Maof

Saturday
Apr 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Любой праздник, даже плохонький, все-таки лучше самых прекрасных будней. У ООН что ни день, то праздник. Только странные они в большинстве своем какие-то. Возьмите День солидарности с палестинским народом. А чем курды хуже или, скажем, аварцы? И почему, интересно, самая справедливая в мире организация не отмечает День справедливости? Впрочем, если бы и отмечала, то вход наверняка был бы только по пригласительным билетам. Потому что "объединенные нации" все еще делятся по кастовому принципу - на основные и второстепенные. И то верно: если каждому свое, то всем точно не хватит.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, видимо, вспомнил завет Жана Жака Руссо: «Видеть несправедливость и молчать - значит, самому участвовать в ней». И осудил «масштабное применение Израилем военной силы, которое привело к жертвам среди мирного населения». С призывами немедленно прекратить насилие выступили также Евросоюз и Россия. Под «масштабным применением военной силы» подразумеваются бомбежки тоннелей в так называемом филадельфийском коридоре на границе Газы с Египтом. Бомбить больницы и мечети, оборудованные под командные пункты и склады оружия, Израиль долго не отваживался, понимая, какой будет реакция международного сообщества.

Исследования этой "реакции" уже стали темой многочисленных докторских диссертаций. Профессор права Гарвардского университета Алан Дершовиц даже опубликовал статью в газете "Christian Science Monitor", которая может смело стать своеобразным учебным пособием не только для студентов и начинающих политологов. Он делит эту "реакцию" на три составные части. В первой объединены "противники сионизма" во главе с Ираном. Вторая - самая многочисленная и последовательная - включает европейские страны, ООН, Китай, Россию и прочих завуалированных, мягко говоря, недоброжелателей Израиля, который они ставят на одну доску с ХАМАСом. И, наконец, мизерная группа государств, куда наряду с Соединенными Штатами входят Австралия, Германия, Италия, Канада и Чехия, возлагающие всю ответственность на ХАМАС, использующий население в качестве живого щита.

«Наиболее опасны не истошные ирано-хамасовские вопли, - константирует Дершовиц, - а позиция ООН и Евросоюза, которые сравнивают намеренное уничтожение мирного населения с законным правом на самозащиту, закрепленным 51-й статьей Устава ООН. Это лишь побуждает террористов к новым ракетным обстрелам». Америки Дершовиц не открыл. Но в связи с этим возникает вполне логичные вопросы: «Откуда у вечно стоящих на пороге гуманитарной катастрофы жителей Газы ракетные установки "Град" китайского и иранского производтва и порядка 6 тысяч ракет к ним? Как они туда попали и кто их оплатил?». Пока эти вопросы остаются без ответа, никакие гуманитарные грузы в Газу поступать не должны.

Прежде всего, эти вопросы должны быть адресованы Еврокомиссии, которая особенно настойчиво требует остановить военные действия и открыть гуманитарный коридор. А заодно обеспечить «безопасные условия провоза гуманитарных грузов и условия для их распределения». Если нет безопасных условий, то лучше сидеть дома. Израиль должен обеспечивать безопасность своих граждан и только после этого думать обо всех остальных. Отдел Еврокомиссии по оказанию гуманитарной помощи не выделил ни одного цента жертвам ракетных обстрелов в Сдероте. Зато тут же нашел 73 миллиона евро на помощь «бедствующим палестинцам». Причем, 44% ее предназначена арабам Иудеи и Самарии, которые, надо полагать, тоже страдают от ракетных обстрелов.

Даже обычно впадающая в таких случаях в истерику Лига арабских государств отнеслась к действиям Израиля вполне спокойно. На встрече в Каире саудовский министр иностранных дел принц Сауд эль-Файзал сказал, что «палестинцы не получат никакой помощи и поддержки, пока не прекратят внутренней вражды». И добавил: «Этого бы никогда не случилась, если б палестинский народ имел единое правительство». Бессменный председатель ЛАГ Амр Мусса тоже призвал к «переговорам о национальном примирении». В ответ хамасовец Фатхи Хамад пообещал распять "предателей". Кстати, по новым шаариатским законам, введенным в Газе, порка, отсечение рук, распятие и повешение - дело теперь обычное.

Европейцы и правозащитники, похоже, относятся к происходящему, как к элементарному естественному отбору. Но если посмотреть с юридической точки зрения, то действия израильской армии вполне оправданы. Согласно международному праву, само понятие "непропорциональное применение силы" - нонсенс, потому что для своей защиты государство вправе задействовать все имеющиеся в его распоряжении средства. Главный прокурор Международного уголовного суда Луи Морено-Орампо пояснил, что так называемый Римский статус «разрешает воюющим сторонам атаковать военные цели даже в том случае, если существует угроза гибели местного населения». Преступлением считается лишь умышленное уничтожение мирных жителей. Что в принципе и практикует ХАМАС.

