В ходе подготовки к выборам можно услышать различные высказывания, призванные обеспечить электоральные потребности. В большинстве случаев их можно игнорировать, но иногда вред от них на долгосрочную перспективу таков, что обязывает отреагировать.
На пресс-конференции в честь начала избирательной кампании Звулун Орлев заявил: Байт Йегуди - это партия без "молодёжи холмов" и без "Марзелей". (прим.перев. - не слышала бы собственными ушами, не поверила бы!) Он выступил с нападками на молодое поколение форпостов, утверждая, что "молодёжь холмов" - это осквернение для религиозного сионизма». Орлев к этому добавил: «Кто бросает камни в солдат ЦАХАЛя, проклинает их и борется против государства, не является частью религиозного сионизма. Вот почему мы не только молимся за государство, но и отдаём жизни за него». Это сказал человек, являющийся одним из лидеров в партии "Байт Йегуди".
Также и о тех, кто отказывается или призывает отказываться от выполнения приказов о депортации еврейских поселений, Орлев сказал, что и они не являются частью религиозного сионизма. От такой орлевской позиции раскольничества и селекции был вынужден в последнее время отмежеваться даже председатель партии "Байт Йегуди" раввин проф. Гершкович. Ведь выдающиеся и признанные раввины религиозного сионизма, включая нескольких сторонников "Байт Йегуди", присоединились к позиции рава Авраама Шапиро (благословенной памяти) относительно проблемы отказа от выполнения приказа. Уж не говоря о данных, опубликованных недавно в докторской диссертации Ханана Мозеса из Бар-Иланского университета – согласно ей около 50% религиозно-сионистской общественности поддерживают отказ от выполнения приказа по депортации поселений – против 30%, которые поддерживают повиновение такому приказу, остальные не имеют твердого мнения по этому вопросу или отказались отвечать.
Орлев – не новичок в политике. И такое его заявление не просто случайная оговорка. Нападки против "молодёжи холмов" имеет своей целью отделить партию Орлева от "Ихуд Леуми" и объединить вокруг партии "Байт йегуди" религиозно-сионистское "бюргерство", которому надоело – и это можно понять – быть грушей для битья у СМИ.
Религиозно-сионистская общественность зарекомендовала себя качественным, идеалистическим обществом, вносящим большой вклад и законопослушным – конечно же, ничуть не хуже, чем любой другой сектор общества. Мы испытываем душевную боль, видя безобразные искажения нашего коллективного лица в кривом зеркале СМИ.
Так что делать? Можно пойти по длительному пути продолжительной и эффективной общественной работы по созданию более еврейских и более сионистских СМИ, или хотя бы более честных и профессиональных. Это то, что делал Кецале (Яков Кац – основатель радио "Аруц-7"), ныне председатель блока "Ихуд Леуми", в мощных многолетних усилиях , платя тяжёлую личную и общественную цену. Куда как легче сказать: «СМИ правы - есть такие противные религиозные, но мы не такие, это всё они!» И поскольку эти нехорошие объединены под общим стереотипным именем "молодёжь холмов", они своего рода "ахиллесова пята" образа, то самый лёгкий путь ускользнуть от обвиняющего и подстрекающего перста СМИ, это обвинять эту молодёжь, выведя её из своего лагеря.
Если СМИ говорят, что "молодёжь холмов" хулиганы, преступники, употребляют наркотики, жестокие нарушители закона – значит, это, вне всякого сомнения, верно! А если и нет – это их вина, что они так выглядят, что по их вине мы все так выглядим. Поэтому надо провозгласить, что они "не наши", не имеют к нам никакого отношения. Они оскверняют имя религиозного сионизма.
Для всех нашлось место в "Байт Йегуди", даже осквернителей Шабата пригласили - только не «осквернителей религиозного сионизма». СМИ не тошнит от осквернителей Шабата, а от "молодёжи холмов" - тошнит. Поэтому они изгои.
Сайерет гваот (спецчасти с холмов)
В отличие от молодёжи, оскверняющей всё, связанное с "вязаными кипами", есть молодёжь, поистине внушающая уважение к религиозному сионизму. Это религиозные солдаты и офицеры, которые, по словам Орлева, не только молятся за государство, но отдают жизни ради этого. Те из них, которые заплатили кровью, являются гордостью всего религиозно-сионистского сектора. Народ их любит, даже СМИ отдают им дань уважения. Но проблема в том, что иногда можно запутаться: и хорошие, и плохие – одни и те же люди.
В центре документального фильма «Мятежный сын», показанном недавно Шоши Гринфельд на фестивале еврейского кино в Иерусалиме, образ парня по имени Яаков, сына поселенцев из старого поселения в Гуш-Эционе. Фильм, ломающий стереотипы, показывает Якова и его друзей, избравших уйти от буржуазной цивилизации и жить на сельскохозяйственной ферме на Юге Хевронского нагорья. Там они ведут образ жизни, соединяющий еврейские традиции и веру, простоту и жизнь на природе, музыка, идеология верности Земле Израиля, и, да, оппозиционно-анархистское отношение к государству и власти. Короче, герои фильма – это те, кого в СМИ называют "молодёжью холмов". В одном отрывке фильма сняты товарищи Яакова, когда они поют под звуки гитары одну из мелодий: «Это, господа, конец фильма, сионистское государство рушится».
