Как Моше Кахалон (больше обещаний, чем достижений) увиливает от общественной критики и почему слухи о правительстве национального единства не умирают
В многолетних мыльных телеоперах центральные фигуры остаются на экране - вечно молодые - но играющие их актеры старятся и уходят. Так зрители обнаруживают, что другой актер начал играть героя. В непреращаемой теленовелле под названием "Правительство Нетаниягу" раз в 2-3 года меняется играющий левую роль. Вначале это был Эхуд Барак, потом Ципи Ливни, а в последний год - своего рода икота-зевота в отсутствие более подходящих личностей - Моше Кахалон.
Быстрое изнашивание/обтрепывание - не случайно: Биньямин Нетаниягу последних 7 лет возлагает всю тяжесть своих правительств на эту ключицу. Партии Авода, Ацмаут, Тнуа, а сейчас Кулану предназначались "откошеровать" правительство в глазах мировых лидеров и быть находящейся под рукой отговоркой для ворчащих правых: почему мало строят и много уступают? а также 3-е предназначение - раскалывать левую оппозицию.
Плата портфелями всегда была высокой, но при проверке результатом никогда не оправдывала риска. Гнев правых на левого партнера коалиции, мешающего всему, и гнев левых на очередного предателя, перешедшего идеологические линии, разваливали партию за партией. Этот гнев расколол Аводу, ликвидировал Барака, поставил на Ливни несмываемое пятно предательства и зигзагов.
Поразительным образом Моше Кахалон уже год выходит из этого без царапины. Он выступил против изменений в БАГАЦе - но не получил ударов от Беннета и правого фланга Ликуда. Он сидит в правительстве Нетаниягу - без реальной критики слева. Это особенно удивительно, что находится на ненавидимом публикой посту министра финансов, а так же что на экзамене по ценам на квартиры его оценка провальна. На этом этапе в прошлом правительстве Яир Лапид уже был самым ненавидимым министром. Но где он и где его наследник?
Это происходит потому, что Кахалон - прекрасный артист. В течение года он был верным партнером - более верным Нетаниягу, чем Ликуд. Во фракции Кахалона не зафиксировано бунта в духе Ади Коль в 2013г. С другой стороны, он с большим талантом распространяет мессиджи, что, якобы, он вот-вот развалит правительство и свалит Нетаниягу. Чьи руки, чей голос - правительства или оппозиции?
В этом причина смехотворного обсуждения в последний месяц в экономических рубриках газет согласится ли Кахалон на двухгодичный бюджет? Разумеется, согласится. Он уже согласился год назад - в коалиционном соглашении. У председателя партии Кулану есть интерес создавать впечатление, что он колеблется, - по простой причине: пока есть колебания у него есть защитный зонтик. В момент принятия решения будет ясно всем - от "Йедиот ахронот" до Гидеона Саара, Авигдора Либермана и Яира Лапида - что церемония закончилась. Он на стороне Нетаниягу. В этом случае ни одно его высказывание в поддержку председателя БАГАЦа не спасет его. Другими словами: Кахалон нуждается в двухгодичном бюджете, чтоб выиграть время в кресле министра финансов, но ему придется тяжело, когда он получит это время.
Разве что найдется решение. В последние дни Кахалон предлагает компромисс, который позволит вносить изменения в бюджет на протяжение 2 лет, если разверзнется вдруг яма в бюджете государства. В сторону экономики - этот шаг позволит Кахалону продолжить в теленовелле еще один сезон - до 2018г. И чтобы не было сомнений - это его намерение.
Ахдут Авода
Уже все сказано о правительстве национального единства, которого не было. Вот 3 замечания, объясняющих, почему слухи (о таком правительстве) отказываются умирать.
Герцог. Председатель Аводы играет в переговорах об этом правительстве роль Абу-Мазена в правительстве Ольмерта. Он выражает готовность к соглашению, демонстрирует всем, что он в курсе, приезжает в канцелярию премьер-министра, когда его зовут, и сидит там часами, но в момент истины всегда убегает с предложением на салфетке и не звонит. Абу-Мазен в его преклонном возрасте боится молодых конкурентов в ПА, Герцог в его пошатнувшемся статусе дрожит и боится Яхимович.
Яхимович. Теория правительства национального единства опирается, в основном, на одно утверждение - что Яхимович втайне поддерживает вступление в коалицию, где получит высокий пост. Это утверждение основывается на неоднозначном высказывании ("Вступление в правительство выглядит маловероятным сценарием"). В этом источник путаницы: обычно когда политик затуманивает мессиджи о вступлении в правительство, он поддерживает этот шаг. Но когда Яхимович делает это - это скорее, чтобы не рассердить политических дельцов от партии Авода, жаждущих власти.
Газовое соглашение. А что случится, если Биньямин Нетаниягу поразит деловой мир (и себя самого) и предложит Аводе вхождение в правительство в обмен на замораживание газового соглашения. Согласится ли тогда Яхимович? Газовая сделка очень дорога Нетаниягу, но власть дороже. Этот вариант уже проверялся - ответ: только этого будет недостаточно.
("Макор ришон" 6.05.2016)
Перевел Моше Борухович
МАОФ