Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Израильский город Сдерот находится всего лишь в километре от сектора Газа. За семь лет, с самого начала интифады, на него упало примерно 2500 ракет Кассам, выпущенных из Газы палестинскими террористами. Около десятка этих ракет нанесли тяжелые увечья. Совсем недавно одна из них серьезно ранила братьев Ошера и Рами Твито, прогуливающихся по улице субботним вечером. Восьмилетний Ошер лишился ноги.
Не будет преувеличением сказать, что жизнь в Сдероте стала совершенно невыносимой. Палестинцы и их многочисленные сторонники, включая 118 стран из так называемого движения неприсоединения, большая часть Европы и великое множество международных организаций помощи – от Всемирного Банка до ООН – заявляют, что жизнь в секторе Газы не менее невыносима, и число жертв среди палестинцев резко превышает число жертв в Израиле. Но этот аргумент лишен всякого смысла: условия жизни в Газе, создаваемые Израилем, напрямую зависят от условий жизни в Сдероте. Нет Кассамов (или других проявлений терроризма) – нет блокады со стороны Израиля.
Гораздо более волнующий вопрос и с моральной, и со стратегической точки зрения - это как Израилю следует поступать с Газой. Стандартный ответ на него состоит в том, что реакция Израиля на Кассамы должна быть пропорциональной. Что это значит? Пропорциональной намерению палестинцев, запускающих Кассамы, нанести ущерб мирному населению? В этом случае пропорциональный ответ Израиля, возможно, означал бы запуск 2500 артиллерийских снарядов по гражданским объектам в Газе. А может быть, пропорциональный ответ – это четко выверенная операция "око за око", призванная убить десяток палестинцев и покалечить или сделать инвалидами еще несколько сотен?
Сторонники "пропорциональной реакции", конечно же, думают иначе. Они полагают, что ответ Израиля должен быть умеренным. Но критерии умеренности весьма субъективны. Может, Израилю следует уничтожить лидеров Хамаса, отдающих приказы о запуске ракет? Но недавно Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую практику целенаправленных убийств. А может быть, Израиль должен наказать Хамас за Кассамы чисто экономическими мерами? Но в той же резолюции осуждалось так называемое "коллективное наказание" палестинцев со стороны Израиля. Тогда, наверное, Израилю следовало бы бороться с Кассамами путем ограниченных военных рейдов? Но это также было бы недопустимым, ибо привело бы к огромным жертвам среди палестинцев, которое, как утверждается, непропорционально количеству жертв от Кассамов в Израиле.
Таким образом, получается, что предполагаемое право Израиля на самооборону не может быть реализовано на практике, по крайней мере, в Газе. Вместо этого Израилю рекомендуется разрешить свободный провоз товаров на территорию Газы и начать переговоры с Хамасом о прекращении огня.
Но и это не так-то просто. Хамас был избран демократическим путем подавляющей частью населения Газы. Он никогда не пойдет на перемирие с Израилем. После вывода израильской армии и разрушения поселений в 2005 году число Кассамов, упавших на территорию Израиля, выросло в шесть раз.
Хамас не собирается менять свою хартию от 1988 года, призывающую к уничтожению Израиля. Она носит выраженный антисемитский характер: придет время – и мусульмане будут сражаться с евреями (и убивать их) до тех пор, пока евреи не станут прятаться за скалами и деревьями, которые будут кричать: O мусульманин! За мной прячется еврей, так приди и убей его! (глава 7). Перед лицом оккупации Палестины евреями нам не остается ничего иного, как поднять знамя джихада (глава 15). И так далее.
Израильским налогоплательщикам, включая и жителей Сдерота, кажется безумием кормить змею, которая непрерывно кусает их своим жалом. Не меньшим безумием для Израиля выглядит ожидание какого-нибудь особенного события, например, попадания Кассама в автобус, везущий детей в школу, прежде чем нанести удар по Газе. Однако если Израиль не желает навечно принимать на себя военное, политическое и дипломатическое бремя полной или частичной оккупации Газы, последствия однократного крупного военного рейда могут оказаться относительно недолговечными. До выхода из Газы Израиль нес гораздо большие потери, нежели сейчас.
Может быть, стоит подождать решения этой проблемы техническими средствами, а пока надеяться на лучшее. В настоящее время Израиль занимается разработкой системы защиты от ракет под названием "Железный купол", которая может оказаться эффективной в борьбе с Кассамами, но ее надо ждать как минимум два года. Израиль также может приобрести наземные модели систем оружия ближнего действия "Фаланкс", используемых США для защиты "зеленой зоны" Багдада.
Но высокие технологии не спасут ни от исламского фундаментализма, питающего Хамас, ни от моральной несостоятельности западных политиков и журналистов, которые обвиняют Израиль куда активнее и чаще, чем палестинскую сторону. Более того, ни "Железный купол", ни "Фаланкс" не в состоянии избавить правительство Израиля от необходимости наказать тех, кто жаждет его уничтожения. Рассудительность – это, безусловно, важный аспект государственного управления, но самоуважение гораздо важнее. Ни одна уважающая себя нация не потерпит продолжения ситуации в Сдероте, и это должны понять все цивилизованные страны.

9 марта 1916 года мексиканский революционер Панчо Вилья напал на город Коламбус в штате Нью-Мексико, убив 18 американцев. Тогда президент Вудро Вильсон снарядил в Мексику настоящую карательную экспедицию из 10 тысяч солдат под командованием генерала Джона Першинга, которая около года гонялись за Вильей. Першинг так и не нашел Вилью, и его усилия пропали зря. Но, тем не менее, в последующие 85 лет, шесть месяцев и два дня после рейда Вильи на континентальную часть США не было совершено ни единого серьезного нападения.

Оригинал на английском опубликован на сайте газеты «Джерузалем Пост».

Перевод с английского Хинанит Хинани, МАОФ.

Март 2008 г.

Фото Лев Левинсон

Статья на английском