Возможно, вы не помните. Наверняка, вы не помните… В ближайший вторник правящая партия идёт на внутренние выборы, на которых члены партии избирают делегатов парт.конференции и председателя партии.
Почему Нетаниягу ускорил праймериз на пост председателя движения, назначив их на 31 января с.г., если общие выборы ещё не маячат на горизонте? В чём различие, если таковое вообще имеется, между партийной Конференцией и Центром партии? Если Дани Данон баллотируется на "неси веида" (председатель президиума конференции) значит ли это, что он конкурирует с Моше Кахалоном за пост председателя ЦК? Почему так важно фокусироваться на выборах на Конференцию, если кандидаты в Кнесет будут избраны на праймериз? Может, мы правы, вообще не помня, что в Ликуде внутренние выборы?
Итак, перед вами краткий путеводитель для тех, кто не в состоянии разобраться в хитросплетениях ликудовской политики, ну, и заодно для тех, кто на это способен. Это сложнее, чем можно было бы подумать. При подготовке этого путеводителя мне помогали два министра и несколько депутатов, а также видные члены Центра. Но в первую очередь я должна отметить адвоката Йоси Фукса, одного из центральных активистов Ликуда, в прошлом члена инспекционной комиссии за праймериз в партии.
От головастика к лягушке
Делегаты Конференции – это одновременно члены Центра, а члены Центра – одновременно делегаты Конференции. Так в чём разница, и кого же выбирают на этой неделе? Таинственный этап – когда Конференция превращается в Центр - не уникален для Ликуда. Это характерно и для партии Авода, и для МАФДАЛя в прежнем воплощении. Это нечто из истории. Идея была в том, что десятки тысяч членов движения избирают из своей среды тысячи делегатов Конференции, а уже те выбирают сотни членов Центра. Конференция – это не орган, а одноразовое мероприятие, съезд продолжительностью день или два, когда вносятся поправки в Устав и избираются партийные органы и различные функционеры на те или иные посты. После окончания съезда Конференция распускается, её функция исчерпывается. Через 4-5 лет будут избраны новые делегаты на следующую Конференцию. Конференция принимает принципиальные решения. Текущими вопросами от Конференции до Конференции занимается Центр, постоянный орган.
Но более двух десятков лет назад вместо того, чтобы избрать из своей среды членов Центра, делегаты Конференции решили, что они все станут членами Центра и внесли соответствующую поправку в Устав. Так подобно головастику, превратившемуся в лягушку, та же группа, что одноразово собирается и обсуждаeт принципиальные вопросы, потом становится постоянно действующим учреждением, с другим названием, которое уполномочено заниматься только текущими вопросами и не может, разве что большинством в две трети, изменять решения, принятые обычным большинством в дни работы Конференции.
В ближайший вторник (на момент написания статьи – прим.перев.) члены Ликуда избирают делегатов Конференции, – или, если хотите, членов Центра, - причём количество 3500 человек было увеличено не так давно вследствие решения Нетаниягу. Переизбираемый Центр насчитывал всего 2530 членов.
Внесённые Нетаниягу два изменения увеличили число делегатов. Первое и главное из них: прибавление делегатов от больших городов и поселков. Это изменение предназначалось для "компенсирующей дискриминации" в пользу городов и местных Советов по сравнению с районными советами (т.е. небольшими населенными пунктами, входящими в районные советы), которые до этого получали относительные преимущества. Это было спорное решение, вызвавшее протесты среди активистов в Иудее и Самарии и других районах. Несколько членов фракции полагали, что это решение предназначено для изменения соотношения сил в Центре, который предполагается избрать, и для усиления более центристских течений. Ведь население больших городов большинстве своём более прагматично и настроено более «государственно».
Кроме того, Нетаниягу провёл решение об увеличении числа делегатов "в силу занимаемой должности". Речь идёт о нынешних и прошлых министрах, депутатах, мэрах и главах местных советов, а также высокопоставленных функционерах движения, настоящих или бывших, которым нет надобности в избрании, их присоединяют автоматически. Сейчас к ним добавлены заместители мэров городов и местных органов управления, прочие функционеры. Муниципальные представители являются базой главы правительства и на Конференции, и в Центре.
Окно возможностей для трюков
Когда Конференция собирается, она первым делом избирает председателя (неси веида). Председатель Конференции может быть избраться потом и председателе Центра, но это отдельные стадии: председатель Конференции не становится автоматически председателем Центра. Конференция также избирает членов Президиума Конференции, их число 11 человек. Как правило, их выбор является результатом сделки между центрами сил, то есть различными группировками, существующими среди членов Конференции. Президиум Конференции – весьма важная структура, поскольку она устанавливает, какие предложения обсуждать на Конференции, какие похоронить. Так, например, если Нетаниягу пожелает, чтобы Конференция обсудила его просьбу позволить ему забронировать одно или несколько мест в списке в Кнесет для своих кандидатов, он должен получить утверждение Президиума. Поэтому ему важно иметь там большинство своих людей.
