Сказать, что это заявление повергло жителей «касамграда» в глубокий шок – почти как ракетный обстрел - значит, ничего не сказать. Самая мягкая реакция была у тех, кто освежил в памяти строки из известной песни Владимира Высоцкого (что весьма уместно накануне 70-летия поэта): «Он над нами издевался, ну… в общем, что с него возьмешь…». Эти и другие, более жесткие выражения в адрес правительства и его руководителя, пришлось выслушать в понедельник, 21 января, министру иностранных дел Ципи Ливни, которая приехала в Сдерот вместе со своим коллегой из Нидерландов.
Когда гости благополучно спустились с холма на окраине Сдерота, откуда хорошо просматривается Бейт-Ханун, они подверглись вербальной атаке со стороны главы городского родительского комитета Батьи Катар. Г-жа Катар обратилась к Ципи Ливни как к матери и как к женщине («а вы смогли бы вытерпеть семилетнее надругательство над нормальной жизнью и здоровьем своих родных и близких?»), но конкретного ответа на свои претензии, как обычно, не получила. Единственным членом правительства, который выразился по поводу ситуации в Сдероте четко и конкретно, был министр внутренней безопасности Ави Дихтер: «Еще немного – инфраструктура повседневной жизни в Сдероте рухнет окончательно». Вот лишь некоторые примеры, свидетельствующие о справедливости его слов.
Рано утром в первый день наступившей недели сотни учащихся старших классов сдеротских школ покинули город, чтобы подготовиться к выпускным экзаменам в Беэр-Шеве. Ведь сегодня в Сдероте думать о чем-либо, кроме сигналов воздушной тревоги и падении ракет юноши и девушки просто не могут… Невозможно и взрослым нормально работать на предприятиях городской промзоны, где «касамы» рвутся все чаще и все ближе к заводским воротам.
Утром 20 января объявил о закрытии своего бизнеса владелец сдеротского филиала фабрики «Голландия», где производились современные матрасы (в том числе и ортопедические). В конце минувшей недели «касам» разорвался в непосредственной близости от заводской проходной и лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Однако хозяин «Голландии» не хочет больше рисковать – слишком свежи в памяти воспоминания о гибели рабочего соседнего сдеротского предприятия - Якова Якубова - около года назад.
В результате закрытия «Голландии» без работы останутся около ста человек, большинство из них – репатрианты из СНГ. Судьба остальных рабочих и служащих предприятий сдеротской промзоны также предрешена – никто из работодателей не хочет нести ответственность за неизбежные трагические последствия очередной ракетной атаки со стороны сектора Газы. Да и самим бизнесменам – преимущественно, жителям более благополучных районов страны – надоело играть в «негевскую рулетку», выслушивая по утрам причитания родных и близких. Их доводы просты: «Да плюнь ты на этот Сдерот и на его «льготные условия» - все равно жизнь дороже!».
Прошедшая неделя была одной из самых тяжелых за последние годы для жителей всего северо-западного Негева и Ашкелона – в течение нескольких дней в этом регионе взорвалось более 200 ракет. В результате беспрерывных обстрелов десять израильтян получили осколочные ранения различной степени тяжести. Несколько жилых домов и общественных зданий в Сдероте и окружающих киббуцах были разрушены или серьезно повреждены.
Тысячи жителей «касамграда» и его окрестностей продолжают оставаться в состоянии перманентной шоковой контузии после семилетней пытки страхом смерти – причем не только собственной, но и их родных и близких. В книгах по истории Холокоста и деятельности чекистских спецслужб разновидности такого бесчеловечного и запрещенного международными конвенциями психологического прессинга описаны достаточно подробно.
