное это отличие снять никто не в силе.
В свое время О’Генри, (который и придумал термин “банановая республика”), впервые употребил его в отношении Гондураса. Но Израиль - не Гондурас. В том смысле, что Гондурас никого не беспокоил, как тогда, так и сейчас, никто не собирался его уничтожать, никто не клялся сбросить всех гондурасцев в море. Они могут спокойно себе сидеть на своих пальмах хоть до Страшного суда. Организации Освобождения Гондураса никто никогда не организовывал. Не то в наших Палестинах…
Я очень хорошо запомнил один разговор, бывший у меня в самом начале “ослиного процесса” (процесс уступок арабам, начатый Рабиным, был запущен с соглашений, подписанных в городе Осло).
Это был милуимник (резервист), несший службу в Хевроне, обычный шин-гимель перед входом в мой дом - Бейт-Хадассу. Сидеть на посту ему было скучно, и мы разговорились. Мой собеседник сказал, что он из Тель-Авива, да и по виду это был типичный "цфони" (житель Северного Тель-Авива – самого богатого и аристократического района города), с типичными для них ультралевыми взглядами, с типичными аргументами-лозунгами в защиту недавно начавшегося тогда “мирного процесса”, типа “надо дать миру шанс”. Правда, цфони оказался нетипично образованным в смысле ситуации вокруг ближневосточного конфликта и движущих сил мировой политики.
Поэтому на мои аргументы о том, что ни к какому миру этот “процесс” в принципе привести не может, а что все кончится тем, чем оно, собственно, и кончилось, милуимник возражать особо не стал. “Может ты и прав”, - сказал он, - “но все равно, надо попробовать”. “Ну а если твой эксперимент не удастся?” - вскричал я, - “Что ты будешь делать тогда?” - “Уеду в Америку” - просто ответил он. Я ошарашено возразил: “Но вспомни, как американцы вели себя во время Второй Мировой Войны с еврейскими беженцами. Да и сейчас там квоты иммиграции! Ведь в Америку всех не пустят!” - “Меня пустят” - сказал мой собеседник с уверенной и снисходительной усмешкой.
Усмешку эту я запомнил еще лучше, чем сам разговор. Я, конечно, не знаю, кем был этот ночной часовой. Совсем не обязательно любимым племянником Переса или Йоси Бейлина или одного из израильских олигархов… Может быть, он родился в Америке и был привезен в Страну грудным младенцем - но с американским гражданством. Может быть, женат на американке. Хотя… Но вот вскоре после этой встречи то же рассуждение, практически слово в слово, я услышал по радио - и от одного из ведущих тогдашних израильских политиков, одного из “творцов Осло”. Был тогда на нашей политической сцене, на главных ролях, такой Узи Барам, ныне прочно забытый публикой, а в то время - депутат Кнессета, министр, генеральный секретарь Партии труда.
В начале “Осло” на прямой вопрос корреспондента, что он будет делать в случае, если “мир” не воспользуется данным ему шансом, министр ответил: “Пойду в американское посольство за визой!”. Вот так вот просто и прямо.
Отдельный разговор, отдельное доказательство тупости и ослиной природы израильского “электората” - - что эти слова не стоили товарищу политической карьеры, более того, что их вообще никто не поминает, и на каждом шагу не цитирует. В процессе написания этой статьи, что бы проверить свою память, я обшарил Google в поисках цитаты. И нашел только одну ссылку! Электорат, который позволяет обращаться с собой как со склеротичными ослами - может получить только ослиный мир. Это к вопросу о том, почему у нас такие правители. Но вернемся к теме статьи.
Израильские вожди - отнюдь не идиоты. Во всяком случае, когда дело касается их кармана и их личного благополучия. И информированы “вожди” относительно “партнеров по мирному процессу” много лучше своего “электората”. Так что прекрасно понимают, куда этот “процесс” может занести страну, а, значит и лично их. А если понимают - то не могут не задавать себе тот же вопрос, который я задал в свое время тому слишком уж информированному леваку: “А если твой эксперимент не удастся?”.
