На этой неделе члены Центра МАФДАЛя (и два депутата от фракции «Байт Йегуди» - лидер движения Даниэль Гершкович и председатель фракции Ури Орбах)) получили письмо с приглашением на конференцию МАФДАЛя, которая состоится 14 июня. Письмо подписано председателем МАФДАЛя Звулуном Орлевом и председателем постоянной комиссии Гилой Финкельштейн. Орлев предлагает провести кемпейн по записи новых членов партии перед выборами партийных органов. В соответствии с предложением, председатель партии будет избран всеми имеющими право голоса в партии на открытых праймериз.
Прошло два года после выборов в Кнессет, разъясняет Орлев, и органы партии не функционируют. Поэтому он хочет созвать конференцию 14 июня, запустить демократический процесс и обновить деятельность на местах.
В ответ министр Гершкович отправил активистам письмо, подписанное им как лидером партии Байт Йегуди – новый МАФДАЛЬ. Гершкович начинает его историей о расколе Красного моря. «Четыре группы образовались у сынов Израиля на море: одна говорит – идем в море; другая – вернёмся в Египет; третья – выступим войной против египтян; четвёртая – возопим против них». Вс-вышний, Благословен Он, говорит: «Ни одно из предложений не подходит», - и обращается к Моше: «Что ты вопиёшь ко мне? Скажи сынам Израиля, чтобы двигались!» Вывод: партия обновилась. «Обновление и единство, которые привели меня из академического и раввинского мира, а Ури Орбаха из литературы и прессы – это необходимость. Мы не вернёмся в Египет, мы двинемся вперёд. В моей душе нет сомнений, что МАФДАЛ, мой исконный дом, продолжит быть существенной частью процесса и несмотря ни на что будет двигаться вперед».
Кроме особенно впечатляющих достижений и раздробленностью на осколки партий религиозный сионизм характеризуется высоким интеллектуальным уровнем. Прочие партии обращаются к избирателю с краткими лозунгами. Например: «Без преданности (лояльности) нет гражданства» Или: «Голосующему за ШАС гарантирован будущий мир!» Коротко и по делу. Но там ясно, что это за партия и кто её возглавляет.
В то же время в религиозном сионизме исходят из предположения, что активисты и избиратели – обладатели второй академической степени или раввинской смихи. Знатоки тонкостей Гемары, интегралов или и того, и другого, может, найдут дорогу в путанице - между главами партии и депутатами Кнессета, конференцией, Центром, новым и старым МАФДАЛем и Байт Йегуди, и главное – в сути спора, ведущегося в этой фракции уже два года. В сущности, со времени после выборов.
Кто же здесь Моше-рабейну? Что тут Египет? И о скольких партиях идёт речь? Мало того, что Ихуд Леуми – фракция, состоящая из 4 депутатов и трёх партий, так и в Байт Йегуди нам надо различать между МАФДАЛем, новым МАФДАЛем и Байт Йегуди, при том, что в этой фракции всего 3 депутата!
Порядка ради - Байт Йегуди и новый МАФДАЛ – это одно, но есть ещё и просто МАФДАЛ. Это, кстати, на данный момент единственная зарегистрированная партия, тогда как Байт Йегуди не зарегистрирована.
Немного истории: в предыдущей каденции конференция МАФДАЛя приняла решение создать новый блок, Байт Йегуди, который должен был объединить МАФДАЛ и Ихуд Леуми. Орлев не только поддержал это решение, но и возглавил его реализацию. Дальнейшее известно. Список, избранный Общественным советом, вызвал сопротивление Ихуд Леуми. Ури Ариэль отменил сделку на последней минуте. Таким образом, две партии подали свои списки в Кнесет по отдельности на основе старых партий, где оказалась лишь одна новая партия «Эрец Исраэль шелану» с Барухом Марзелем и Михаэлем Бен-Ари.*
Официально не партия Байт Йегуди, а МАФДАЛ шла на выборы. После выборов обнаружились разногласия. Орлев полагает, что МАФДАЛ была расколота при условии: конференция приняла это решение ради объединения МАФДАЛя с Ихуд Леуми. Но отмена объединения отменило расформирование органов партии.
Несмотря на это, Гершкович и Орбах полагают, что решение в любом случае имело силу. Дело сделано, и назад хода нет.
