Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Две встречи обозначили начало летней сессии Кнессета. Обе они были проведены в здании Кнесета с разницей в час, в то утро, которое предшествовало открытию пленарного заседания. Обе они были посвящены политической теме и – соответственно - носили яркую политическую окраску. Одна – это совместное заседание депутатов от Ликуда с главами местных советов в Иудее и Самарии под заголовком «Распространение суверенитета на Иудею и Самарию в ответ на одностороннее провозглашение палестинского государства, а также укрепление главы правительства перед его поездкой в Вашингтон». Второе заседание, начавшееся часом раньше в Комиссии по иностранным делам и обороне, было инициировано председателем Комиссии Шаулем Мофазом, высказавшем пожелание организовать «консультации со специалистами в преддверие процесса в сентябре».

Обе встречи свидетельствуют о важных процессах как в правящей партии, так и в партии, стремящейся стать партией власти, о процессах, смыслом которых нельзя пренебрегать.

Несколько комментаторов не удержались от соблазна изобразить заседание в Ликуде в понедельник «встречей "хишукаим" типа Ариэля Шарона, Ицхака Модаи или Давида Леви, которые в своё время угрожали Ицхаку Шамиру. (прим.перев. – "хишукаим" – обручи бочки, перед поездкой Шамира на Мадридскую конференцию Шарон, Модаи и Леви представляли себя "правой оппозицией Шамиру", которая в случае чего удержит того. – Сколько воды утекло с тех пор, сколько слов было вылито) Но на сей раз речь идёт о депутатах-заднескамеечниках, мнение которых ничтожно мало. Дани Данон и Ципи Хотовели желают как-то ограничить Нетаниягу? – хотеть не вредно…»

Ошибка прояснилась в течение нескольких часов. Председателя коалиции Зеэва Элькина, например, никак не отнесёшь к заднескамеечникам. (И вообще, учитывая количество министров и замминистров фракции, все они депутаты сидят на первых скамьях). Зеэв Элькин на этом заседании высказался достаточно резко против палестинского государства, саму эту мечту назвал «кошмарным сном». К тому же оказалось, что Дани Данон, Мири Регев, Ципи Хотобели и Цион Пиньян, участники этого заседания, отнюдь не являются непредставительным меньшинством. Три министра уже высказались в пользу аннексии территорий Иудеи и Самарии в качестве ответного шага со стороны Израиля.

На открытии заседания фракции в понедельник Офир Акунис, один из самых приближённых к Нетаниягу депутатов, пояснил, что он отсутствовал на встрече с главами поселенцев по уважительной причине и что он поддерживает аннексию поселений в Иудее и Самарии и частей зоны «С», которые обеспечивают жизненное пространство – но только как ответный шаг. На заседании фракции Сильван Шалом остро критиковал политические соглашения, подписанные Израилем в прошлом, которые казались ошибкой. Речь, таким образом, не идёт о незначительном меньшинстве во фракции, которым движит желание усилить или удержать (зависит от того, кого спросить), речь идёт и формирующемся согласии в правящей партии.

Позавчера, накануне вылета в США, Нетаниягу совещался с министрами, не входящими в политический кабинет, а также с депутатами Ликуда. В первоначальные планы главы правительства входила встреча только с несколькими министрами, не входящими в "семёрку", но после того, как весть о встрече просочилась наружу и вызвала гнев депутатов Ликуда, в течение получаса план был изменён, и их тоже пригласили на встречу.

Намечавшаяся часовая встреча продолжалась два часа. Её участники разделились на 3 основных группировки. Первая группировка, куда входили Юваль Штайниц, Лимор Ливнат, Исраэль Кац, Гила Гамлиэль, Офир Акунис, Цион Пиньян и Кармель Шама более ли менее согласилась с основными линиями Нетаниягу, с незначительными отклонениями. Группировка поменьше, куда вошли Зеэв Элькин, Дани Данон, Ярив Левин и Ципи Хотобели, не согласилась с существенной частью речи Нетаниягу, произнесённой в последний понедельник.

