Это похоже на нескончаемые похороны. Вот уже 12 лет левый лагерь Израиля носится с гробом Ицхака Рабина и не знает, куда его положить. У Рабина есть роскошное надгробье на Горе Герцля, десятки объектов по всей стране носят его имя и ежегодно в его честь устраивается массовая церемония на площади, которая тоже переименована в его честь. Но до сих пор так и не найдено подходящее место для гроба, так, чтобы и жертва и те, кто ее носит, обрели, наконец, покой.
Во времена, когда даже память павших солдат ЦАХАЛа и евреев, погибших в Холокосте, переживает "процесс приватизации", трудно создать образ, который устроил бы коллективную память, тем более в вопросе, по которому общество расколото. Поэтому мало кто поверил главе правительства, который сказал, что слова Юваля Рабина на церемонии памяти "отражают чувства всего народа".
Неуспокоенность принимала на протяжении 12 лет разные формы. Вначале гроб хотели подложить под двери всего правого лагеря, но ничего из этого не вышло. Потом попытались было возложить ответственность на отдельных правых лидеров, но те отряхнули ее, как пыль с одежды, и без проблем вскарабкались по общественной и политической лестнице. Изменившаяся политическая арена не оставляла много пространства для маневра. Если раньше лагеря были четко разделены и могли обвинять друг друга, то теперь появилась Кадима, составленная из правых и левых.
Но на исходе субботы на площади были как раз представлены политики аутентичной ориентации – перешедшие в Кадиму бывшие члены Аводы. Например, Шимон Перес, государственный президент, говоривший собравшейся на площади молодежи о надежде, которую она никогда не теряла.
Что касается Эхуда Барака, официального председателя левого лагеря, то он вновь не додумался стать его аутентичным лидером. "Не забудем, не простим!" – лозунг, который левые обращают, прежде всего, к своим вождям. Но с легкостью забывают и прощают своим очередным "этрогам".
Государственные церемонии становятся все короче и короче, а похоронная процессия по-прежнему мечется из стороны в сторону. Теперь уже додумались поставить гроб у двери убийцы и его новорожденного сына. Не только соображениями рейтинга породили эту истерию вокруг личной жизни Игаля Амира. Тут скрывается проблема левого лагеря, которые более не ведет народ Израиля к миру и не может найти для себя место в новой реальности. Отсюда эти бесконечные повторы о том, что "мы не извлекли урок из политического убийства". Но какой именно урок все мы должны извлечь, никто не говорит! Урок не извлечен, и подтверждение тому – однородность публики, собравшейся на площади, и тот факт, что левый лагерь лишился власти, несмотря на убийство Рабина.
В этом году все еще больше осложнилось. Левые переживают из-за "предательства" БАГАЦа, который позволил проведение в тюрьме обряда обрезания новорожденного сына Игаля Амира. Левые ведь привыкли слышать отовсюду, что они управляют БАГАЦом! Можно себе представить, что было бы, если бы на правой демонстрации критиковали БАГАЦ так, как критиковали его левые на исходе субботы!
"Если так пойдет и дальше, - написал Адам Барух в "Маариве", - то день памяти Рабина долго не протянет. Его уже отмечают по команде, причем занимается этим, в основном, только один из политических лагерей". 12 лет назад буквально то же самое писали русскоязычные интеллектуалы, но их забросали тогда грязью и обвинили в "непонимании сути демократии".
Может быть, действительно пора ограничиться одной лишь государственной церемонией, позволить левым заниматься своим делом, а скорбь объявить личным делом каждого?
"Гаарец", 05.11.2007
Перевод сайта "Курсор"