Многократно повторяемые звуки воздушной тревоги «Цева адом» равносильны словам палача: «Сейчас мы убьем тебя! Потом мы убьем твою мать и твоих детей!». Даже если после этого предупреждения убийца стреляет в воздух, психологическая травма от подобных «шуток» (тем более, многократно повторяемых) неизбежно приводит к тяжелым последствиям для любого человека - в особенности, если он не отличается железным здоровьем. А ведь большинство жителей Сдерота – это так называемые «социальные случаи», то есть пожилые люди и матери-одиночки с маленькими детьми. Поэтому навязшая в зубах «успокоительная» фраза официозных СМИ - «пострадавших нет» - выглядит как надругательство над многострадальным городом…
…Именно об этом говорили, среди прочего, участники очередной церемонии поминовения («азкары») Элы Абуксис, которая состоялась в Сдероте в минувший четверг, 17 января. Эла погибла три года назад, в начале 2005 года, прикрыв своим телом от осколков «касама» брата Томера, который также был тяжело травмирован. Говорят, что время лечит любые раны, однако по лицу родителей Элы это незаметно. И не только потому, что утрату любимой дочери невозможно забыть.
«Когда бывший премьер Ариэль Шарон выражал мне свои соболезнования вскоре после гибели Элы, он пообещал от имени правительства, что моя дочь будет последней жертвой террористов из сектора Газы, и что после осуществления «плана размежевания» ни один бандит не посмеет обстрелять территорию Израиля», - сказал скорбящий отец Йонатан Абуксис. – Но все эти обещания оказались пустым сотрясением воздуха». Нужно ли говорить о том, что постоянное лицемерие и откровенная ложь властей предержащих (даже в этих трагических случаях) оптимизма жителям «касамграда» не прибавляют…
К слову сказать, церемония «азкары», которая должна была начаться в 4 часа после полудня, была отложена более чем на час. Дело в том, что на этот раз очередной «касам» обесточил центральную часть Сдерота, где находится «Мерказ Эла» - Центр памяти Элы Абуксис. Там же расположен и новый филиал движения «Бней-Акива», в котором работала погибшая девушка. Впрочем, эта были «мелочи жизни» по сравнению с «тьмой египетской», которая навалилась на Сдерот накануне вечером, когда очередная ракета повредила опору высоковольтной линии на окраине города.
В результате этой диверсии на исходе одного из самых черных дней в истории Сдерота (около 50 касамов за 8 часов) почти до полуночи более 10 тысяч горожан сидели без света, тепла и горячей воды при температуре чуть выше ноля. Среди пострадавших от очередного акта ракетного террора были, как обычно, маленькие дети и беспомощные старики, которые остаются в «касамграде» лишь потому, что им некуда уехать. Однако ивритоязычные СМИ сообщили об этом инциденте лишь мельком, придерживаясь «правильных пропорций» - ведь на стратегическое положение Израиля, как уже давно разъяснили общественности хорошо оплачиваемые государственные пропагандисты, ситуация в Сдероте не влияет…
Вечером того же насыщенного событиями четверга десятки жителей Сдерота собрались в центре города и начали жечь автопокрышки, в очередной раз пытаясь привлечь внимание прессы к отчаянному положению заложников «политики сдержанности» и призывая правительство прекратить политику откровенного апартеида по отношению к жителям Негева в сфере безопасности. На улицах города появились плакаты с требованием немедленной отставки премьер-министра Ольмерта, которые распространили представители Штаба по обеспечению безопасности Сдерота во главе с Алоном Давиди – отцом пятерых маленьких детей, которые ежедневно играют в «русскую рулетку», уходя в школу или в детсад…
Родители малышей из сдеротского поколения «касамов» тоже вот уже много лет не находят себе места с утра до вечера – и не зря. Утром в пятницу, 18 января, очередной утренний «касам» врезался в детские ясли в центральной части Сдерота – к счастью, деньги на укрепление этого здания нашлись еще в годы правления Ариэля Шарона. И снова «пострадавших не было» (если иметь в виду раненых осколками), однако страх на лицах заплаканных малышей, у которых отняли детство сторонники «политики сдержанности», вряд ли сменится улыбкой в ближайшее время. Практически все юные жители «касамграда» вырастут психически травмированными людьми – таково мнение работающих в городе медиков…
Как уже давно понятно, террористам из сектора Газы хорошо известно не только время начала рабочего дня в детских садах и яслях Сдерота, но и график молитв в городских синагогах. Утром в субботу, 19 января очередной прицельный залп по городу был осуществлен около восьми часов утра – в это время обычно люди приходят в «бейт-кнессеты» на утреннюю молитву шабата… На этот раз ракета, выпущенная террористами из сектора Газы, разорвалась в центре учебного комплекса «военной иешивы» («иешиват-эсдер»).
