Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Вчерашний допрос Нетаниягу и тяжелая неделя, которую провели в кабинетах полицейского подразделения ЛАХАВ-433 его приближенные Шимрон и Молхо, сигнализируют, что решение близко

Решающий момент нынешней коалиции ближе, чем когда бы то ни было. Он наступит уже в ближайшем январе, когда правительство должно будет утвердить бюджет на 2019 год. Министр финансов Моше Кахалон передал однозначный мессидж: или бюджет утверждается и правительство действует до конца каденции, или распускаемся немедленно. Нет середины. У него нет намерения начинать тяжелый маршрут утверждения бюджета и не дойти до конечной точки. Немедленно или до конца, ЦАЛАШ или ТАРАШ (Циюн ЛЕ-Шевах или наоборот)

Фоном этого служит дополнительная волна слухов о намерении главы правительства Биньямина Нетаниягу идти на выборы в конце мая - сразу после торжеств 70-летия возрождения государства со всеми прямыми эфирами, визитами VIP со всего мира и государственными церемониями. Нетаниягу упрямо говорит, что у него нет никакого намерения проводить досрочные выборы, и холодная политическая логика тоже говорит, что в этом нет смысла. Но намеки продолжаются: председатель коалиции Давид Битан утверждал в начале недели, что коалиция разваливается, волна постов в Интернете, "экономика выборов" (популистские решения министра финансов).

Еще до этого Нетаниягу должен будет обдумать, как он будет вести свою юридическую баталию. Сейчас он еще говорит раздвоенным языком: на заседании парламентской фракции Ликуда просил прекратить нападки на полицию, но не сделал ничего, чтобы затормозить законопроект о рекомендациях; позавчера заявил, что противится уменьшению зарплаты ген.инспектора полиции, но не сделал замечания Битану и Амсалему. "Это не согласовано со мной", - сказал он тому, кто спросил его об энергичной деятельности двух Давидов. Но это не до такой степени протоворечит его мнению, чтобы он сделал им замечание. Создается впечатление, что сейчас ему удобно, чтобы эти законопроекты медленно протекали. Некоторые в его окружении подталкивают возвысить голос против полиции, а другие - понизить тон. Нынешний результат - где-то посредине.

Это зависит и от полицейских расследований. Его вчерашний допрос и тяжелая неделя, которую провели в кабинетах полицейского подразделения его приближенные Шимрон и Молхо, сигнализируют, что решение близко. Вскоре Нетаниягу должен будет решить куда обратиться: ядерная война или примирение с правоохранительными органами. Когда перед ним стояла подобная дилемма в отношении израильских СМИ, он избрал первую опцию. Но СМИ - легкий клиент. Полиция и прокуратура - это совсем другая история.

Удар по ШАСу и по ШАСовски

"Смотрите какое снижение поколений", - послал SMS один харедимный политик в тот вечер, когда была озвучена в СМИ новая кассета об Арье Дери. - "Сын раввина Овадии Йосефа поставил видеокассету, а сын раввина Шалома Коэна преуспел выпустить только аудиокассету".

Да, председатель партии ШАС вновь продемонстрировал на этой неделе талант оборачивать в свою пользу изобличающие его кассеты. Метот прост: вместо того, чтобы говорить о содержании, обжигающем уши, можно поговорить о записывании беседы. Не о мессидже, а о медиуме.

Так 3 года назад превратили гневные обвинения Овадии Йосефа против Дери ("Злодей, вор") в "Папа, что они с тобой сделали". Так было - с требуемыми изменениями - и на этой неделе. Один за другим давали интервью приближенные Дери и члены его фракции и отказывались говорить о том, как председатель их партии говорит против "Ришон ле-Цион" (т.е. бывшего главного сефардского раввина). Вместо этого они говорили о "подлом поступке" - записи беседы. Можно только предполагать, что случилось бы, если бы Яир Лапид или Нафтали Беннет были бы записаны на магнитофон говорящими на закрытом заседании фракции, что главные раввины ШАСа гоняются за почестями, лжецы и злодеи.