Третья группировка состояла из одного-единственного министра - Михаэля Эйтана. Эйтан оправдывал выход из Ливана и утверждал, что Израиль плохо выглядит, поскольку палестинцы предлагают решение двух государств, тогда как Израиль не предлагает никакого решения и даже продолжает удерживать оккупированные территории. Элькина разозлило это выражение, и он ответил, что речь идёт не об оккупированных, а только об удерживаемых территориях, прибавив, что аргументы Эйтана такие же, как те, что в своё время привели к размежеванию. Между ними разгорелся громогласный спор, продолжавшийся 15 минут. Министры Гидон Саар, Юлий Эдельштейн, Моше Кахалон, Гилад Эрдан и Сильван Шалом отсутствовали, каждый по своим причинам.

Был поднят и вопрос о Полларде - Ливнат, Элькин и Хотовели попросили поднять эту тему в США. Впервые Нетаниягу должен встретиться с Обамой лицом к лицу после того, как отправил ему письмо с просьбой об освобождении Полларда.

В ходе дискуссии депутаты высказали Нетаниягу свой протест по поводу того, как он использовал понятие «блоки поселений», что возмутило правых. Это же кэмпейн «лево-национальных» Эльдада Янива, - отметили они. То есть, им – государство, нам – блоки. Хотя тема блоков была поднята, депутаты не пошли на конфронтацию с Нетаниягу и не потребовали прямого ответа. Предполагают что во всяком случае в ближайшие месяцы политический процесс не встанет на повестку дня, таким образом, встреча прошла тихо.

Не то чтобы министры и депутаты вышли со встречи проинформированными. Нетаниягу, в своей привычной манере, выслушал, ничего не говоря, дал всем излить то, что им хотелось высказать – это его характерный приём. Вместе с тем, встреча не имела единственной целью дать возможность депутатам выпустить пар. В преддверии речи, которую он произнёс в понедельник, Нетаниягу организовал опросы общественного мнения. Позавчерашняя встреча была опросом в самой фракции, который должен был в определённой мере обозначить пространство маневра перед встречей с Обамой. Депутаты предполагают, что Нетаниягу воспримет часть их предложений.

После этого Элькин отметил, что все обратили внимание на то, что было в речи Нетаниягу на этой неделе – упоминание про блоки поселений и намёк на уступки в Иорданской долине. Но не было выражено отношение к тому, чего не было: ни прямого, ни косвенного упоминания про палестинской государство во временных границах. Из воздушного шара, которым недавно размахивали, как видно, вышел весь воздух.

Шоссе в обход Ливни

В день начала работы летней сессии Кнесета Шауль Мофаз постарался побольнее и дважды ударить лидершу своей партии. Утром он собрал широко освещаемое в СМИ совещание Комиссии по иностранным делам и обороне, а затем незадолго до начала заседания фракции он провёл пресс-конференцию. Это, конечно, не "контрольный выстрел в голову", потому что Ливни живёт и дышит, но удостоверение в нанесении раны - несомненно. Глава оппозиции открыла заседание фракции, затем взошла на трибуну пленума Кнесета для ответной речи на выступление главы правительства, но всем было очевидно, что ей нанесена кровоточащая рана.

Ливни отлично знала, что она делала, когда пыталась не допустить назначения Мофаза на пост председателя Комиссии по иностранным делам и обороне. Что только она не делала, чтобы затормозить это назначение – всё потерпело провал. Так она осталась без прикрытия, а Мофаз снова наносит удар. Он внес изменения в свою политическую программу, отправив копии всем «кто есть кто», на своей комиссии организовал политическую дискуссию и перед всеми журналистами атаковал главу правительства за бездействие. «В регионе тектонические изменения, нужно решительное руководство», - повторял он, якобы, имея в виду Нетаниягу, но на самом деле – Ливни. Пока не произошла смена руководства государством (если это вообще произойдёт), Мофазу очень важно, чтобы в его родной партии Кадима сменилось руководство. Он попросту "украл спектакль" у Ливни. "Вырвал слова у нее из рта". Ведь это она должна была в день открытия летней сессии выступить с политической программой и с нападками на Нетаниягу.

