Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Правительство - это не партия. Правительство - это дом, который в самом деле не покидают за 4 дня.
(прим.перев. - в своем письме ликудникам перед праймериз несколько лет назад Мофаз писал: "Ликуд - это дом, а дом не оставляют". В день, когда члены партии получили это письмо, они услышали по радио, что Мофаз перебежал в Кадиму)

В среду Мофаз преуспел в течение 3 часов держать СМИ и политическую систему в полной готовности. Через 3 часа воздух вышел из баллона.

В среду Яалон и Плеснер должны были подать согласованную альтернативу закону Таля в предпололожении, что правительство утвердит такое согласованное предложение Ликуда и Кадимы в ближайшее воскресенье. Разногласия, как можно было ожидать, выявились уже в начале неделе, когда начались переговоры между Яалоном и Плеснером. Во вторник вечером Яалон передал основные спорные точки Плеснеру. Кризис вспыхнул на следующий день без предварительного сообщения Кадимы. Так это происходило:

11 чаов утра: Плеснер является в канцелярию Яалона и представляет тому ответы Кадимы. Оба прояснили, в чем каждая сторона готова пойти на компромисс, а в чем нет. С точки зрения Яалона, это была рутинная встреча. С точки зрения Плеснера, точка кризиса.

Час дня: Яалон сообщает главе правительства о встрече с Плеснером. О деловой встрече, цель которой найти общую формулировку. В два часа Яалон вышел из канцелярии премьер-министра и, к своему удивлению, узнал из СМИ, что Плеснер прерывает контакты-переговоры. По словам Плеснера, Ликуд отступил от предыдыщих договоренностей.

Интересно, что не только Яалон был удивлен - и Мофаз не собирался устраивать кризис. В сущности, он был втянут в войну, которую возобновил Йоханан Плеснер.

Три часа дня: Мофаз просит членов своей факции остаться в здании Кнессета. В среду депутаты, чьи частные законопроекты или запросы министрам не рассматриваются в тот день, как правило, уезжают домой пораньше. Мофаз сообщил, что намерен созвать срочное заседание фракции о выходе из правительства. Йоэль Хасон заявил с трибуны Кнессета, что обратится к фракции выйти из коалиции. По его мнению, переговоры с Ликудом исчерпали себя и нет шансов пийти к согласованному предложению об альтернативе закону Таля.

5 часов вечера: заседание фракции должно начаться, но оно задерживается, так как Мофаз встречается с Нетаниягу. Примерно без двадцати шесть он входит в комнату заседаний фракции.

Заседание продолжается около двух часов. В самом начале Мофаз отодвигает решение до воскресенья. Шитрит придерживается немедленной отставки, Бар-Он придерживает его. Депутаты не понимают, почему их срочно собрали, если выход из правительства не стоит на повестке дня. В продолжении заседания предлагают несколько депутатов - Шломо Мула, Марина Солодкин и Орит Зуарец - уполномочить Мофаза принять решение о выходе из правительства по его мнению. Мофаз принимает идею и просит членов фракции дать ему такие полномочия. "Что", - спрашивает Ави Дихтер, противившийся отставке, - "без заседания фракции?" "Да", - говорит Мофаз. "Чего вдруг?" - удивляется пораженный Дихтер, - "речь идет о решении, ломающем принятые правила игры".

Бар-Он бросает ему: "Ме не партия, мы цирк!" Предложение выносится на голосование. 17 поддерживают. 3-4 против: Йоэль Хасон, Ави Дихтер, Роберт Тивьяев. Нино Абесадзе, поддерживающая отставку, автоматически противится предложению, так как его выдвинул Шауль Мофаз. Далья Ицик противится отставке, но не голосует против предложения. Нахман Шай, Отниэль Шнеллер и Юлия Шамалова-Беркович выходят из комнаты.

3 фракции в Кадиме

На 4 группы разделились сыны Израиля перед переходом через Красное море. Выход из коалиции для Кадимы не менее судьбоносное решение, чем форсирование Красного моря. Мофаз должен решить, что предпочтительнее. Остаться на суше, т.е. в правительстве, где Кадиму под его руководством атакуют Шели Яхимович, Хаим Рамон и Яир Лапид; или выйти в надежде, что сможет перейти бурное море оппозиции. Во время заседания пытался Отниэль Шнеллер перевести обсуждение на принципиальные рельсы. В чем можно уступить, в чем нет. Планка в 80% призыва для харедим, которую вы хотите установить, - выше, чем реальные проценты призыва светских. Но участники заседания были заняты своим: "Чего ты отвлекаешь обсуждение? Вопрос политический: выходить из правительства или нет - быть или не быть".

Как сказано, сыновья Израиля разделились на 4 группы. Члены фракции Кадимы, судя по их выражениям и поведению, разделились на 3.

Желающие выйти из правительства немедленно, независимо от причины: Шломо Мула, Меир Шитрит, Орит Зуарец, Нино Абесадзе, Роберт Тивьяев и Рахель Адато. И Махли Вахаба придерживается подобного подхода, но он не присутствовал на заседании фракции.

Предложившие выставить ультиматум на несколько дней и выйти из коалиции, если Нетанияги не примет варианта Плеснера: сам Плеснер, Рони Бар-Он, Рухама Авраам, Йоэль Хасон, Нахман Шай, Марина Солодкин, Арье Биби, Ронит Тирош и новый депутат (вошедший по списку) Икрам Хасон.

Противящиеся отставке, желавшие утихомирить страсти: Ави Дихтер, Далия Ицик, Отниэль Шнеллер, Юлия Шамалова-Беркович и Дорон Авиталь.

Исраэль Хасон решил выдержать дистанцию и вышел из комнаты в середине заседания. Юваль Цельнер и Ави Дуан не присутствовали.

У каждого депутата свои резоны. Рони Бар-Он, мягко говоря, не в восторге от Нетаниягу, но не спешит выходить из правительства. Он не только возглавляет престижную парламентскую комиссию, но и сохранил в "Кадиме Мофаза" статус эксклюзивного советника главы партии и, в сущности, второго номера - статус, который был у него в Кадиме при Ливни. Решение фракции уполномочить Мофаза принять решение в значительной степени пееводит решение ему - ведь Мофаз прислушивается к его мнению.

Йоэль Хасон, в принципе поддерживающий выход из правительства, проголосовал против решения уполномочить Мофаза решать, так как ему важен статус - он хочет возглавлять борьбу во фракции. Ави Дихтер, как сказано, против отставки. Тивьяев, подобно Хасону, не хотел дать Мофазу решать.

Мофаз разрывается между опасениями провала на досрочных выборах и политической необходимостью ужесточить позицию на переговорах с Ликудом - в том числе и по внутрипартийным причинам (готовность к компромиссу сыграет на руку Рамону), а также из стремления создать разрыв между Нетаниягу и харедим. Сейчас кажется, что он въехал на шоссе, на котором не сможет развернуться.

("Макор ришон" 13.07.2012)


Перевел Моше Борухович
МАОФ