Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Как известно, цунами возникают спустя некоторое время после землетрясения. Последствия землетрясения - трансфера евреев из Гуш-Катиф, начинают сказываться лишь сейчас и могут стать столь же разрушительными, как и цунами. И не только в Израиле, но и во всей еврейской диаспоре. Цунами- последствия трансфера, серьезно повлияют на жизнь тех, кто считал, что Гуш-Катиф не имеет к нему ровно никакого отношения. И в первую очередь это коснется большинства русскоязычных израильтян, оставивших в СНГ могилы предков и до сих пор пребывавших в уверенности, что этим могилам ничего не угрожает.
Несколько дней назад главный раввин Украины (уж не знаю, по какой версии – в Украине, как и в России,  существуют несколько главных раввинов) Яаков Дов Блайх встретился с группой депутатов Верховной рады и правительственных чиновников. В ходе встречи вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Олег Рыбчук заявил главному раввину, что уничтожение синагог в Гуш-Катиф оправдывает позицию его правительства. И в чем же заключается эта позиция? А в том, что здания бывших синагог, которые уже много лет не функционируют в качестве синагог, можно не отдавать еврейским общинам.
 Позиция, безусловно, интересная. Ведь понятно, что подавляющая часть синагог Украины вот уже более 70 лет не функционирует, после того, как они были закрыты большевиками, а здания превращены в спортивные клубы, архивы, кинотеатры, промышленные предприятия. Позиция еврейских организаций Украины, как, впрочем, и всего СНГ, была все последние годы однозначной – несмотря на то, что синагоги отобрали десятки лет назад, их святость сохранилась и поэтому они должны быть возвращены вновь создаваемым еврейским общинам. Усилия еврейских организаций уже принесли плоды – общинам вернули синагоги во многих городах СНГ  - Москве, Челябинске, Омске, Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе. Это – большие здания, на которые в свое время евреи потратили значительные  средства и можно только приветствовать  восстановление справедливости.
Но, похоже, кое-кому  не очень нравилось, что еврейские общины получали в свое распоряжение  здания, расположенные в самом центре главных городов страны. Кому-то резали глаза вдруг появившиеся на главных улицах магендавиды и семисвечники, а кому-то не давали покоя  чисто финансовые соображения. Не могу судить о реальной  стоимости этих зданий, построенных более ста лет назад и требующих серьезного ремонта. Но, без всякого сомнения, земельные участки, на которых они расположены, стоят  многие миллионы. И не гривен или рублей, а долларов.
 И вот тут всем этим недовольным пришла  подмога, откуда не ждали. И не от кого нибудь, а от самого премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. Если можно уничтожать синагоги Гуш-Катиф, то какой может быть разговор о  зданиях, в которых более 70 лет никто не молился!
 Главный раввин Парижа Клод Цафран выступил по радиостанции "Голос Израиля" и просто криком кричал, что разрушение синагог в Гуш-Катиф является опаснейшим прецедентом, который может стать примером, как  для французских властей, так и для частных лиц. Главный раввин Хайфы Шаар-Яшув, являющийся членов Совета верховного раввината Израиля заявил, что Совет получает десятки писем из еврейских общин  всего мира, в которых выражается опасение за судьбу синагог и зданий, принадлежащих еврейским организациям. Эти здания находятся, как правило, в центрах городов и многим мозолят глаза. Теперь появилась возможность убрать их куда-нибудь на окраину.
  Несмотря на все эти протесты  Шарон продолжал твердо стоять на том, что синагоги надо уничтожить – и точка. Но скандал разгорался нешуточный,  цунами грозило захлестнуть канцелярию премьера. Поэтому в срочном порядке обсуждение вопроса об уничтожении синагог было вынесено на заседание правительства. И оно в том же спешном порядке постановило создать комиссию, которая рассмотрит возможность перенесения синагог в границы "зеленой черты", а не полного их уничтожения. Какой выход из создавшейся ситуации найдет комиссия пока неизвестно, а между тем Верховный суд Израиля наложил временный запрет на разрушение синагог, отменив собственное же решение, принятое несколькими днями ранее.
Неделю назад Верховный суд уже рассматривал иск, поданный противниками плана размежевания, требовавших запретить разрушение синагог Гуш-Катиф. Большинством голосов – два против одного, судьи Эльяким Рубинштейн и Дорит Бейниш, отклонили  иск. В их вердикте было сказано, что разрушение синагоги возможно, если изъять из нее все религиозные атрибуты и некоторые символические части здания. Судья Эдмонд Леви, оставшийся в меньшинстве, подчеркнул, что ни в одном цивилизованном государстве не разрушают молитвенные дома, даже если в них уже много лет не идет служба. В самом Израиле существуют десятки заброшенных мечетей, которые, тем не менее, никто не смеет тронуть и пальцем.
Эльяким Рубинштейн заявил, что принял это решение с разбитым сердцем и со слезами на глазах.  Ну, не знаю, как там насчет разбитого сердца судьи Рубинштейна, но его вердикт  открывает дорогу для разрушения и переноса еврейских синагог практически в любой точке мира.
И, самое опасное,  не только синагог. Во время встречи в равом Блайхом, вице-премьер Рыбчук говорил и о еврейских кладбищах. Ведь, в соответствии с решением правительства Шарона, из поселения Неве Дкалим перенесли и кладбище, где были похоронены 45 жителей Гуш-Катиф, в том числе  жертвы терактов и погибшие солдаты. Эта акция предоставляет возможность избавиться и от еврейских кладбищ в центральных городах Украины и России. Как правило, еврейские кладбища, существующие уже сотни лет,  расположены сегодня в жилых районах разросшихся городов и найдется немало градоначальников, которые не преминут воспользоваться прецедентом Гуш-Катиф для того, чтобы высвободить довольно большие территории, занимаемые этими кладбищами.
До сих пор кое-кто из русскоязычных граждан Израиля относился к  трансферу из Гуш-Катиф как к чему-то, не имеющему к нему непосредственного отношения. Более того, кое-кто даже не скрывал  своего, мягко говоря, непонимания трудностей поселенцев. "Подумаешь,- говорили эти люди,- мы тоже оставили в СССР свои дома и приехали в Израиль практически без копейки. Поэтому слезы поселенцев, которым государство обязалось выплатить компенсацию, нас не очень-то и трогают."
Уничтожение синагог в Гуш-Катиф действительно, мало касается русскоязычных израильтян и те, для кого еврейская солидарность не имеет особого значения, могли сказать – "Подумаешь, так не отдадут синагоги, так перенесут их на окраины. Это – проблема еврейских организаций в диаспоре. В конце-концов, нечего им там делать, пусть приезжают сюда." Но вопрос с кладбищами – это уже совсем другое дело. Он касается  всех русскоязычных израильтян. Потому, что у  всех  остались в СНГ могилы родных и близких.
У меня, например, на одесском кладбище похоронены три поколения  предков. До сих пор я был спокоен – никто не потревожит их вечный сон и все, что от меня требуется, это иногда пересылать в Одессу сотню долларов, чтобы на их могилах покрасили ограды и  вырвали бурьян. Но теперь мне придется тщательно следить – а вдруг кому-то придет в голову снести еврейское кладбище? Конечно, в одесской местной прессе появятся объявления о том, что каждый желающий может перенести могилы на новое место. Но ведь я, живущий в Израиле, могу пропустить эти объявления. И когда на могилах моих бабушек и дедушек будет разбит парк, или построен новый жилой массив, единственное, что мне останется – это   вновь помянуть Ариэля Шарона и его злополучный план трансфера "незлым, тихим словом".