А если задают - то ведь и принимают загодя меры что бы свое благополучие обеспечить на случай, если “эксперимент” таки не удастся, если Страна в результате их бега к миру прекратит свое существование.. (Хотя гложет меня подозрение, что, как минимум, для части “творцов Осло” этот результат как раз и будет “удачей эксперимента”).
Уже писали о том, что практически у всей “израильской” элиты дети находятся за рубежом, или живут и работают там уже сейчас, или учились и могут вернуться заграницу в любой момент.
Так, старший сын Ольмерта, Шауль - уже многие годы проживает в Нью-Йорке, придерживается ультралевых взглядов и является активистом леворадикальной антинациональной организации “Еш гвуль”. В свое время он подписал петицию об отказе служить на “оккупированных Израилем палестинских землях”. Второй сын Ольмерта, Ариэль, вообще изначально отказался призываться в армию и уехал из Израиля, в настоящее время он живет в Париже. Сын Матана Вильнаи, одного из лидеров партии “Авода”, живет в США, сын бывшего министра и бывшего “ликудовского принца” Дана Меридора - в Лондоне. Там же и бывший министр иностранных дел и внутренней безопасности от партии “Авода” Шломо Бен-Ами… Список можно продолжать довольно долго…
За рубежом и многие отпрыски “элиты старшего поколения: в Америке обретаются сын Голды Меир, внук Бен Гуриона, сын и внук Рабина…
Увы, не многим лучше обстоят дела и у представителей правого лагеря”, может быть, в этом кроится одна из причин того прискорбного факта, что “правые”, добравшись до власти, с не меньшей прытью, чем “левые”, начинают разваливать страну.
Список можно было бы продолжать долго - особенно если учесть, что большая часть таких фактов неизвестна широкой публике, падкие до желтых сенсаций ивритские газеты почему-то не очень охотно поднимают эту тему.
А тем ведь и правда сенсационная. Ни в одной другой стране - ни в “авторитарных”, ни в “демократических”, нет этого явления - что бы дети правящей элиты массово сваливали за рубеж, на постоянное жительство. Казалось бы, для “деток” всегда лучше начинать жизнь под крылышком богатеньких и важных родителей - во всех странах так! Примеры из жизни той же Америки - образца демократии - каждый может вспомнить сам. Собственно, и в Израиле было то же самое.
В Израиле, между прочим, самый высокий в мире процент депутатов парламента, которые являются детьми депутатов парламента (для сравнения: в, например, 1970 году во Вьетнаме сражались 74 сыновей членов американского конгресса). Было то же самое, где-то до конца 80-х, начала 90-х, шла наша “золотая молодежь” по стопам отцов в Кнессет и в бизнес. А потом вдруг потянулись “детки” израильских власть имущих косяками заграницу, да и стали там оседать…
И не только детки.
За последние годы десятки ведущих строительных компаний Израиля, как и бизнесов других областей, полностью либо частично перенесли свою деятельность за границу. Туда же перебираются и многие видные бизнесмены, переезжают сами и переводят дела. Назывались в этой связи, например, имена известного израильского бизнесмена, владельца крупной строительной компании “Шикун ве бинуй” и бывшего мэра Кирьят-Оно Дрора Биренбаума, который ныне живет и работает в Будапеште, одного из владельцев строительной группы “Скай лайн”, Гиля Блотрейха, переехавшего вдруг в Канаду, еще больше тех, чьи имена не попали под свет прессы. Кроме бизнесменов, на Запад потянулись целые стаи израильских адвокатов. Все больше отечественных юристов пытаются сдать экзамены на получение американской лицензии.
Многие наши политики и бизнесмены имеют зарубежное гражданство, владеют во всяких Америках и Англиях недвижимостью. Да и детки их, осевшие за рубежом, не нищенствуют - делают карьеру, на отцовские деньги, вывезенные из Израиля, раскручивают бизнес. В общем, “элите” нашей есть куда отступать, если “мирный процесс” будет идти в том же направлении, куда он идет сейчас, и все закончится крахом Израиля (упаси Г-осподь, конечно).
"Живой журнал" avrom
Иллюстрация pan-zuzia