Maof

Sunday
Feb 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Тяжелый день был для израильского общества 2 ноября 1953г. Премьер-министр и министр обороны Давид Бен-Гурион сообщил президенту об уходе из политики. Хоть были предварительные признаки этого, но для общественности это явилось громом среди ясного дня. Отец-основатель государства бросил общество. Закончилась эпоха. Ощущение печали и сиротства воцарилось в обществе. Многие чувствовали, что пропала страна. Но смотрите какое чудо: государство Израиль продолжило существовать и даже процветать и усиливаться – и без Бен-Гуриона.

Смена поколений в руководстве – это всегда травма, и не только для общества – и лидеры затрудняются покинуть кресло, часто из опасения, что действительность не выдержит без них. Сам Бен-Гурион вернулся в политику еще на 8 лет, пока не стал обузой для своей партии и она избавилась от него. Поколение основателей государства от партии МАПАЙ оставалось у власти до 1973г., и только кризис Войны Судного дня показал им, что их время прошло.

Даже если нет уверенности, что мы присутствуем сегодня при окончании эпохи Нетаниягу, то начало конца эпохи уже можно видеть на горизонте. Поэтому хорошо сделал Саар, вступив в борьбу за первенство в Ликуде. Его вступление в состязание не только легитимно с общественной и демократической точки зрения, но и необходимо – это условие для упорядоченной передачи руководства без излишних кризисов. Оно показывает наследника и продолжателя пути – чего Нетаниягу не позаботился сделать, и более того – он заботился предотвратить рост возможных наследников. Многие из ликудников не способны представить себе Ликуд или правый лагерь без Нетаниягу в качестве лидера и ощущают выставление Сааром своей кандидатуры как предательство. В будущем, когда это состязание выяснится как необходимый процесс, облегчающий смену руководства, они смогут оценить Саара и его поступок.

Мотивация претендующих на корону иногда исходит из напрасных претензий и обманчивой фантазии. Иногда это оправданно, но проваливается, потому что опережает свое время. В случае Саара, похоже, что его борьба за первенство в Ликуде и правом лагере идет из правильного места и в правильное время, по крайней мере, по трем причинам.

Во-первых, отвага Саара вступить в соревнование свидетельствует, что он сделан из материала лидеров, а не политических дельцов. Саар рвется в бой, знает, что лишь дерзающий побеждает и готов рисковать – и это первое условие для любого достойного руководства. Саар также делает это "мемлахти" (из общегосударственного подхода), по деловому и чисто, несмотря на запах канализации в нынешней политике. И на тайминг стоит обратить внимание. Саар отошел от политики на несколько лет, подготовил себя, дождался подходящего момента для возвращения в политику и для состязания с Нетаниягу. Как сказал некто в политике: сдержанность – это сила. И признание важности нужного тайминга, и сдержанность дождаться нужного момента – условия для достойного руководства.

Во-вторых, идеология. В отличие от Нетаниягу, Саар понимает, что разгром ПА и распространение израильского суверенитета на Иудею и Самарию – это веление времени. Тот, кто следил за ним в последние годы, хорошо знает, что его позиции в отношении Эрец Исраэль на протяжении всего пути гораздо более решительные, чем у Нетаниягу. Тоже и в отношении судебной системы – Саар хорошо понимает необходимость общего плана оздоровления судебной власти и ее возвращения на подобающее ей место.

В третьих, еврейская точка. В отличие от Нетаниягу, все еще являющегося продуктом светского сионистского сознания, Саар продвинулся по отношению к нему с точки зрения сознания. Саар уже не только "израильтянин", но и "еврей". Как было публиковано, Саар несколько лет изучал Торус одним из крупнейших харедимных раввинов. На брит-миле своего младшего сына он принял на себя обязательство соблюдать Шабат. Он своего рода "обладатель прозрачной кипы" и в этом смысле относится к ядру сознательных процессов, проходящих сегодня в израильском обществе, по отношению к которым Нетаниягу абсолютно чужд. Этот факт означает, что правизна Саара и его верность Земле Израиля исходят из более глубокого корня, чем у Нетаниягу. Когда и если они будет во главе Ликуда, у исторического союза Ликуда с религиозными партиями будет не только база общих интересов, но и совместная база идейной солидарности и общего сантимента.

Саар, видно, не победит на праймериз в Ликуде на будущей неделе. Времени на подготовку мало, да и действительность еще не созрела. Но несмотря на ожидаемое поражение, его вступление первым в борьбу за первенство в Ликуде – не только существенное опережение конкурентов, но гораздо больше. Даже если он проиграет, он уже победил.

("Макор ришон" 20.12.2019)

Перевел Моше Борухович