Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Вглядываясь с близкого расстояния в политическую систему и проверяя пульс правительства Нетаниягу, нельзя не придти к выводу, что правительство не проявляет признаков агонии. Напротив – оно демонстрирует признаки восстановления сил и возвращения бодрого румянца на лицо. Подведение итогов летней сессии.

«Правительство испустило дух, - подвела итог летней сессии с трибуны Кнесета глава оппозиции Ципи Ливни, - даже если ещё ему не выдали удостоверения о кончине». Может быть, удостоверение и запаздывает из-за забастовки врачей, могла бы заметить она, если бы умела прижать соперника к стенке элегантными уколами, как Руби Ривлин, или метким цинизмом, как Давид Ротем. Однако Ливни явно упустила момент. Да, верно – в последние пару недель Нетаниягу метался под градом стрел, направленных на него, но на самом деле лично он не ранен, да и в хромую утку он не превратился. Он не ранен, он всего лишь отделался царапинами.

Опросы общественного мнения, организованные на пике протеста, однозначно свидетельствуют: Нетаниягу продолжает наслаждаться высокими процентами поддержки общества. Согласно опросу института «Маагар Мохот», который был организован на этой неделе для МР и опубликован в настоящем выпуске, 51% опрошенных поддерживают Нетаниягу – против 28% сторонников Ципи Ливни.

Ливни, разумеется, хотела представить желательную ей картину, но её медицинский диагноз страдает недостатками. Вглядываясь с близкого расстояния в политическую систему и проверяя пульс правительства Нетаниягу, нельзя не придти к выводу, что правительство отнюдь не испускает дух. Верен обратный вывод: оно демонстрирует признаки восстановления сил и возвращения бодрого румянца на лицо. Показатель: заседание фракции Ликуда в понедельник, последнее в летней сессии Кнесета.

Правящая партия – это отменный градусник всего правительства, и это особенно верно в отношении правительства Ликуда. Со времени переворота 1977 года три раза Ликуд терпел поражения – в 1992, в 1999 и в 2006 годах. И каждый раз поражению Ликуда на выборах предшествовало брожение в самом Ликуде. Раскол Шарона – это, конечно, особстатья, по определению «разрушители твои из тебя выйдут" (прим.перев. – по менее стандартному, но более дословному переводу – "разрушители твои от тебя уйдут"). Но показатель – верный.

На прошлой неделе в среде министров и депутатов от Ликуда раздавались критические голоса. На этой неделе на заседание фракции прибыли десятки мэров городов и глав местных советов, членов Ликуда. Заседание продлилось больше, чем планировалось. Я спросила одного из членов фракции (с помощью СМС) не из-за споров ли продлевается заседание? "Ничуть нет", - ответил мне упомянутый член фракции, который имеет обыкновение указывать на признаки мелких споров, вспыхивающих во фракции и в партии, - "всё спокойно. Впечатляющая демонстрация поддержки".

Главы городов и местных советов – это партийный корпус, её инфраструктура. То, что лидеры местной власти стоят стеной за главу правительства и министра финансов, - чёткий сигнал о двух вещах: во-первых, рано говорить о выборах, и во-вторых, на местах ничто не указывает на ослабление Нетаниягу. Когда правительство испускает дух, главы местной власти обыкновенно стараются от него дистанцироваться, а есть и такие, кто выражает желание баллотироваться от какого-нибудь независимого списка, а то и присоединиться к партии-сопернице. Так было, например, перед выборами 2006 года.

Демонстрация единства в Ликуде

Главы местной власти не единственный показатель. Фракция Ликуда демонстрировала почти беспрецедентное единство. Сильван Шалом (если бы протест нанес удар по позиции Нетаниягу, Шалом мог бы представить социальную повестку дня) не находит верным отделиться от председателя партии. Дани Данон выступил в прессе с разъяснениями о необходимости закона о национальных комиссиях по жилью. Мири Регев, которая с самого начала каденции ведёт себя как представитель общественно-экономической оппозиции политике Нетаниягу, встала на его сторону, а не против. Она даже была выведена из зала заседаний Кнессета после того, как громко протестовала во время речи Ципи Ливни, и бросила председателю оппозиции: «Да ты же ничего не понимаешь!» То, что Регев поддерживает Нетаниягу по общественно-экономическим вопросам, равносильно тому, как если бы Ципи Хотовели встала за него при обсуждении в Кнесете политических вопросов.

С начала недели коридоры Кнесета были наполнены противниками закона о национальных комиссиях по жилью, главным образом, активистов из левацких организаций. Их неприятие следовало из двух мотивов – политического и экологического. Организации «зелёных» опасаются, что сокращение бюрократических процессов повлечёт за собой строительство, наносящее ущерб окружающей среде. С политической точки зрения, целью было не допустить, чтобы у Нетаниягу были какие-то достижения. В итоге упомянутый закон прошёл гладко, с обычной разницей в голосах между коалицией и оппозицией. "Нетаниягу повезло, - сказал позавчера один из министров, - что он начал этот процесс законотворчества заранее, так ему удалось представить его как ответ на жилищный протест.

