Люди, увлекающие за собой массы, делятся, на мой взгляд, на идеологов и вождей. Так, скажем, Дидро был идеологом, а Робеспьер - вождем. Задача одних - формулировать стратегические цели общества, а других - повести общество на тактическое осуществление этих задач. Иногда природа устраивает феномены совмещения свойств идеолога и вождя в одном лице, и это - страшная кумулятивная смесь, сметающая все на своем пути. Примеры: Мохаммед, Ленин, Гитлер - главари Зеленого, Красного и Коричневого джихадов. Но такие, феномены, к счастью для общества, крайне редки. Обычно же, в управлении обществом, так или иначе, взаимодействуя, конкурируя и противостоя друг другу, сосуществуют идеологи с вождями, выполняя, каждый свои функции.
Но истории известны и случаи, когда общество, устав от внутренних распрей и мощных потоков новых, непривычных и несоразмерных ему идеологий, слепо отдается вождям, направляющим его энергию в сторону, и тогда на трон восходят наполеоны и советские партбонзы послевоенного периода. И, вспоминая последних, имитация ими идеологических процессов на протяжении 50-х - 80-х годов прошлого века, была ни чем иным, как перелицовкой и латанием идеологии ленинско-сталинской ВКП(б)-КПСС, которую они безуспешно пытались натянуть на новое, в значительной мере, созданное ими же, общество, но двигающееся «не в ту степь», из-за противоестественной пагубности марксизма-ленинизма.
Как и любой советский человек с высшим образованием, я, в принудительном порядке, проходил и сдавал основы этого самого, как утверждали его глашатаи, «вечно живого революционного учения». Учения, обратите внимание, не науки! Ибо даже Ленин, которому, насколько я помню, принадлежит это определение, соображал, что оно не удовлетворяет требованиям понятия «наука», по крайней, мере - одному, а именно - возможности неоднократного подтверждения выводов теории практикой. И потому, коммунистические идеологи, как вожди, так и теоретики, постоянно подстраивали свое учение под происходившие в реальности процессы. А их поползновения оседлать историю и помчаться на ней в светлые дали их абстрактных построений кончались кризисами, разрухами и неисчислимыми народными бедствиями, выход из которых потом искали в общественных теориях, заимствованных у более успешных обществ. Но и тут, перецитируя Пушкина, выходило, что «на чуждый лад земля у нас не родит»… То же самое, на мой взгляд, относится и к любым другим, так называемым «общественным наукам», которые - на самом деле, - учения. То есть, набор идей неких гуру, принимаемых на веру и «всесильных, потому, что они верны». И только поэтому!
Но меня занесло немного в сторону. Я сейчас хочу вспомнить о ленинском опыте партстроительства. Сразу попрошу извинения у дотошных любителей исторической точности (которой, в принципе, быть не может!), ибо сдавал, в последний раз историю КПСС почти 50 лет назад, а по жизни занимался совсем другими вещами, с идеологиями, если и связанными, то, крайне косвенно.
Итак. Зачатие Россией будущей КПСС произошло темным вечером на конспиративной квартире, на окраине захолустного Минска в 1898 г. Будущий вождь мирового пролетариата в этом процессе не участвовал, тут у него чистое алиби, он отбывал сибирскую ссылку с молодой женой Наденькой. И зачатием занимались люди, насколько я понимаю, от него далекие, с ним не знакомые, хотя, в официальной истории КПСС (но кто ей поверит?) считалось, что действовали они по его воле. Беременность продолжалась несколько лет, и новая партия, одно из детищ марксизма, разгульничавшего в России в конце 19 века, окончательно явилась свету в 1903 году, после 2-го, уже ленинского съезда. Вначале съезд напоминал сходняк предполагаемых папаш, на котором они, ругаясь, составляли контракт на совместное владение своим новым детищем и распределение дивидендов от его использования. Любопытно, что процент лиц еврейского происхождения среди этих папаш был крайне высок.
