Анурексия коалиции приводит к проигрышам при голосовании и предоставляет главе любой фракции, входящей в коалицию, возможность обвала. В канцелярии Нетаниягу продолжат следить за каждым чихом на задних скамьях
Атмосфера медового месяца характеризовала заседание глав коалиции в воскресенье. Угрожающий частокол принятия бюджета уже был позади, 2016-й год улыбался на горизонте - спокойный и безкризисный, и пятеро мужчин в комнате вдруг влюбились друг в друга. Они говорили журналистам о чудесной атмосфере и сотрудничестве. Премьер-министр клялся головой Нира Хефеца, что никто из лидеров коалиционных фракций не будет выброшен ради расширения коалиции. Назавтра, когда услышал, что Нафтали Беннет, гордится, что выстрелил ему "пулю между глаз", краткий роман закончился. Нетаниягу назвал лидеров партии "Байт йегуди" "гимназистами" и пригрозил, что его терпение может лопнуть, если Беннет и Шакед не повзрослеют.
Анурексия коалиции приводит к двум осложнениям, в которых путаются даже опытные наблюдатели. Первое осложнение - вирусное - проходящее: единоразовые капризы любого депутата приводят к точечным проигрышам при голосовании. Йоав Киш имеет головную боль из-за того, что в прошлом был сторонником законопроекта о равной военной лужбе для всех? - значит есть угроза изменению закона о призыве при голосовании в комиссии по иностранным делам и обороне. Моти Йогев убежал с голосования? - коалиция проиграла голосование по законопроекту о правах разведенных отцов. У Галанта противоречие интересов? - газовая сделка задерживается месяцами. Это злит Нетаниягу и занимает газетные заголовки, но не угрожает существованию правительства.
Второе осложнение существенней: каждый из 4 партнеров по коалиции в любой момент может развалить ее. Кахалон, Беннет, Лицман, Дери.
Это диагноз, из которого следует неожиданный прогноз Нетаниягу. Присоединение Авигдора Либермана к коалиции поможет предотвратить капризы депутатов, но не решит базовую проблему правительства. Ведь и в коалиции из 67 депутатов каждый партнер сможет свалить правительство. Присоединение Либермана позволит отстранить Орена Хазана, но не гарантирует голосование по следующему бюджету.
По этой причине Нетаниягу пока не спешит дать Либерману портфель министра обороны - условие присоединения к правительству, озвученное председателем НДИ. Разумеется, Нетаниягу предпочитает министром обороны Яалона, на которого он больше полагается (все относительно, верно?) Но помнится, что лишь год назад в попытке предотвратить досрочные выборы он был готов предоставить тому же Либерману тот же портфель. Разумеется, присоединение Либермана создаст атмосферу устойчивости, но на этом этапе (и, возможно, это ошибка) Нетаниягу не готов платить твердой валютой за хорошую атмосферу.
Присоединение партии Еш атид, например, - это нечто теоретическое, что лучше служит интересам Нетаниягу. Глава правительства тяжело трудился в попытке убедить Лапида присоединитьдя к правительству, хоть знал, что нет шансов. При 72 депутатах ни одна фракция не сможет свалить правительство, которое продержится до 2019 года. Что касается Аводы - это сложнее, потому что никто не знает, сколько членов этой фракции поддержат такой шаг и будут верны коалиции.
Поэтому пока в канцелярии главы правительства продолжат поличать грипп от каждого чиха на задних скамьях коалиции. Публикация на этой неделе о попытке принятия следующего двухгодичного бюджета уже в июне 2016г. предназначена быть заменой Либерману: сигнализация, что правительство может продержаться так еще 3 года.
("Макор ришон" 27.11.2015)
Перевел Моше Борухович
МАОФ