Те избиратели ШАСа, что еще остались верными партии после смерти раввина Овадии Йосефа и расследований Дери, относятся к харедимному слою. Они хотят мир в сефардском доме, следуют правилу оказания почестей раввинам и доверия к мудрецам. Произвел ли на них впечатление блиц в СМИ приближенных Дери?

Основная проблема лидера ШАСа вскрылась на этой неделе во всей своей величине: угроза со стороны Эли Ишая ликвидирована, ячейки сопротивления в партии уничтожены. Но именно тогда - извините за сравнение - вместо организованного террора, возникли бунтующие группы.

Слабость Дери вследствие двух уголовных расследований против него хорошо учуял Яков Коэн - сын председателя Совета мудрецов Торы (духовное руководство партии ШАС), который уже продемонстрировал свою силу ликвидацией политической карьеры депутата от ШАСа Игаля Гуэты. Учуял это и депутат Яков Марги, который, по свидетельству Дери, намерен тихо унаследовать руководство, если Дери будет вынужден уйти в отставку. В серии интервью в последние месяцы Марги прояснил, что подача обвинительного заключения обяжет Дери подать в отставку, - вроде рутинное юридическое высказывание, но совсем не рутинное в ШАСовских понятиях. Она пахнет ослаблением и двора раввина Амара.

Сотрудничество между этими факторами привело к тому, что удостоилось названия "сефардское примирение" - встреча важнейших сефардских раввинов. Улице это понравилось, но Дери идентифицировал в этом явную и немедленную опасность. Как говорил Ицхак Шамир, любое собрание более двух людей - это попытка сговора. По крайней мере, в этом случае тот факт, что Дери - параноик, не означает, что его не преследуют. Когда он говорит о попытке путча в партии, он не выдумывает.

Дери 2-ой редакции - уже не тот супермаг, что правил в израильской политике. В хорошем диагнозе в газете "Йедиот ахронот" несколько лет назад он описан как Хони-меагель, проснувшийся после многих лет спячки и не понимающий, что знакомый ему мир полностью изменился. Его отчаявшиеся помощники пытаются объяснить ему, что уже годы, как правила игры новые: группы Whatsapp сменили горстку журналистов, которыми он жестко правил в прошлом, и он должен исходить из предположения, что каждая его беседа записывается. И тем не менее, дополнительная запись слов Дери ожидается вскоре в нескольких домах района Хар-Ноф.

Люди Дери объясняют, что трансляция на этой неделе создала ошибочное впечатление. Да, был путч на этапе подготовки, но он был подавлен. Дворы раввинов Амара и Коэна уже не вместе, и положение гораздо более устойчивое, чем несколько недель назад - до записи телефонной беседы.

Дери уже проходил бОльшие кризисы, чем этот, но у публикации есть своя динамика. Это не total loss, но, разумеется, удар по-ШАСовски по ШАСу.

Конец эпохи магнитофонных записей

Можно уже предположить, что когда будет представлена на голосование инициатива премьер-министра запретить записывание бесед без согласия обеих сторон, ШАС не проголосует против. Арье Дери присоединился на этой неделе к списку пострадавших от записывания (кстати, как можно записать по кошерному телефону, в котором нет многих функций?) Любопытный вопрос раввину Якову Коэну, помимо депутатов Эйтана Кабеля ("Я хочу сделать карьеру - и пусть сгорит весь мир"), Мики Зоара ("Подожгу коалицию, если не получу денег") и, разумеется, самого Биньямина Нетаниягу ("Поговорю с Рыжим").

Когда Йоси Фарицкий (Шинуй) был записан 15 лет назад поливающим грязью своего однопартийца Авраама Пораза, это было посредством старого аппарата с кассетой. Не клевета стала более распространенной, а возможности записи расширились. Будет очень удивительным, если законопроект не получит большинство голосов. Нет парламентской фракции без жертвы записи, если можно назвать это так.

Эта инициатива изменит израильские СМИ: не будет больше кассет с записями Шула-Ольмерт или Нетаниягу-Мозес, а также десятков бесед, которые журналисы записывает на магнитофон, не спросив и не получив разрешения интервьюируемого. При всем уважении к законам о полиции, это самая существенная инициатива этой зимы в Кнессете.

("Макор ришон" 10.11.2017)

Перевел Моше Борухович