По сути дела, жилищный протест не повлиял на законопроект. Оба изменения, внесенные в законопроект - Фаиной Киршенбаум и Кармелем Шама, - согласно которым будет отдаваться предпочтение строительству малогабаритных квартир на съём, были инициированы обоими депутатами до начала волны протестов.

Законотворческая деятельность идёт своим чередом, как и было задумано, без неожиданностей, без закулисных драм. И поимённое голосование ничего не изменило: распределение голосов в точности соответствовало линиям раздела между коалицией и оппозицией. По делу, закон не может навредить: сокращение бюрократических процессов, источник которых - в немалой степени окружные комиссии, которые закон отменяет, и даже если не произойдёт немедленного снижения цен на жильё, то, конечно же, не приведёт к удорожанию. Но на войне как на войне. И даже блок Ихуд Леуми проголосовал против законопроекта, утверждая, что законопроект не продвигает строительство в Иудее и Самарии. Строительство в Иудее и Самарии, несомненно, ускорило бы снижение цен на рынке недвижимости. 42 министра и депутата, в том числе 4 депутата от Кадимы, подписались на этой неделе под письмом к Нетаниягу, инициированном лобби «За Эрец Исраэль». Подписанты призывают главу правительства утвердить строительство десятков тысяч единиц жилья в Иудее, Самарии и в Иерусалиме.

Ливни: что-то не работает

Если в Ликуде в настоящее время царит атмосфера единства, и его высокопоставленные деятели не стремятся критиковать лидера партии, то в Кадиме ситуация иная. Высокопоставленные члены фракции, которые также внимательно следят за опросами, жаловались на этой неделе, что Ливни «пустышка», «не приносит результатов», «она топчется на месте». «Вы сомневаетесь, что любой другой после этих демонстраций превзошел бы Нетаниягу в опросах с большим отрывом? – сказал мне на этой неделе один из видных депутатов фракции. – Мы топчемся на месте». – «И вы не даёте ей кредит доверия, спросила я, её способности протолкнуть закулисную борьбу? Ведь и это роль оппозиции – вытащить народ на улицы». - «В этом что-то есть, - кивнул он, - но скорее всего, Кадима будет вкалывать, но если кто от этого выиграет, то это левые партии».

Что-то не складывается с Ципи Ливни. Как будто речь идёт об идеальном рецепте создания классической кандидатуры, чтобы возглавить правительство. И возраст подходящий, умеет говорить, и образованная, и политическая позиция у неё из тех, которой симпатизируют в мире, кроме того, она возглавляет самую крупную фракцию в Кнесете, высокая, худая, с причёской Хиллари Клинтон… Позавчера, когда она взошла на трибуну, одетая в чёрный жакет с белой блузой, было ясно, что Ливни должна и смотреться, и звучать как потенциальная глава правительства. Казалось бы, все составляющие в наличии. Осталось положить в кастрюлю, поставить её на огонь – и блюдо готово! Однако, нет… Что-то тут не работает. Может, Ливни не умеет зажечь огонь – не каждый умеет.

Пока она преуспевает в борьбе за выживание в ее партии. Не только главы правительств занимаются борьбой за политическое выживание. И главы оппозиций не освобождены от этой задачи. Со времени выборов Ливни была обязана обезвреживать мины в самой Кадиме. В первый год каденции ей удалось подавить намечавшийся бунт и предотвратить раскол во фракции. И тогда Цахи Анегби подложил у её порога ещё одну мину, когда при своей отставке (из Кнессета и с поста председателя комиссии по иностранным делам и обороне) он обозначил Шауля Мофаза своим наследником на посту, который занимал. В этом году Ливни должна была притормаживать Мофаза, назначение которого председателем комиссии по иностранным делам и обороне предоставило ему политический и общественный бонус, и он примеряться к лидерской «короне». Мофаз продолжает энергично работать на местности, демонстрирует присутствие в СМИ. Но он проиграл в борьбе за партийный бюджет. А недавно Ливни сделала всё, чтобы затормозить сдвиг фракции в сторону Мофаза вследствие его деятельности на местах.