С другой стороны, есть желающие выдвинуть предложение об отмене праймериз, чтобы только члены Центра выбирали кандидатов в Кнесет. Среди активистов нарастает требование вернуть Центру его силу. Глава правительства против такого предложения, и в его силах провалить его с помощью большинства в Президиуме.
В этом случае выдвигающий предложение может собрать подписи 20% делегатов Конференции, т.е. 700 человек, можно навязать Конференции обсуждение темы. Но это сложный и длительный процесс, а время ограничено.
Кроме того, Конференция избирает глав учреждений: председателя Законодательной комиссии, председателя Центра, председателя секретариата и председателя бюро партии.
Теперь понятен ответ на задававшийся в последние недели вопрос, с чего вдруг Буги Яалон включился в борьбу против бронирования места в списке в Кнесет следующего созыва для Эхуда Барака. Почему именно сейчас, когда никакие выборы не маячат на горизонте? Дело в том, что в "период головастика" - пока Конференция ещё не превратилась в Центр – это окно возможностей для председателя партии. Бронирование противоречит Уставу партии, а на Конференции изменить Устав обычным большинством, тогда как на Центре требуется большинство в две трети. Во время этого переходного периода можно провести трюки, например, провести немедленное голосование, при малом числе присутствующих. Данон говорит, что основная цель выставления им своей кандидатуры на пост председателя конференции – предотвратить бронирование места Бараку. Если он будет избран главой Президиума Конференции, он сможет устанавливать повестку дня и принимать решение, будет ли голосование тайным или открытым. Если Нетаниягу выставит кого-то против Данона (на указанный пост), можно будет увидеть в этом признак того, что он намерен просить забронировать для Барака место в списке Ликуда.
В самом ли деле Нетаниягу заинтересован в бронировании места в списке для Барака? Распространённое мнение, что он собирается попросить у Конференции одно место в каждой десятке для своих людей, чтобы решить до выборов, кого ему ввести. Членам фракции он обещал, что речь не идет о Бараке. Бараку, надо полагать, он обещал бронирование. Если в самом деле он получит опцию для бронирования места, то решение о конкретном человеке он будет принимать в последний момент.
Противостояние с Фейглином
И теперь вопрос на миллион долларов: зачем Нетаниягу ускорил праймериз на пост председателя Ликуда и было ли это верное решение с политической точки зрения?
Прежде всего: неверно, что Нетаниягу намеревался провести выборы в Кнесет до выборов в США. Если бы он хотел провести досрочные выборы в Кнесет, не было бы никакой необходимости в специальном решении об ускорении праймериз: досрочные выборы автоматически подразумевали досрочные праймериз. Нетаниягу ускорил праймериз именно исходя из соображений, что досрочные выборы не стоят на повестке дня.
Но если так, то какова причина?
Главных соображений два. Во-первых, идеальный момент. Сейчас Нетаниягу на коне. Нет никого, кто бы оспаривал его лидерство. Но поди знай, что произойдёт дальше… Во-вторых, с точки зрения Нетаниягу, предпочтительно, чтобы выборы председателя партии по времени не примыкали к выбору списочного состава в Кнесет. Когда выборы главы партии и депутатов в Кнессет совпадают, депутаты могут обусловить поддержку главы партии на праймериз поддержкой, которую он даст им при выборах в списочный состав в Кнесет. Но есть и третье соображение: противостояние с Фейглином сейчас не вызовет воспламенения, ведь всем было ясно, кто победит. Но было опасение, что именно сторонники Нетаниягу поленятся выйти из дома (и дойти до избирательного участка). Параллельные выборы делегатов Конференции приведут людей на участки.
С точки зрения Нетаниягу, поддержка в 80% будет считаться полным успехом. С точки зрения Фейглина, поддержка, приближающаяся к 30% и выше – это достижение. Фейглин выстраивает протестное голосование против Нетаниягу. При предыдущем противостоянии Фейглина поддержали несколько активистов Сильвана Шалома – тоже было протестное голосование. На сей раз Шалом провозгласил полный нейтралитет и на местах не было никакой деятельности его активистов в пользу Фейглина.
Обеспечит ли само противостояние председателю ЕР место во всеизраильском списке в Кнесет следующего созыва? Во фракции Ликуд кое-кто полагает, что да. Но большинство полагает, что тут нет никакой связи. До выборов ещё много воды утечёт.
(«Макор ришон» 27.01.12)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