В данный момент ситуация такова: Орлев – глава старого МАФДАЛя, поскольку не было выборов на пост председателя. Гершкович – во главе Байт Йегуди – новый МАФДАЛ, но этот блок не зарегистрирован как партия и у него нет никаких партийных органов.
Как известно, со времени выборов во фракции нет покоя. Фронт Гершкович – Орлев успокоился и снова разгорелся, а Орбах – посередине, но в спорах вокруг созыва старых учреждений или выборов новых силы распределяются - два против одного. Гершкович и Орбах против созыва старых органов, они исходят из предположения, что только ветераны МАФДАЛя, то есть, Звулун Орлев, Нисан Сломянский и Гила Финкельштейн имеют политическую силу в этих учреждениях. Гершкович и Орбах предложили создать временный центр, но это предложение было задушено в колыбели.
С точки зрения закона, фракция это не орган, имеющий право формировать список на выборах в Кнесет. Только зарегистрированная партия может составить список.
Нет доверия
На первый взгляд предложение Орлева логично. Почему бы не созвать конференцию (по сути центр МАФДАЛя), если она примет решение о кемпейне по записи новых членов и о выборах новых учреждений. Во главе комиссии членов может стоять, например, судья Сара Фриш. Может, новым партийным органам удастся вывезти из болота партийную телегу?
Проблема в том, что нет доверия между председателем Байт Йегуди и председателем МАФДАЛя, зарегистрированного согласно закону. С точки зрения Гершковича (который был членом комиссии по кемпейну прежней МАФДАЛЬ), возвращение к прежним учреждениям даже в одноразовом порядке, - это возвращение в Египет. Орбах присоединяется к этим опасениям (хотя у него не будет проблем избираться и в нынешнем ЦК). На сегодня верно, что, если не будет достигнуто компромисса, они оба бойкотируют конференцию.
Отсутствие доверия между сторонами не даёт возможности решить квадратуру круга. Гершкович и Орбах не хотят участвовать в процессе, опасаясь, что его поведут люди из старого МАФДАЛя. С другой стороны, Орлев не может придти с ними к соглашению о создании временных учреждений – ведь такое соглашение требует доверия!
С юридической точки зрения Орлев прав. Но практически у него во фракции нет большинства. В политике, как известно, недостаточно быть правым юридически, надо добиться элементарного арифметического большинства и договориться с товарищами.
Разумеется, раскол не поможет никому, он даже ударит по шансам к следующим выборам создать совместный список с Ткумой (т.е. с Ури Ариэлем), с которой сейчас ведутся контакты. Истекающая кровью партия не выдержит переговоров, где она должна демонстрировать силу.
Как известно, нельзя полагаться на чудо, на раскол Красного моря, особенно, когда партия находится не на берегу моря, а в болоте. Болота не переходят посуху. Болота надо осушать. Желательно мощным общественным усилием, то есть когда широкая общественность получает возможность сформировать руководство.
("Макор ришон" 13.05.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ
* Прим. перев.: Автор, очевидно, запамятовала интересный факт. В самый решающий момент формирования новой партии национально-религиозного лагеря именно Звулун Орлев заявил, что новая партия, цель которой, казалось бы, – объединение всех сил патриотического сионистского национально-религиозного лагеря, будет сформирована без «каханистов, марзелей и прочих экстремистов». Вскользь напомним, как тот же Звулун Орлев неким хитрым манером оттеснил со 2-го места избранного на праймериз Ури Ариэля, показав, кто в доме хозяин. Также он передвинул на более далёкие и нереальные места своих давних товарищей по партии, Цви Генделя и пр. Именно эти трюки Звулуна Орлева привели к расколу в национально-религиозном лагере, вину за который свалили на Ури Ариэля и на сформировавшего блок Ихуд Леуми Яакова Каца. Впрочем, Звулун Орлев был не одинок – до него такое же условие формирования новой партии, символизирующей единство национально-религиозного лагеря – «без каханистов и марзелей» - поставил глава Общественного совета Яаков Амидрор. Не тогда ли, не из мнимого ли «единства» по Звулуну Орлеву и Яакову Амидрору, родились все последующие неудачи этой партии, приведенные выше? Во всяком случае, есть некоторые основания полагать, что полученные Байт Йеуди на выборах 3 мандата – это и есть оценка избирателем упомянутых трюков при создании и формировании новой партии.