Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Светский правый лагерь существует, заинтересован и решительно настроен бороться за правое дело, но не находит себя в митингах-молитвах и на демонстрациях, где большинство выступающих – раввины, призывающие именем Всевышнего («Макор ришон» 9.09.05)

Еще не были депортированы последние поселения Гуш-Катифа и Сев.Самарии, а со стороны левых уже раздались призывы к «хешбон нефеш» среди религиозных сионистов. Напротив, многие в религиозно-сионистском лагере возмущены этим высокомерным требованием и полагают, что «хешбон нефеш» должны сделать именно светские – поддерживавшие «размежевание». Так или иначе, возможно, что отношение к религиозным сионистам как к единственным противникам депортации выражает суть проблемы. Считанные дни после разрушения Гуш-Катифа и поселений Сев.Самарии мы встретились с 6 светскими правыми активистами, которые смотрят на борьбу против программы изгнания с другой точки зрения и излагают мнения, которые не были слышны в общественной дискуссии в последние полтора года.

«В то время, как в борьбе против процесса Осло большая часть демонстрантов были светскими, в борьбе против программы «размежевания» большая часть принимавших активное участие были религиозные, хотя, как минимум, 40% всего общества были сильно настроены против «размежевания», - говорит Ярон Олами, 29 лет, член гор.совета Герцлии. – «Вопрос, куда исчезли правые светские – это как вопрос яйца и курицы – борьба носила религиозный характер, потому что светские не явились, или светские не явились, потому что борьба носила религиозный характер? Многие говорили мне, что не примут участие в демонстрации, на которой все выступающие – раввины. Невозможно говорить на языке ешиботников и полагать, что остальной народ пойдет по твоим стопам».

«Необходима рационализация общественного религиозного диалога», - говорит бывший министр Натан Щаранский, но многие голоса в правом светском лагере утверждают, что перевод религиозного диалога на светский язык – лишь часть обширного процесса, требуемого, чтобы «присоединить народ» к борьбе за Эрец Исраэль.

Евреи де-юре

«Самая большая ошибка была в том, что борьба была объединена с религией», - говорит Хен Давидсон, 26, студентка мед.факультета Тель-Авивского университета. - «Понятно, что есть связь между Землей Израиля и религией, но есть и другие причины, по которым Эрец Исраэль – это страна еврейского народа. Речь идет о сионизме и еврейском характере государства, а не о полном выполнении заповедей. Светская публика не нашла выражения в борьбе за Гуш-Катиф и, по моему мнению, это основная причина поражения».

- В то время, как в Гуш-Катифе депортировались и разрушались поселения, публика в Тель-Авиве шла на вечеринки. Нет ли в вашей критике концентрации на симптомах, а не на самой проблеме?

«Релевантный вопрос будет: не религиозный ты или светский, а еврей ты или ассимилированный», - говорит Ронен Шоваль, 25, пресс-секретарь «Та катом» («оранжевое» студенческое движение). – «Нам стыдно сказать, но ультралевые перестали быть евреями и они пытаются тянуть за собой остальных. Это правда. Часть общества – евреи де-юре, но де-факто они лишь родились у матери-еврейки.
Есть серьезная проблема светской еврейской идентификации, которая основывается, в основном, на уроках об Освенциме и на экскурсиях в Польшу. Светский, воспитанный в государственной системе образования и пользующийся светскими СМИ, не понимает, почему мы не выбрали Уганду. У него нет исторической правоты, у него нет сознания народа, вернувшегося на свою землю, и мышление заключается в максимуме прибыли в минимальный срок. Это корень проблемы и этим надо заниматься.
СМИ делят общество на религиозных мечтателей, любящих Эрец Исраэль, и светских левых – здравомыслящих и прагматичных. Национально-религиозная публика подыграла левым СМИ, придав борьбе секторальный характер. В дополнение к этому, возник вакуум руководства, потому что не нашлись светские лидеры серьезного уровня ,котрые возглавили бы борьбу».

- В близком или далеком будущем может начаться борьба за Иудею и Самарию. Каковы ваши выводы из последних полутора лет?

«Есть место правому светскому идеологическиому внепарламентскому движению, которое будет говорить «по тель-авивски» и обратится к большинству народа на понятно ему языке», говорит Оhед Перец, 28, из Тель-Авива.

