Эта статья с мыслями о выборах в Кнессет появится с некоторым опозданием, и хорошо, что так. К тому времени страсти отшумят, скандалы улягутся и можно будет сделать несколько трезвых, суховатых выводов.
1. В предвыборной пропаганде царила жуткая свобода. В зависимости от конкретной нужды один и тот же политик объявлялся правым или левым, иногда обоими сразу. Разрушители Гуш-Катифа выступали как борцы за безопасность Израиля, а «правый-правый» вдруг заявлял, что он не прочь подарить палестинцам еще пару сотен тысяч дунамов Святой Земли. Результат: очень многие из моих знакомых делали свой выбор на основе прически кандидата или тембра его голоса. Не думайте, что это шутка…
2. В узком кругу «своих», три-четыре главы больших партий носили глухой камуфляж, высказывая схожие мысли, и осторожно демонстрируя мужскую твердость (независимо от пола) вместе с готовностью к любому компромиссу. Было ощущение, что они здорово боятся. Не нас, рядовых избирателей, которым можно кинуть любую «залепуху», а людей, от которых действительно что-то зависит. Т.е. политиков, спонсоров, журналистов, судей, чиновных олигархов. Борьба за выживание в этой среде привела к парадоксальному результату: кандидаты на пост главы правительства практически не отличаются друг от друга. Парад близнецов…
Любавичский Ребе утверждает, что основная работа по очищению этого мира евреями уже проделана. Нам осталось собрать лишь несколько искр святости и подготовка к раскрытию Мошиаха будет завершена. Проблема в том, что нетрудные дела приходится совершать в тяжелое время. Основная тяжесть – в отсутствии света, или, точнее, в нежелании увидеть его. Туман галута, его ложь, его страхи, его «демократические выборы» ползут на нас нескончаемой чередой.
Вот история, похожая на притчу. Но это быль последних двух лет. Несколько десятков патриотов Святой Земли основали на ее холмах новое поселение. В низинах торчали иглы минаретов, и крики ненависти к нам раздавались довольно часто. Поскольку отцы-основатели были люди очень уважаемые, с почти легендарной репутацией, немало сильных, решительных ребят потянулись под их крыло. Но они принимали к себе далеко не всех. У одних кипа была не того фасона, у других родители на поселковых выборах голосовали в свое время не за этих «отцов», а за других. Таких «чужаков» отгоняли бесконечными «позвони завтра». В результате поселение сложилось эксклюзивное, но уж очень маленькое. И силы полиции, получив приказ, за несколько часов разогнали и разобрали его.
Еврейская Галаха многогранна. Есть разделы, где написано, когда можно поднять голос до крика (в целях воспитания), а когда солгать (уменьшив из скромности число книг Талмуда, которые учил). Есть и про конкуренцию. Меламед может открыть новый хедер на улице, где давно существует старый. Благодаря «кинат софрим», «соперничеству мудрецов» наши дети будут лучше знать Тору. Каждый меламед «собирает искры» на своем участке, чем плохо…
Плохо это становится, когда свет и тьма переплелись в отношениях между евреями. Иногда нужно поступиться мелкой разницей и протянуть руки, один другому. Вот она, последняя и главная искра. Сколько же лет, мы, однако, охотились за ней. Ребе прав: это легко, потом легко. И гораздо приятнее, чем бродить среди близнецов на очередных выборах…
"Живой журнал" ezrahovkin