Директор Общей службы безопасности Юваль Дискин вновь подтвердил, что обстрелы Израиля ведутся из густонаселенных районов. Ракетные установки располагают рядом с жилыми домами в Хан-Юнисе, Газе, Рафиахе и Джебалии. Израильские летчики разбрасывают листовки с предупреждением, чтобы население держалось подальше от мест ракетных пусков. Арабские средства массовой информации передают о панике в рядах ушедшего в подполье руководства ХАМАСа, заранее готовящего пути к бегству. Но Эхуд Барак боится ловушки и даже готов был прибегнуть к посредническим услугам Франции, чтобы приостановить на двое суток операцию "Расплавленный свинец".

Эхуд Ольмерт, в свою очередь, обещает продолжать ее до тех пор, пока ХАМАС не выбросит белый флаг. «Мы начали операцию в Газе не для того, чтобы закончить ее, не остановив обстрелы, которые больше терпеть не намерены», - сказал он. Ценно лишь то, что долговечно, а долговечно лишь то, что справедливо. Только можно ли доверять Ольмерту, который способен в любую минуту развернуться на 180 градусов? Если верить газете "Гаарец", все еще премьер-министр поручил своему советнику Шалому Турджману подготовить предложения по "стратегии политического выхода"... из войны. Тот переадресовал задание министерству иностранных дел.

Эта "стратегия" уже вынесена на предварительное обсуждение военных экспертов и политиков. Что предлагает МИД? Добиваться «резкого усиления международного давления на ХАМАС, что приведет в конечном итоге к его полной изоляции». И не допустить гуманитарной катастрофы в Газе, о чем Ципи Ливни лично пообещала Хавьеру Солане. Похоже, начиная войну, Израиль так и не наметил целей, которых намерен добиваться. Правда, израильский посол в ООН Габриэла Шалев намекнула, что главная цель антитеррористической операции - «ликвидация правительства ХАМАСа». Возможно, она и в самом деле искренне верит в это, но Ольмерт говорит лишь о прекращении ракетных обстрелов.

То же самое сказала и Ципи Ливни, срочно отправившаяся в Париж, чтобы объяснить Николя Саркози, почему Израиль отказался от французского предложения о прекращении огня на 48 часов. Она отметила, что повторной оккупации сектора Газы не будет, ибо «это как раз то, чего Израиль хочет меньше всего». И свергать власть ХАМАСа никто не собирается. «Мы таких целей пока не ставим, - сообщила министр иностранных дел. - Главное - прекратить ракетные обстрелы».

Обстрелы прекратятся только в одном случае - если граница будет отодвинута на глубину, равную расстоянию ракетного выстрела. И не надо выжигать до основания ХАМАС "расплавленным свинцом". Потому что, как заметила та же Ципи Ливни, «пока ХАМАС контролирует сектор Газы шансы на мир крайне низки». В этом парадокс "мирного" ближневосточного процесса. Махмуд Аббас лучше других знает, что больше никогда не вернется в Газу. Его туда просто не пустят. Сами жители. И было бы глупо проливать за него кровь. Если Абу-Мазена дествительно хочет в Газу, пусть тоже за нее воюет.

Итак, позади неделя бомбежек. Что дальше? Начальник генштаба Габи Ашкенази обещал несколько фаз боевых действий. На очереди - сухопутная. Хотя ее может и не быть. Слишком много желающих управлять процессом. Джордж Буш, к примеру, призвал ХАМАС остановить ракетные обстрелы, сделав тем самым первый шаг к прекращению огня. В ходе телефонного разговора с Эхудом Ольмертом он подчеркнул, что перемирие, если оно будет установлено, должно стать на этот раз постоянным.

Это завуалированный сигнал террористам: соблюдайте, мол, хоть какие-то элементарные общечеловеческие правила и вас признают, как партнеров. Не думаю, что это в интересах Израиля. Любая передышка, которую получит ХАМАС, пойдет на укрепление его боевой мощи. А постоянное "перемирие" боевиков ни к чему не обязывает: они получают инструкции из Тегерана, а не из Вашингтона. И из Москвы. Халед Машаль, которому по распоряжению Башара Асада удвоили охрану, на постоянной связи с Сергеем Лавровым. Сначала он призвал к третьей "интифаде", однако, убедившись, что призыв повис в поздухе, заявил, что готов прекратить вооруженное противостояние, но на своих условиях.

С другой стороны, бои в густонаселенной Газе потребуют от армии, прежде всего, решительности. Пойдет ли она напролом или завязнет в стычках с прячущимися за спинами женщин и детей боевиками? Вопрос не риторический, ибо от этого зависит и успех всей операции, и количество потерь, на которые можно безболезненно пойти. Но если ХАМАС усилит ракетный обстрел и увеличит зону поражения, хватит ли воли вести войну до полного его уничтожения? Хочется верить, что военные предусмотрели все возможные варианты и знают, чего хотят. Хотя, как показывает опыт, сначала генералы почему-то спешат ввязаться в драку, и лишь потом начинают думать.

В любом случае театр военных действий в Газе будет существенно отличаться от всех остальных, включая ливанский. Но больше всего я опасаюсь, чтобы эта война не стала баталий за то, чтобы повысить чей-то предвыборный рейтинг. Слишком высока ее цена.

«Еврейский меридиан»