Помните бородатый советский анекдот, в котором некий зарубежный профсоюзный деятель проводит
эксперимент среди советских рабочих для проверки их терпеливости? Он там увеличивает продолжительность
рабочего дня, снижает зарплату, лишает выходных, отпуска и т.д. Терпят. Тогда он объявляет: «Завтра придете
на работу, будем вас вешать. Вопросы есть?» - «Есть», - отвечает рабочий Иванов, - «веревки с собой
приносить или казенные выдадут?».
Я вспомнил этот анекдот в связи с дилеммой: разрушать или не разрушать нашими бульдозерам три
десятка синагог Гуш-Катифа после принудительной деиудаизации Газы.
Наш мудрый БАГАЦ, в душе, безусловно, согласный с их разрушением, а тайно, наверняка, мечтающий о
разрушении всех синагог – источников религиозного фанатизма и мракобесия, для понту поколебался малость
и дал правящей хунте ЛИКВОДА зеленый свет на разрушение.
Почему-то никому не пришло в голову, что разрушение культовых сооружений, даже еврейских, даже
новых, - ни что иное, как вандализм. Никому не пришло в голову, что у евреев, особенно травмированных
насильным трансфером, могут быть какие-то психологически повышенные реакции, возможно, даже,
неадекватные, на факт разрушения синагог.
Я – человек светский, но соблюдающий, пусть в минимальной мере, основные традиции и Заповеди
моего народа. И в синагогу хожу в Йом Кипур на молитву Кол Нидрей и, по случаю, еще на какой-нибудь
праздник. То есть, один-два раза в год. Зато, бывая за границей, стараюсь побывать в том городе в синагоге
или каком-нибудь еврейском центре, нередко ее заменяющем, чтобы посмотреть, как это там, у них. Мне это
гораздо интереснее, чем посещать по проторенным туристским маршрутам христианские храмы, даже если
храмы те – фантастическая пиренейская готика... Добавлю еще, что родился и вырос в городе, где религиозная
еврейская жизнь не прекращалась и действовали, по крайней мере, две синагоги: бухарская и ашкеназская, в
которую я обращался, возможно, к стыду своему, крайне редко – или перед Песахом по поводу покупки мацы,
которую там выпекали, либо по печальным поводам смерти кого-то из старших поколений. Во всяком, случае,
и о той, полутайной, непонятной мне жизни религиозных советских евреев имею представление...
Я как-то писал о праздновании Пурима в гостеприимной и веселой парижской синагоге, мне очень
понравился компактный, но информационно емкий лондонский музей иудаизма, где в момент нашего
посещения была развернута большая экспозиция об еврейской жизни на Гибралтаре (!).
В Италии, стране практически «юденрайн», огромные, построенные в классической церковной
архитектурной традиции, разве что без крестов, здания синагог в Риме и Флоренции, используются по
назначению разве что залетными туристами, а так – это, скорее, музеи иудаики с платным входом для
неграждан Италии, независимо от отношения таковых к еврейству и цели посещения. Но стоят себе, украшая
города. Никому не мешают.
Испания, совершившая крупнейший трансфер евреев после разрушения Второго Храма - страна
«юденрайн», по определению. Синагоги были превращены в христианские храмы. Впрочем, католики так же
поступали и с мечетями изгнанных мавров.
Особенно запомнилась мне церковь в Толедо, носящая имя «Синагога Белой Св.Марии». Ее построил, в
качестве обычного дома собраний еврей Самуил Ха-Леви Абулафия, служивший главным финансистом
испанского короля. Абулафия исправно обеспечивал доходы королевской казны, выжимая налоги из
подданных короля, том числе, и из евреев. Заняв высокое положение при дворе, он, видимо, возомнил о своей
вседозволенности и решил построить синагогу, соразмерную кафедральному собору. Но король решил, что
еврейские деньги, потраченные Абулафией на синагогу, лучше было бы использовать на его, королевские
нужды. Абулафия был обвинен в государственной измене, казнен, евреям устроили на этот раз
«воспитательный» погром, синагогу отняли и перестроили в церковь. (Вам это ничего не напоминает, господа
егудоны и русоиды?) Перестройка синагоги, судя по всему, была минимальной. Характерная мавританская
архитектура. На фризах – ивритские надписи. И статуя анемичной, всей в белом, Марии, матери Ешу из
Назарета... Даже слово «синагога» сохранили в названии церкви, понимая, что прежние хозяева ее не
востребуют.
А евреи впоследствии клонировали синагогу Абулафии в священном городе Цфате...
Каир. Столица «юденрайнского» Египта. Огромное здание синагоги в центре огромного города. Службы
не проводятся, даже в Йом Кипур. В 2000 году, когда я посетил Каир, там было всего 16 евреев обоего пола на
16 миллионов городских жителей, и невозможно было собрать миньян... Однако, синагога стоит и ее огромные
ступени служат рабочим местом для сотен дервишей-побирушек. Мусульман, разумеется. Никто не захватывает
здание, не устраивает там овощной склад или медресе. Может, оказывается, такое быть и в мусульманской
стране.
Весь мир хором рыдал, когда талибы взорвали статую Будды в Афганистане, и израильтяне вместе со
всеми тянули свое скорбное соло. Интересно, почему миру прогрессивному, с правозащитниками в первых
рядах не предъявить ультиматум Абу-Мазену, доктору юдофобских наук, и ХАМАСу с требованием содержать
синагоги Гуш-Катифа в целости и сохранности?
Или, черт с ними, правозащитниками! Их энергии хватает лишь на загаживание стен Иерусалима
надписями на английском, славящими свободную «Палестину» и матерящими евреев-поселенцев. В конце
концов, у нас зачем-то есть правительство, хоть и ликводовское. Оно должно, на мой взгляд, ясно заявить
палестинцам что-то вроде такого: «За каждую оскверненную или разрушенную синагогу в Газе, на территории
Израиля будет снесено 10 мечетей, начиная с мечети Хасан-Бек в Тель-Авиве, служившей убежищем
террористов «Дельфинария»... Сносить мы – мастера. Имели возможность видеть собственными глазами. Или:
«За каждую оскверненную или разрушенную синагогу в Газу будут выселены и лишены израильского
гражданства 10000 мусульман, начиная с руководителей Исламского движения Израиля».
Понятно, что правозащитники этого мимо ушей не пропустят. И, вообще, мировая общественность. И
исламская ООН. И полуисламская Россия. И оккупированная мусульманами Франция, впрочем, запретившая
ношение униформы оккупанток, чтобы не так в глаза бросалось...
Но не разрушать же своими руками! Это уже не вандализм даже, а сверхвандализм!
Завтра, по инициативе Шауля Мофаза, сефарда, а, следовательно, еврея более традиционного и,
по-видимому, просто не желающего остаться в памяти народной не только министром обороны,
скомандовавшим армии – изгнать евреев, разрушить и сдать Гуш-Катиф, от чего ему уже и так вовеки не
отмыться, но и человеком, рушившим молельни, соберется ликводовское правительство и будет решать: ломать
или не ломать?
Возможно, среди членов правительства найдутся министры, которые будут движимы религиозным или
суеверным страхом перед грехом разрушения синагог, тот же Мофаз, скажем, но, кажется мне, в целом
правительство настолько поражено антипоселенчески-атеистическим дебилдингом, что результат голосования
господ министров Переса, Герцога, Пинеса и иже с ними можно предсказать и сегодня. А остальные будут
смотреть в рот Шарону, понимая, что перечить ему – это разрушить собственную карьеру. А она, родимая,
дороже любой бесхозной синагоги в Газе!