Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Помните бородатый советский анекдот, в котором некий зарубежный профсоюзный деятель проводит эксперимент среди советских рабочих для проверки их терпеливости? Он там увеличивает продолжительность рабочего дня, снижает зарплату, лишает выходных, отпуска и т.д. Терпят. Тогда он объявляет: «Завтра придете на работу, будем вас вешать. Вопросы есть?» - «Есть», - отвечает рабочий Иванов, - «веревки с собой приносить или казенные выдадут?».
Я вспомнил этот анекдот в связи с дилеммой: разрушать или не разрушать нашими бульдозерам три десятка синагог Гуш-Катифа после принудительной деиудаизации Газы.
Наш мудрый БАГАЦ, в душе, безусловно, согласный с их разрушением, а тайно, наверняка, мечтающий о разрушении всех синагог – источников религиозного фанатизма и мракобесия, для понту поколебался малость и дал правящей хунте ЛИКВОДА зеленый свет на разрушение.
Почему-то никому не пришло в голову, что разрушение культовых сооружений, даже еврейских, даже новых, - ни что иное, как вандализм. Никому не пришло в голову, что у евреев, особенно травмированных насильным трансфером, могут быть какие-то психологически повышенные реакции, возможно, даже, неадекватные, на факт разрушения синагог.
Я – человек светский, но соблюдающий, пусть в минимальной мере, основные традиции и Заповеди моего народа. И в синагогу хожу в Йом Кипур на молитву Кол Нидрей и, по случаю, еще на какой-нибудь праздник. То есть, один-два раза в год. Зато, бывая за границей, стараюсь побывать в том городе в синагоге или каком-нибудь еврейском центре, нередко ее заменяющем, чтобы посмотреть, как это там, у них. Мне это гораздо интереснее, чем посещать по проторенным туристским маршрутам христианские храмы, даже если храмы те – фантастическая пиренейская готика... Добавлю еще, что родился и вырос в городе, где религиозная еврейская жизнь не прекращалась и действовали, по крайней мере, две синагоги: бухарская и ашкеназская, в которую я обращался, возможно, к стыду своему, крайне редко – или перед Песахом по поводу покупки мацы, которую там выпекали, либо по печальным поводам смерти кого-то из старших поколений. Во всяком, случае, и о той, полутайной, непонятной мне жизни религиозных советских евреев имею представление...
Я как-то писал о праздновании Пурима в гостеприимной и веселой парижской синагоге, мне очень понравился компактный, но информационно емкий лондонский музей иудаизма, где в момент нашего посещения была развернута большая экспозиция об еврейской жизни на Гибралтаре (!).
В Италии, стране практически «юденрайн», огромные, построенные в классической церковной архитектурной традиции, разве что без крестов, здания синагог в Риме и Флоренции, используются по назначению разве что залетными туристами, а так – это, скорее, музеи иудаики с платным входом для неграждан Италии, независимо от отношения таковых к еврейству и цели посещения. Но стоят себе, украшая города. Никому не мешают.
Испания, совершившая крупнейший трансфер евреев после разрушения Второго Храма - страна «юденрайн», по определению. Синагоги были превращены в христианские храмы. Впрочем, католики так же поступали и с мечетями изгнанных мавров.
Особенно запомнилась мне церковь в Толедо, носящая имя «Синагога Белой Св.Марии». Ее построил, в качестве обычного дома собраний еврей Самуил Ха-Леви Абулафия, служивший главным финансистом испанского короля. Абулафия исправно обеспечивал доходы королевской казны, выжимая налоги из подданных короля, том числе, и из евреев. Заняв высокое положение при дворе, он, видимо, возомнил о своей вседозволенности и решил построить синагогу, соразмерную кафедральному собору. Но король решил, что еврейские деньги, потраченные Абулафией на синагогу, лучше было бы использовать на его, королевские нужды. Абулафия был обвинен в государственной измене, казнен, евреям устроили на этот раз «воспитательный» погром, синагогу отняли и перестроили в церковь. (Вам это ничего не напоминает, господа егудоны и русоиды?) Перестройка синагоги, судя по всему, была минимальной. Характерная мавританская архитектура. На фризах – ивритские надписи. И статуя анемичной, всей в белом, Марии, матери Ешу из Назарета... Даже слово «синагога» сохранили в названии церкви, понимая, что прежние хозяева ее не востребуют.
А евреи впоследствии клонировали синагогу Абулафии в священном городе Цфате...
Каир. Столица «юденрайнского» Египта. Огромное здание синагоги в центре огромного города. Службы не проводятся, даже в Йом Кипур. В 2000 году, когда я посетил Каир, там было всего 16 евреев обоего пола на 16 миллионов городских жителей, и невозможно было собрать миньян... Однако, синагога стоит и ее огромные ступени служат рабочим местом для сотен дервишей-побирушек. Мусульман, разумеется. Никто не захватывает здание, не устраивает там овощной склад или медресе. Может, оказывается, такое быть и в мусульманской стране.
Весь мир хором рыдал, когда талибы взорвали статую Будды в Афганистане, и израильтяне вместе со всеми тянули свое скорбное соло. Интересно, почему миру прогрессивному, с правозащитниками в первых рядах не предъявить ультиматум Абу-Мазену, доктору юдофобских наук, и ХАМАСу с требованием содержать синагоги Гуш-Катифа в целости и сохранности?
Или, черт с ними, правозащитниками! Их энергии хватает лишь на загаживание стен Иерусалима надписями на английском, славящими свободную «Палестину» и матерящими евреев-поселенцев. В конце концов, у нас зачем-то есть правительство, хоть и ликводовское. Оно должно, на мой взгляд, ясно заявить палестинцам что-то вроде такого: «За каждую оскверненную или разрушенную синагогу в Газе, на территории Израиля будет снесено 10 мечетей, начиная с мечети Хасан-Бек в Тель-Авиве, служившей убежищем террористов «Дельфинария»... Сносить мы – мастера. Имели возможность видеть собственными глазами. Или: «За каждую оскверненную или разрушенную синагогу в Газу будут выселены и лишены израильского гражданства 10000 мусульман, начиная с руководителей Исламского движения Израиля».
Понятно, что правозащитники этого мимо ушей не пропустят. И, вообще, мировая общественность. И исламская ООН. И полуисламская Россия. И оккупированная мусульманами Франция, впрочем, запретившая ношение униформы оккупанток, чтобы не так в глаза бросалось...
Но не разрушать же своими руками! Это уже не вандализм даже, а сверхвандализм!
Завтра, по инициативе Шауля Мофаза, сефарда, а, следовательно, еврея более традиционного и, по-видимому, просто не желающего остаться в памяти народной не только министром обороны, скомандовавшим армии – изгнать евреев, разрушить и сдать Гуш-Катиф, от чего ему уже и так вовеки не отмыться, но и человеком, рушившим молельни, соберется ликводовское правительство и будет решать: ломать или не ломать?
Возможно, среди членов правительства найдутся министры, которые будут движимы религиозным или суеверным страхом перед грехом разрушения синагог, тот же Мофаз, скажем, но, кажется мне, в целом правительство настолько поражено антипоселенчески-атеистическим дебилдингом, что результат голосования господ министров Переса, Герцога, Пинеса и иже с ними можно предсказать и сегодня. А остальные будут смотреть в рот Шарону, понимая, что перечить ему – это разрушить собственную карьеру. А она, родимая, дороже любой бесхозной синагоги в Газе!
Дай Бог, чтобы я ошибся!

Иерусалим 10.09.05