Перед фестивалем еврейского кино в газетах было опубликовано объявление-приглашение, которое включало кадр из фильма «Мятежный сын». В кадре – один из товарищей Яакова, типичный представитель "молодёжи холмов" на вершине большой скалы. Длинные цицит свисают с его брюк, на голове грива волос, на которых большая "бухарская" кипа, лицо погружено в ведро, откуда он пьёт воду, которую накачал из колодца. Не являясь одним из главных героев фильма он остался анонимным.
В первые дни операции «Литой свинец» стало известно, что сын председателя одного из районных советов в Иудее и Самарии ранен в операции ЦАХАЛя в Газе. Ко времени написания этих строк он ещё без сознания, госпитализирован в больнице «Сорока» (Беэр-Шева) в тяжёлом состоянии. Все мы молимся за его выздоровление, и можно предположить, что Орлев видит в нём одного из тех, кем религиозный сионизм гордится из-за его преданности государству.
В интервью СМИ отец раненого солдата рассказал, что перед заходом в Газу его сын позаботился обзавестись оранжевым флагом, который надеялся установить на руинах поселений Гуш-Катифа - своего рода выражение «Вернулись домой!» Если вы еще не догадались: Двир Бар-Хай, раненый солдат, тот самый парень из "молодёжи холмов" с буйной гривой из фильма Шоши Гринфельд. (Двир бен Лея – молитесь за него! И продолжайте молиться за Аарона Карова и за всех раненых).
Еще один предмет гордости всего религиозно-сионистского сектора – это майор Рои Кляйн (да отомстит Вс-вышний за кровь праведника!), посмертно награжденный орденом, отдавший жизнь за народ и страну со словами "ШМА, ИСРАЭЛЬ" (он закрыл собой гранату, спасая своих солдат). Согласно отчёту Тальи Сасон о "незаконных форпостах", место, где проживает семья Клайна - это незаконный форпост. Отдел миннистерства обороны по увековечиванию погибших солдат отказался финансировать комнату памяти и монумент в его память в поселении Эли, утверждая, что Закон о местах по увековечиванию памяти не распространяется на Иудею и Самарию.
Молодёжь против компромиссов
Высказывание Орлева не ограничив посланием "Остерегайтесь молодежи холмов, из которой выходят бойцы, преданные народу". Надо вглядеться поглубже и увидеть, до какой степени полное грубое забраковывание со стороны Орлева, претендующего на то, что он достоин поднять знамя образования (он хочет занять пост министра образования), далеко от правильного воспитательного подхода.
Как и вся наша молодёжь, и те, коих называют "молодёжь холмов", воспитывались на ценностях Торы, народа и Страны, на святости Дня Независимости и на молитве за государство. Они получили хорошее воспитание, росли в хороших семьях, и у них крепкая база моральных ценностей. Если они в смятении от сумасшедшей реальности, которая навязывает им трагическое противоречие с основополагающими ценностями, на которых они воспитывались, нечего обвинять в этом только молодежь.
Для этой молодёжи поселенчество в Иудее, Самарии и Газе – это пейзажи их Родины, это дом, где они росли, где воспитывались, что за это следует отдать жизнь. Для этой молодёжи поселенчество - естественная реальность, в которой они родились – как солнце, море и горы.
У этой молодежи есть простая преданность идеалам и, как вся молодежь, она ненавидит компромиссы. Она не в состоянии понять, как можно, с одной стороны говорить высокие слова об идеалах, а с другой стороны, так много заниматься материальными ценностями, удовольствиями и качеством жизни. Поэтому они и бунтуют против буржуазности своих родителей и уходят жить на природу и в простоте.
Эта молодёжь также не способна принять то, что государство Израиль, начало нашего Избавления, предаёт свое еврейское и сионистское предназначение, и мобилизует свои ресурсы для разрушения всего, что свято и дорого для этой молодежи, изгоняя целые прекрасные общины, оставляя синагоги на поджигание арабами, выкапывая мёртвых из могил, разрушая, разбивая и ломая. Молодёжь не может принять в качестве лидеров государства циничных коррумпированных политиканов, заботящихся, в основном, о себе и о своем благосостоянии. Молодёжь не способна понять, как в противостоянии между евреями и арабами, государство раз за разом оказывается на стороне арабов.
Так кого же надо больше осуждать – тех наших молодых людей, которые вследствие всего вышеописанного находят свое сердце оторванным от государства, или тех политиканов, которые довели нас до такого: кто - своими разрушающими решениями, кто – стоя в стороне и не препятстсвуя разрушению? Разве это правильный подход – выкинуть "молодёжь холмов" из стана? А может, вернее было бы включить их, обнять, принять тепло и с пониманием, поверить, что с годами они поймут сложность мтоящих проблем, а даже если нет - всё равно быть с ними в одном стане, потому что нас больше вещей объединяет, нежели разъединяет. Разве религиозный сионизм Орлева может включать ушедший от традиции, но не может включать "молодежь холмов"?
(«Бе-Шева» 29.01.2008)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