Даже если бы блок Ямина получил бы 8 мандатов, а не 7, невозможно было бы определить такой результат иначе, чем глубокое разочарование. У религиозных сионистов есть потенциал избирателей, по крайней мере, на 12 мандатов, как это и отражалось в начале избирательной кампании в оптимистических опросах (не говоря уже о проценте вязаных кип среди израильского общества, что может дать вдвое больше мандатов). И если из этого потенциала блок Ямина смог получить только 7 мандатов, то мы обязаны признать провал и назвать это провалом.
Но разочарование гораздо глубже: ведь вскоре после закрытия избирательных участков и публикации мидгамим вышел пресс-релиз о расколе списка, что посыпало соль на раны. Хоть и раньше всем было ясно, что речь идет только о техническом блоке и раскол можно оправдать, но это оправдание – формальное, по сути раскол свидетельствует о болезни в среде религиозных сионистов.
Разочаровывающий электоральный результат не удивителен. Он был написан крупными буквами на стене в тот момент, когда списку было дано название Ямина. Стратегия кемпейна – стратегия "и мы Биби" – не была способна принести больше голосов. Отсутствие потенциала освободиться от Нетаниягу и отделиться от Нетаниягу и Ликуда, политическая зависимость от них о обнимание Биньямина Нетаниягу на протяжении всей избирательной кампании, несмотря на его отношение к Ямина, не могло закончиться иначе, как перетягиванием голосов Ликудом. Если все, что мы можем предложить это "правые плюс НДС", как я уже высмеивал это в прошлом, то нет никакой причины, чтобы избиратели не пошли к оригиналу, а не к копии.
Это не провал только Аелет Шакед. На базе такой провальной стратегии пригибания ни один кандидат не принес бы даже такой результат, какой она принесла. Корень провала не в политической плоскости, он заключается в том, что у религиозных сионистов нет упорядоченной политической идеологии, хоть есть масса идеализма. Это причина того, что религиозный сионизм не может предложить политическую альтернативу Ликуду, и что еще важнее – он не способен выполнять свою историческую роль в процессе Возрождения. Если мы не придем к израильской общественности со сформированной самостоятельной идеологической вестью (что является условием проведения независимой политики), то продолжим быть подсобной силой в израильской политике.
А когда нет сформированной идеологии, не удивительно, что множатся политические расколы среди вязаных кип. Поспешное объявление о расколе списка Ямина – не ожидая не минуты окончательных результатов выборов, чтобы можно было посмотреть как продолжать вместе – свидетельствует, что глубокая рана, возникшая вследствие ухода Беннета и Шакед из Байт йегуди, не зажила и еще кровоточит. Глядя на блок Ямина и религиозный сионизм вообще и вспоминая, что он подошел к выборам с 6 различными списками, понимаем насколько глубок раскол. Яд, распространяемый во все стороны и проникший в жилы общества, взаимные поклепы, напрасная ненависть, разрушительная критика – посеяли настолько глубокое взаимное недоверие, что не удивительно, что лагерь в разброде и люди устремляются в разные стороны.
Как необходимость политически сорганизоваться в одно движение, так и необходимость сформировать самостоятельную и релевантную политическую идеологию – еврейскую, а не только правую – обязывают религиозный сионизм взять перерыв и посидеть в оппозиции. Невозможно продолжать так. Наша историческая роль не оставляет нам иного выбора. Мы нуждаемся в оздоровлении и восстановлении, а занятие текущей политикой в коалиции не позволит нам сделать это. Только находясь в правой политической оппозиции Ликуду, можно развить критическую идеологию по отношению к нему.
Шаг назад напрашивается также в свете общей политической картины. Длительная политическая ничья и раскол в народе обязывают то, что называется "правительство единства", каким бы оно ни было, во главе с Нетаниягу или вообще без него. Нет необходимости держаться за правую коалицию. Можно освободиться. Не произойдет катастрофы. План Трампа-Нетаниягу ждет за углом, но, как известно, невелики шансы, что он будет реализован, в этом смысле мы пока можем полагаться на правый фланг Ликуда. В любом случае и из оппозиции можно бороться против этого плана, если будет необходимость, и эта борьба подчеркнет необходимость формирования идеологии.
Возможно, в блоке Ямина будут такие, что захотят сидеть в правительстве любой ценой. Нет проблемы. Пусть присоединяются. Но более идеологическая часть, действующая из долгосрочного исторического видения, а не только тактики, знающие, что "соф маасе бе-махшева тхила", должны понять насколько сущностно необходимо иногда сделать шаг назад и капитально восстановить дом.
("Макор ришон" 20.09.2019)
Перевел Моше Борухович