На этой неделе во фракции Кадима завершились замещения должностей. Фракция большая, но постов мало. Поэтому в начале каденции было решено, что по окончании двух лет будет организовано перераспределение постов. Были вихри, но Ливни сумела успокоить страсти и предотвратить противостояние внутри фракции. Посты были распределены по согласию. Ронит Тирош угрожала борьбой против Рони Бар-Она за пост главы комиссии по госконтролю, но удовольствовалась руководством комиссии по науке. Рухама Авраам получила компенсацию за то, что ей пришлось оставить пост вице-спикера Кнесета. Она теперь координатор оппозиции в финансовой комиссии, это, конечно, совсем не то, что быть вице-спикером Кнесета, но это то, что есть.

В ходе перераспределения постов Ливни позаботилась приблизить к себе членов фракции, сторонников Мофаза, или тех, кто склонялся к его поддержке, и гарантировать их преданность. Рони Бар-Он был назначен на пост председателя комиссии по госконтролю. Да, это верный шаг с точки зрения оппозиции. Поставить Бар-Она на место Хасона во главе комиссии по госконтролю – это всё равно, что заменить пуделя на ротвейлера, так что будущая комиссия превратится в более кусачую. Но у Ливни есть и внутрипартийный выигрыш. Бар-Он считается колеблющимся между Ливни и Мофазом. Из подобных же соображений Ливни должна была позаботиться о посте для Рухамы Авраам. Яаков Эдри, считавшийся человеком из лагеря Мофаза, назначен вице-спикером Кнесета. С Мофазом пока что нечего делить, только обещания.

Ехимович в стадии самостроя

Ципи Ливни не удалось сорвать плоды общественного протеста между прочим и потому, что и Кадима, подобно Ликуду, воспринимается с точки зрения экономики как правая партия. Другие в её лагере, судя по всему, выиграют от протеста. Авода продолжает укрепляться в опросах, и Шели Ехимович укрепляется внутри партии. До начала предвыборной кампании в Аводе мы предположили в этой колонке, что Ехимович и Перец выйдут во второй круг. Многие в Аводе тогда видели в Ехимович кандидатку, у которой нет шансов, и после упомянутой публикации в окружении одного из кандидатов высказывались против меня, в смысле, что моя оценка не что иное, как «журналистская солидарность», и даже «женская солидарность». А пока что прогноз только продолжает реализовываться.

Согласно внутренним опросам, устроенным перед праймериз в Аводе, а не только по заказу штаба Ехимович, она ведёт с заметным отрывом в 30-36%, Перец – 20-22%, Герцог удостоился добраться до 15%, ну, а Мицна получил 11%. Амир Перец обычно получает больше голосов, чем по опросам, так что борьба обещает быть тесной. Эти оба (Перец и Ехимович) выйдут во второй круг, и шансы Ехимович достаточно хороши. Социальный протест превратил её повестку дня в особенно релевантную. И Мерец может укрепиться от этой кампании, если новая левая партия не умыкнёт у неё мандаты. Но на данный момент выборы ещё не просматриваются, тогда как праймериз в Аводе намечены через месяц и неделю.

Дихтер подаёт сигналы центру

Если бы не жилищный протест, летняя сессия закончилась бы под знаком борьбы вокруг законов, инициированных Ликудом и НДИ, при этом закон о бойкотах - главный. (прим.перев. - см.текст закона actual/10-2009-07-22-07-05-36/26585-2011-08-17-09-32-18) Речь идёт о попытке реализовать правое парламентское большинство в законодательство, цель которого - установить еврейский характер государства и очертить границы, которые защищающаяся демократия должна обозначить.

Кстати, в последний день сессии Ави Дихтер (Кадима) положил на стол Кнесета законопроект, которого не постеснялся бы не только Ликуд или НДИ, но и Михаэль Бен-Ари. Согласно его предложению, статус государства Израиль устанавливается еврейское государство, где иврит обладает особым статусом, хоть и не будет единственным официальным языком государства. Под этим предложением подписались 40 депутатов, в том числе и председатель коалиции Зеэв Элькин.

У Дихтера свои мотивы. Этот законопроект выставляет его как имеющего своё мнение в Кадиме в преддверии борьбы за руководство в партии, при этом он позиционирует Кадиму как партию центра, а не как левую партию. С другой стороны, будучи инициатором, он обеспечивает законопроекту нечто вроде удостоверения о кашерности. Интересно, каким образом отреагировали бы на это предложение те же деятели в СМИ, которые веди упорную борьбу против закона о бойкоте, если бы подобных законопроект выдвинул Зеэв Элькин или Ярив Левин, Давид Ротем или Арье Эльдад.

Подытожим. Нетаниягу вышел на летние каникулы в самой интересной политической и общественной реальности. С одной стороны, широкая общественность поддерживает этот общественно-экономический протест. С другой стороны, позиция Нетаниягу не пострадала, стабильность коалиции не подвергается опасности. Опросы общественного мнения, устроенные на пике кампании – все – свидетельствуют, что направленные против него стрелы не попали в цель.

(«Макор ришон» 05.08.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