Демография против географии

Шоваль: «Правые игнорируют, что, с точки зрения демографии, тяжело удерживать все территории, а левые игнорируют то, что мы не сможем существовать в границах 1967г., не говоря уже о том, что национальные ценности вообще не включены в систему ценностей левых. Нам надо чтобы было как можно больше евреев и как можно меньше палестинцев на как можно большей территории. Кроме мест, являющихся стратегически важными с точки зрения безопасности, есть места стратегически важные с национальной и исторической точек зрения. Надо внедрить в консенсус, что стратегия включает и духовные ценности и что нация не может говорить только о физической безопасности. Как Иорданская долина представляет интерес первостепенной важности, с точки зрения безопасности, так и Меарат а-Махпела – это национальное достояние стратегической важности и представляет «красную линию», за которую нельзя отступать. Правильным будет план, который позволит евреям сохранить национальные, исторические и религиозные места вместе с местами, представляющими интерес, с точки зрения безопасности».

- У этой борьбы есть шанс преуспеть?

Амит Барак, 27, Иерусалим: «Большинство народа видит себя евреями, и им важно, чтобы государство Израиль было еврейским государством, а не только государством еврейского народа. В тот момент, когда правые создадут у светских идентификацию у светских между понятиями «еврейство важно мне» и «Эрец Исраэль важна мне», - сионизм победит. Надо внедрить в народ, что производное от словосочетания «еврейское государство» – это обязательство по отношению к Земле Израиля, национальным ценностям и национально-историческим местам, без которых государство перестанет быть еврейским государством. Мы вернулись сюда в силу «Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука», так вправе ли государство, отдающее Иерусалим, называться еврейским государством?»

Демонстрации на берегу моря

Олами и Барак не удовлетворяются высоким национальным и политическим сознанием, они основали «Мате хилони леуми» (национальный светский штаб) и за последние полтора года организовали десятки демонстраций протеста, митингов, пикетов и т.д., включая дискотеки, в которых принимали участие множество активистов. Несколько месяцев назад они организовали группу молодежи из 15 человек из национального светского штаба с целью поселиться в качестве ядра в одном из поселений Гуш-Катифа. После ряда обращений было выбрано светское поселение Пеат-Садэ, но там от них потребовали пройти приемную комиссию. Другие поселения не хотели принять компанию из 15 светских холостых парней и девушек. Так ядро распалось и его члены прибыли в Гуш-Катиф поодиночке.

«Мы организовывали по субботам демонстрации и пикеты против отступления на пляжах и в торговых центрах и поражались поддержке и одобрению, которые мы получали от публики», - говорит Барак. – «Мы чувствовали, что сломали стереотип, что патриот Земли Израиля должен быть обязательно религиозным. Но была также и реакция возмущения со стороны религиозных тем, что эти демонстрации сопровождаются нарушением субботы. Промывка мозгов со стороны СМИ настолько преуспела, что даже верующие поражались тому, что мы – нерелигиозные - за Эрец Исраэль».

О шансах светской молодежи включиться в борьбу за Эрец Исраэль и возродить светский сионизм говорит Моше Нир, 16, из Иерусалима: «Решение должно начинаться уже в молодежных движениях. БЕЙТАР находится сейчас в кризисе и пытается восстановиться, этот процесс займет время. К тому же надо выйти к народу и сломать стереотип о религиозных, как об мешихистах, оторванных от действительности. Очень важна идея религиозных гар’инов (ядер) в городах развития».

- Ты учишься в средней школе «Бойер», которая считается левой. Каково отношение учеников к последним событиям?

«По моему, большинство учениеов как раз правые, но их правизна основывается на «отрицании» арабов из-за терактов, а не на позитивных ценостях. Надо найти пути как прийти к молодежи и внедрить ей те ценности, на которых строилась эта страна».

По словам Хен Давидсон, «есть немало светских, принадлежащих к светскому сионизму, но некоего направления и нет руководителей среднего звена, которые направляли бы. Политики есть, даже талантливые, но нет руководителей на местности, которые задействовали бы людей и вырвали бы их из безразличия. Надо изменить секторальность брьбы, говорить на языке, который народ понимает, создать правое светское движение, которое представит молодому поколению сионистскую альтернативу, к которой молодежь сможет присоединиться. Кроме того, надо усилить смысл и значение еврейской идентификации людей»

Ронен Шоваль подытоживает: «Религиозные должны обратить взгляд наружу, быть более доступными для светской публики. Они должны стремиться к культурному творчеству, в академию, в СМИ. Как религиозные смогли за одно поколение «захватить» армию, так они должны сделать это с другими центрами влияния и заодно, «по пути», увлечь за собой все общество к сионизму».


Перевел Моше Борухович
МАОФ