Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
"Я вернул вам румянец на щеки", - смеялся премьер-министр, когда завершился его сложный трюк. И в то время, как он смеется по пути в канцелярию и удостаивается славы победителя даже без открытия избирательных участков, главная оппозиционная партия должна будет обдумывать, как выйти из этого, не отрывая голову своему председателю

В итоге нервотреплющего процесса – по крайней мере, для всех имеющих отношение к политике и СМИ – можно ясно объявить, что крупный победитель однонедельной избирательной кампании, прошедшей тут, - это премьер-министр Биньямин Нетаниягу. Или, по крайней мере, это то, что глава правительства хочет, чтобы мы думали. В конце процесса, якобы занимавшегося законопроектом о призыве, после запала "игр с лестницами" и веревками, которые якобы должны были отражать стресс в политической системе, краткосрочная избирательная кампания пришла к завершению победной речью избранного премьера в центральной новостной передаче (а как же иначе?) В 8 вечера – какой точный тайминг – поднялся Нетаниягу на трибуну Кнессета и обратился к оппозиции: "Это было страшно? Я рад, что румянец вернулся вам на щеки. Я знаю, что избавил вас от больших потрясений. Если бы состоялись выборы, я вновь стоял бы тут, а вы продолжали бы комментировать мои действия оттуда – из оппозиции. Возвращайтесь к рутине, а мы возвращаемся служить стране".

Я не уверена, что ни никаком этапе последних полутора недель Нетаниягу не забавлялся идеей в самом деле пойти на выборы. Но так или иначе, видно, что в очередной раз непревзойденный гроссмейстер израильской (и не только) политики преуспел задействовать всех остальных в качестве актеров в игре, в которой он просчитывает все шаги заранее и приводит к желательному ему результату. Подобно Джеку Бауэру в сериале "24" – при всем уважении к закрученному сюжету – есть тут главная телезвезда и весь сюжет крутится вокруг нее. В еще одном блестящем сюжете, задуманном в канцелярии премьера, вся политическая система была подвергнута встряске и рубке на мелкие кусочки, система готовилась к выборам, опасалась выборов, была под угрозой выборов, проиграла выборы, - чтобы в конце изнурительной недели мы все спросили: кто это Алович?

Уже трудно вспомнить, но лишь несколько дней назад статусом Нетаниягу был статус подследственного, обвиняемого, чья карьера на закате. Хорошо зная явление природы под названием "чем больше бьют Биби в СМИ, тем больше получит мандатов", Нетаниягу угрожал развалить коалицию по вопросу, который можно было отложить на несколько месяцев или прийти к компромиссу за 10 минут, как утверждала министр Шакед на протяжение всего кризиса. В итоге мы получили Нетаниягу крепкого, уверенного в себе, держащего на плечах обновленные 30 мандатов – без открытия избирательных участков.

Шаг Нетаниягу привел к вскрытию наготы оппозиции и показал ее смятение от возможных выборов. Лучшие комментаторы объясняли, что не только расследования улучшают положение Нетаниягу, но и празднование 70-летия государства. Речи Нетаниягу в качестве премьер-министра в День Независимости, до него и после него будут идеальной избирательной кампанией для блестящего такого оратора, как он, даже если он не упомянет слово "выборы". Достаточно было одного его выступления на конференции ЭЙПАК, чтобы все остальные кандидаты побледнели в смятении перед его образом государственного деятеля, принимаемого в США с королевскими почестями; достаточно чтобы представить славу, которая возникла бы вокруг него идеально вовремя, если бы выборы были назначены на июнь. При всем уважении к председателю Аводы Ави Габаю, заявившему на этой неделе, что он очень заинтересован в выборах, чтобы как можно быстрее свалить это правительство, Нетаниягу вскрыл ничтожность оппозиционных партий. Он доказал перед телекамерами, что у оппозиции есть причины опасаться избирателей. А тем, кто затруднился понять самостоятельно, Нетаниягу перевел простыми словами: "Я еще не видел такого", - насмешливо сказал он в самом начале кризиса, - "оппозиция боится выборов! Они хотят, чтобы правительство продолжало править, потому что опасаются выборов".

Но укус других кандидатов не был основной целью речи "румянец на щеках". Ход был гораздо более блестящим. Он сказал эту фразу не чтобы выставить на посмешище запутавшуюся оппозицию (ладно, и для того чтобы посмеяться над оппозицией), а чтобы прояснить политической и юридической системе: я победил на выборах. Да, даже если не было выборов на деле. 30 мандатов у Ликуда по опросам основной новостной компании, при этом Еш атид – 21, а Авода вместе с Тнуа – 13. Продолжайте подсчитывать победивших и проигравших, - подмигнул Нетаниягу в контексте. Продолжайте говорить о властных альтернативах и самом точном тайминге подавать заявку на должность премьер-министра – народ уже выбрал. Со всеми расследованиями, рекомендациями полиции, государственными свидетелями – без избирательных участков.

Самым большим критикам премьер-министра в различных ветвях власти понадобится существенный потоп утечек, чтобы справиться с картиной, которую он создал. В этой точке времени Нетаниягу держит в руках самую существенную карту в демократической игре – желание избирателя.

Требуется стратег

Все это не говорит, что если бы выборы состоялись сегодня, результаты соответствовали бы опросам. Институты опросов общественного мнения работают только с имеющимися сейчас партиями. Но во время избирательной кампании политика сорганизовывается иначе, игроки перемещаются. Союзы заключаются и расторгаются, невозможно знать заранее кто пойдет с кем и как будет называться их список. И комплиментарные результаты по опросам партии без названия под руководством Орли Леви-Абукасис – партии пенсионеров нынешней избирательной кампании – еще изменятся. И все же, как честно признал Эйтан Кабель, "фейк кризис или не фейк кризис – точно можно сказать, что был призыв некоторым партиям проснуться и многим из нас - депутатов". И этот призыв особенно громкий для политического дома Кабеля (Аводы). На выборах как на выборах – даже если они абсолютно виртуальные – кандидат от партии Авода – это голова, которую его товарищи по партии хотят оторвать, и на этой неделе в Аводе говорят о голове Ави Габая. Хоть в его случае разочарование началось гораздо раньше этой однонедельной избирательной кампании, но это разочарование усилилось, как принято в партии отрывающей головы своих председателей.

Перед последней настоящей избирательной кампанией Герцог топтался на месте с количеством мандатов, напоминающим то, что Габай получает сейчас по опросам. Но объединение с Ципи Ливни привело к увеличению мандатов, хоть и недостаточному для победы. Переоценка, сделанная сейчас этой партией, позволяет ей скроить план, который сделает Габая более релевантным. Если бы у Аводы был блестящий стратег, умеющий нажимать на нужные кнопки у общественности, умеющий построить скрытый план, когда только в конце процесса люди понимают, что там было. Если бы у Аводы был Нетаниягу.

("Макор ришон" 16.03.2018)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/29249/

Перевод: Лея Халфин