Вскоре после своего избрания Руби Ривлин сказал Шимону Пересу: "Мне будет нелегко влезть в твои туфли". Как скромно и какое преувеличение. Туфли Ривлина не меньшие, чем туфли Переса. Есть много причин предполагать, что он превзойдет своего предшественника и будет хорошим президентом: справедливым, аполитичным, более связанным с народом. Реувен бен Йосеф-Йоэль Ривлин не будет проводить самостоятельную внешнюю политику и не будет замешивать во внутренней политике.
Президент Шимон Перес считался только со своими партнерами. Лишь изредка он был президентом "всех". Его выступления больно задевала значительную часть народа. Он не считался с правыми. Даже не понимал, почему гневаются на него за это.
Представители левых, проголосовавшие за него, предпочли его за его прямоту - и в этом качестве он превосходит своего предшественника. Накануне своего избрания Перес с трудом избавился от расследования полученных им пожертвований. У Ривлина нет за спиной такой "котомки с гадами".
Верно, Ривлин не является лауреатом Нобелевской премии мира. В Париже, Лондоне, Вашингтоне и Ватикане почти не слышали о нем до полудня во вторник на этой неделе. Он также не подписан под какими-либо Ословскими соглашениями. И все же его вклад в израильский имидж за рубежом будет не меньше, чем вклад Переса - хотя бы потому что Перес сделал очень мало в этом смысле (если делал вообще). Все разговоры о "редком достоянии государства", "сидящем в президентском дворце и спасающем нас от нас самих", - безосновательные сказки. Перес летал за границу больше любого президента до него и удостаивался там почестей, но государство от этого не выиграло. Он не предотвратил соглашение Запада с Ираном о ядерном проекте, не боролся с бойкотом Израиля, не торпедировал своими чарами американское признание правительства ФАТХа-ХАМАСа и, разумеется, не установил мир между израилем и арабами. Отношения между Иерусалимом и Рамаллой прохладнее, чем были 7 лет назад перед церемонией присяги Переса в качестве президента. Его океан слов в пользы постоянного урегулирования разбился об утес действительности.
Большинство пресс-релизов, вышедших из его канцелярии, носили заголовок "Политическая встреча". Он так много встречался с зарубежными политиками и так мало со своими согражданами. "Палестинская" тема занимала его в десятки раз больше, чем израильские вопросы. Он почти не занимался проблемами насилия, коррупции в верхних эшелонах власти. Во главе его интересов стоял раздел Страны.
Президент Реувен Ривлин будет способствовать миру между евреями и это важнее любого другого мира. Он не будет "надминистром иностранных дел", а "надминистром внутренних дел". И надо полагать, что принесет много почестей лагерю целостности Страны - тому лагерю, в котором он вырос. Он также станет честью для всех честных людей, которые действовали для его избрания, несмотря на принадлежность к другому лагерю. Избранный президент государства - в сущности, председатель коалиции хороших людей всех мировоззрений. Как печально, что премьер-министр предпочел расположиться в оппозиции.
("Макор ришон" 13.06.2014)
Перевел Моше Борухович
МАОФ