Но на этот раз в их круг ворвался Владимир Ульянов со своей дружиной и множеством идей, главными из которых была идея захвата власти и обеспечивающая ее идея партийного строительства. В соответствии со своей доктриной внутрипартийной демократии будущий пахан международного пролетариата творил на съезде, все что ему заблагорассуживалось. Если результаты голосования ему не подходили, он заочно приговаривал находящихся на другом конце Земли своих адептов (как изящно выражались капээсэсовские историки "кооптировал") к работе в качестве руководителей партии и присчитывал своей фракции их голоса, добиваясь, таким образом, большинства. Преследования незаконного сборища, которым с юридической точки зрения, был съезд, полицией Бельгии, на чьей территории это сборище происходило, подыгрывали Ленину. Обстановка была крайне нервозной и напряженной. В результате, по дороге в более безопасный Лондон, где, в конце концов, съезд завершился, потеряв по дороге часть делегатов, главным образом, ленинских оппонентов, победой Ленина, и заговорщицкая организация, названная РСДРП, начала свою деятельность по реализации идеи Красного Джихада, разработанной Марксом.
В предшествующие октябрьскому перевороту годы Ленин неоднократно использовал свой опыт партийного строительства: раскалывал партию, уводя своих последователей, если оказывался в меньшинстве, и создавая другую. Беспринципно объединялся с прежними оппонентами, если это тактически давало ему политическую выгоду и т. д. После его смерти, Сталин, еще более откровенный интриган и садист, чем создатель партии большевиков, возглавив партию, превратил ее в послушную машину для исполнения воли вождя, а его преемники сохранили эту традицию до самого конца КПСС и СССР. Когда во второй половине 80-х годов прошлого века появилась так называемая "гласность", и мы воочию смогли увидеть партийные интриги в исполнении горбачевых-лигачевых, не знаю, как у кого, но у меня выработался стойкий иммунитет против любой партийности. Но, как гражданин, в силу действующего государственного устройства Израиля, вынужденный голосовать за ту или иную партию, я, разумеется, делаю свой выбор и, как говорили в той жизни, выполняю священную обязанность, то есть, голосую. Но сама по себе партийная жизнь... брррр!
Яркое проявление отвратительности партийной жизни продемонстрировал нам на прошедшей неделе Ликуд. И до выборов ни для кого не было секретом, что вождь партии Нетаньягу находится в конфронтации с идеологом Фейглином. Идеологом, вообще, по складу характера и мышления, а никак не официальным идеологом партии типа капэсэсовского М.А. Суслова. Такой должности в Ликуде, как я понимаю, хвала Г-ду, нет. А, может, и жаль, что нет? Ибо мне, рядовому избирателю, непонятно, какова идеологическая платформа современного Ликуда? Но, Фейглин, повторяю, идеолог неофициальный. Я лично считаю его талантливым публицистом, доходчиво и ясно доносящим до читателя мысли идеологов "национального лагеря", в первую очередь, Жаботинского и Каханэ, как в общетеоретическом плане, так и применительно к текущему моменту. Сделаю оговорку, что читал и с удовольствием распространял его тексты только в переводах на русский, и они (возможно, и благодаря переводчикам) отличались доходчивой интонацией, не страдали наукообразностью, и обращены к простому читателю-избирателю. Хотя, нередко, понимаешь, откуда "ножки растут". Какой из него политик, понятия не имею, не было повода узнать.
Тут бы, казалось, им как-то сработаться: идеологу Моше и вождю Биби, и повести партию, а вместе с нею и Страну, на решение важных задач, которых, как говорится, "вагон и маленькая тележка". Но, оказалось, что Биби, прежде всего, озабочен другим: оказаться в кресле премьера. А для чего и кого - не важно. Потому, для него манипулятивные политтехнологии важнее целей демократии, что он ярко и бесстыдно продемонстрировал на следующий же после выборов день, сбросив, с помощью манипуляций верного ему партаппарата, ненавистного Фейглина с законного 20-го на 36-е место в партийном списке. Место, на грани проходимости, при лучших рейтингах проведенных опросов. Один из опросов, проведенных "НРГ-Маарив", показал, что после этого партаппаратного безобразия, 27% потенциальных избирателей Ликуда, собираются отдать свои голоса другим партиям и, именно, по причине попрания демократии после ликудовских праймериз. Впрочем, есть мнение, что Фейглин на 36-м месте стимулирует активизацию правого электората в пользу Ликуда, дабы все-таки быть избранным в депутаты. Этакая приманка!
Ну, а «новый, многое понявший» Биби продемонстрировал нам свою "стойкость". Для того, чтобы он сдал Фейглина, понадобилось менее 24 часов истерического воя левых СМИ.
С пирровой победой на внутреннем фронте, майор Биби Нетаньягу! Привет тебе от бывшего командира, генерал-лейтенанта, успешно воюющего на внутренних фронтах, с собственным народом!
Слава
КПСС во всех ее инкарнациях!
Иерусалим
12.12.08