Осколки мощного «касама» врезались в стены учебных классов, взрывной волной в них были выбиты стекла, кроме того, были пробиты отверстия в навесах близлежащего здания благотворительной организации. К счастью, в шабат в обоих строениях не было людей. Взрыв был настолько сильным, что в «Бейт-ХАБАДе», расположенном в пятидесяти метрах от места падения «касама», лишилось стекол окно на втором этаже. Именно мимо него всегда проходят люди, посещающие «Бейт-ХАБАД» для молитвы и изучения Торы. Лишь потому, что «шахарит» в синагоге хабадников начинается позже, чем в других «бейт-кнессетах», в это субботнее утро обошлось без пострадавших. Разумеется, из-за бомбежки иудейского «культового сооружения» ни израильские государственные СМИ, ни представители «международная общественность» никакого шума не подняли. Ведь бомбили же, в конце концов, не мечеть…
Когда отчаяние жителей Негева в начале нынешней недели достигло пиковой точки, ракетные обстрелы внезапно сошли на нет на целые сутки. Как выяснилось, террористы из Газы лишились возможности беспрепятственно и с комфортом кататься к месту запуска ракет из-за острой нехватки топлива - после того, как израильское правительство наконец-то частично реализовало старую угрозу воздействовать на арабских бандитов и их окружение экономическими методами. Жители Сдерота и окрестностей вздохнули с облегчением, но ненадолго...
Уже вечером 19 января, а особенно утром в воскресенье (то есть за несколько часов до того, как на полную мощность заработала пропагандистская машина ХАМАСа) журналисты государственных ивритоязычных СМИ буквально зашлись в истерике, требуя немедленного прекращения «коллективного наказания мирного населения сектора Газы». «Первой ласточкой» был опубликованный на исходе шабата на сайте Ynet репортаж из сектора Газы под заглавием «Им даже не в чем хоронить мертвых».
В этой публикации сообщалось о «страданиях мирных жителей сектора Газы», у которых «даже нет саванов для похорон погибших».
Кроме того, в статье журналистов Ynet говорилось о том, что «израильская блокада сектора Газы уже привела к перебоям в обеспечении мирных жителей топливом, а солярка на некоторых заправочных станциях исчезла совсем». В понедельник бесперебойный перегон дармового топлива и продовольствия в террористический анклав были возобновлены, и сразу же возобновились ракетные обстрелы (более 20 «касамов» лишь во вторник, 22 января). Как и следовало ожидать, прогрессивные израильские журналисты тут же успокоились, привычно сообщая о том, что «вооруженные жители сектора Газы выпустили несколько ракет в сторону Негева, пострадавших нет» (слово «террористы» по отношению к боевикам ХАМАСа в последнее время в официозной ивритоязычной прессе практически не используется)…
На этом фоне единственной «хорошей новостью» для жителей Сдерота в последние было сообщение о том, что Родительскому комитету города удалось договориться с гуманитарными организациями США и Канады о постоянном проживании за океаном около 150 детей из «касамграда», психофизическое состояние которых особенно тяжелое. Организаторы этой акции не скрывают, что вслед за детьми легче будет «пристроить» в более спокойных странах и их отчаявшихся родителей.
Впрочем, некоторые заокеанские гости
(как, например, побывавший в Сдероте 17
декабря представитель руководства еврейской
общины Бостона Григорий Марголин) стараются
помочь горожанам морально и материально
по месту жительства, устраивая для сдеротских
детей лишь краткосрочные поездки за океан.
В любом случае, на здешние власти всех
уровней в Сдероте уже не надеется никто.
Да и нынешнее правительство, по-видимому,
не очень возражает против фактического
исчезновения этого проблемного города
с карты страны. Головной боли поменьше
будет…
«Новости недели», 24.01.08