Опасения Ливни оправдались – с момента назначения Мофаза на пост председателя Комиссии по иностранным делам и обороне он набирает высоту, используя комиссию как своеобразный обходной маршрут, чтобы обойти нынешнюю главу оппозиции на пути к главенству в Кадиме. В понедельник Ливни выглядела как ведомая, как им и было задумано. В отличие от прошлого, теперь Мофаз попал в цель.

Кадима начинает летнюю сессию с левой ноги, и не только в её расположении на политической карте. После выборов прошло более 2 лет, и оппозиционная партия, цель которой возвращение к власти, пришла к середине каденции с нулевыми достижениями в своей копилке. Эта ситуация почти не имеет прецедентов. В политической плоскости Нетаниягу удалось подорвать все усилия и задумки Ливни, когда он состряпал вместе с Бараком раскол в Аводе. Таким образом, он выхватил у Кадимы главный козырь, посредством коего Ливни задумывала разрушить коалицию.

В парламентской плоскости глава фракции Далья Ицик в день открытия летней сессии Кнесета подтвердила, что фракция не подточила коалицию Нетаниягу. На этой сессии, обещала она, мы будем вести себя более шумно. Впрочем, Ицик в курсе, что криками не сваливают правительство. Вот уже два года Ливни водит членов своей фракции вокруг стен коалиции с криками и трублениями в трубы. Но мало того, что Ливни – отнюдь не Йегошуа Бин-Нун, но и Йегошуа Бин-Нун не справился бы без Рахав. Роль партии, стремящейся вернуться к власти, всегда заключалась в нахождении в рядах коалиции своей Рахав, которая бы открыла им ворота.

Ликуду удалось решить эту задачу во время каденции Ольмерта: Гидон Саар, в то время глава фракции, обнаружил слабое звено коалиции. Ликуду удалось найти в Кадиме свою Рахав, и это оказался Зеэв Элькин, который помог Ликуду изнутри прорвать стены – а потом уже присоединился к победителям. Но Кадиме не удаётся повторить то, что сделал Ликуд по отношению к Кадиме в прошлой каденции: тогдашняя коалиция еженедельно, каждую среду, проигрывала в голосованиях по частным законопроектам. Нынешняя коалиция, вероятно, едина в политической плоскости, но вполне возможно вбить клин между Ликудом и прочими коалиционными партиями по другим проблемам. Например, между Ликудом и ШАС это социальные вопросы, между Ликудом и НДИ это вопросы религии и государства. Пока можно считать установленным, что Ливни провалилась в этом вопросе – за два минувших года коалиция не потерпела поражения ни в одном голосовании по средам.

И этот факт укрепляет Мофаза. На прошлых праймериз по выбору лидера Кадимы члены фракции, и среди них Эли Афлало, предполагали, что их решение принять сторону Ливни существенно повлияет на соотношение политических сил в государстве, потому что Ливни может обеспечить больше мандатов. В данный момент во фракции, в том числе и в лагере Ливни, начало формироваться мнение, что этого недостаточно. Ливни более «электоральна», нежели Мофаз. Голоса она приносит только из собственного лагеря. После выборов в Кадиме поняли, что 28 не всегда больше 27 (прим.перев. – т.е. у Ликуда с 27 мандатами больше шансов сформировать коалицию, чем у Кадимы с 28). То, что решает, это соотношение сил между лагерями и способность создавать союзы с потенциальными партнерами, желательно из конкурирующего лагеоря. И это ахиллесова пята лидерши Кадимы.

Пока что Ливни не удаётся проврать стены коалиции, но похоже, что у Мофаза получается создать трещины в стенах лагеря Ливни. На данный момент он не перебегает на другую сторону, но кое-кто пододвигается поближе к забору, а то уже и сидит на нём. Например, депутаты Йоханан Плеснер и Йоэль Хасон, идентифицирующиеся с Ливни, в последнее время демонстрируют несколько иное отношение к Мофазу, нежели ранее, при этом намереваясь оставить дверь открытой. Рони Бар-Он колеблется, и даже Зеэв Бельский.

("Макор ришон" 20.05.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