Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
(опубликовано в издании «Бе-аhава у-ве-эмуна» от 22 Хешвана 5768г.)

Говорят (Берешит Раба, 79), что право еврейского народа на три места народы мира никогда не смогут оспорить и сказать, что мы их присвоили незаконною Речь идет о Меарат а-Махпела – пещере, где похоронены праотцы, могиле Йосефа возле Шхема и горе Мория в центре Иерушалаима, на которой стоял Храм. Все эти три места были куплены за деньги. И у еврейского народа сохранился документ, подтверждающий эту покупку - Тора и книги пророков (см. приложение в конце статьи). Но в действительности именно эти места являются предметом самых ожесточенных споров. Как это понять? Неужели наши мудрецы, предвидевшие, как будут развиваться события истории, ошиблись? Вот ведь сказали они, что наше право на святые места во все времена будет признано всеми народами, а пещера праотцев и гора Мория были объявлены мусульманскими святынями, на которые у евреев нет никаких прав, а могила Йосефа со времени соглашений Осло стала местом вооруженных кровопролитных столкновений. Но не трудно догадаться, что не утверждения мидраша не верны, а мы сами не верны своей традиции. Ведь мидраш говорит, что народы мира не смогут оспорить наше право. Оспорить… Следовательно, желание оспорить есть всегда, но в наших руках неопровержимое доказательство: письменный документ. Этот документ – Тора и книги пророков, где описаны обстоятельства, при которых была совершена покупка каждого из этих мест. Но документ теряет силу, если его обладатель сомневается в его подлинности. А, к сожалению, подавляющее большинство народа не считает Тору абсолютно истинным документом, в котором записаны наши права и обязанности, действующие сегодня, как и три тысячи лет назад, в момент дарования Торы с горы Синай. Если бы все евреи считали Тору истинной – все бы соблюдали ее закон. Поэтому прав был Бен-Гурион, который говорил: «Не важно, что говорят гои, важно, что думают евреи». (прим.ред.сайта МАОФ – точнее, он говорил: «Не важно, что скажут гои, важно, что сделают евреи») Бен-Гурион, провозглашая еврейское государство, поднял Тору и книги пророков (ТАНАХ) и заявил, что это наше право на ЗемлюИзраиля. К сожалению, он так говорил, но не думал. А ведь он сам утверждал, что важно только то, что думают евреи. Если бы Бен-Гурион верил в то, что он говорил, то никто бы никогда не поднимал вопроса о нашем праве на Святую Землю. А пока нам как народу нечем размахивать перед носом наших врагов. Пока мы не поверим в истинность Торы всем сердцем, пока мы не начнем по настоящему исполнять ее заповеди, подтверждая нашу веру сердцем, Тора – не аргумент, не документ. Пророки предсказали, что настанет время, когда все евреи потянутся к Торе, ощущая ее нехватку, как голод (Амос 8:11). Но мы еще не дожили до этого прекрасного времени – времени духовного голода. И сегодня нам нужно помнить правило, которое не было известно Бен-Гуриону (если бы он даже знал его, никогда бы не сказал о нем вслух). Это абсолютное правило гласит: тот, кто отказывается от Торы, не верит в свое право на Землю, не любит ее и сам передает ее в руки врага. Это какой-то неумолимый закон природы. И о нем говорит мидраш: «Тора существует только в Земле Израиля. И об этом сказано: «Торы нет среди народов» (Эйха 2:9). Но Земля Израиля – это не только место, где следует изучать Тору. Тора раскрывает свойства Земли Израиля. Тора подобна приправе, которая придает вкус пище. Пища без приправы несъедобна, и приправу без пищи никто никогда не употребляет» (Ялкут Шимони, Мишлей 247). Земля Израиля сравнивается с вкусной едой, потому что человек получает наслаждение от Земли. Но если он не умеет пользоваться приправой, то блюдо окажется невкусным и, попробовав его, человек отодвинет его от себя, удивляясь, почему его так расхваливали.

Достаточно вспомнить современную историю трех мест, о которых говорит мидраш, чтобы убедиться в истинности изложенных принципов.

Постройка над пещерами, где похоронены праотцы, была возведена царем Иродом (конец 1-го века до н.э.). Вход на нижний этаж здания и в саму пещеру был заблокирован мамелюками в 1274г., так как султан Бей-Барс решил, что это место настолько свято, что даже мусульмане не должны спускаться на нижний этаж ко входу в сами пещеры, а неверные – христиане и евреи – не должны подниматься выше седьмой ступени на лестнице, ведущей ко входу в здание. Но христиан не было, а евреи в течение почти 700 лет приходили молиться к могилам праотцев и поднимались до седьмой ступени. В 1929 году евреи были изгнаны из Хеврона после жесточайшего погрома. Ушли, но не отказались от своего права, и были люди, которые приезжали молиться. С началом Войны за Независимость добраться до места захоронения праотцев стало невозможно. 29 Ияра 5727г. (8 июня 1967г.) рав Горен, главный раввин Армии обороны Израиля, въехал на джипе в Хеврон. Единственный джип, без охраны, без следовавшей за ним армейской колонны. И, увидев его, во всем городе вывесили белые флаги. Рав Шломо Горен, генерал-майор израильской армии, потребовал у сторожа пещеры праотцев ключи, и он безоговорочно отдал их ему. Впервые за 700 лет еврей в талите и тфиллин молился на месте захоронения праотцев. Однако Моше Даян, министр обороны Израиля, удивленный тем, что арабы Хеврона сдались без единого выстрела, вернул им ключи от пещеры праотцев. Арабы, ожидавшие мести за погром 29-го года, не преисполнились благодарности, а сделали свой вывод из его благородного поступка: они решили, что с евреями можно и дальше делать все, что вздумается. В последующие годы велась напряженная борьба, чтобы евреям было дано право молиться в здании, построенном над местом захоронения праотцев. В 1981 году несколько жителей возобновленного еврейского ишува в Хевроне тайно спустились к пещерам праотцев через известный им проход. Но вход в сами пещеры оказался завален землей, по всей видимости, еще до разрушения Храма. Так разве мидраш не прав? Разве оспаривали арабы наше право на пещеру праотцев? Нет, не оспаривали. Сегодня оспаривают, потому что мы сами отказались от этого права. Нельзя всю вину возложить только на тех, кто волею судеб стоит во главе народа. Они лишь отражают общую тенденцию. Связь всего народа с землей, обещанной Аврааму Б-гом и купленной у народов праотцами, оказалась недостаточно крепкой. А жаль.

В третий день Шестидневной войны Моше Даян поднялся на башню Авгута Виктория, окинул взглядом Старый город Иерушалаима, окруженный со всех сторон израильскими десентниками, и глубокомысленно произнес: «Зачем нам нужен этот Ватикан?» Он хотел сказать, что духовные проблемы не волнуют его, и занятие Храмовой горы, находящейся в руках Иорданского легиона, помешает его политике создания светского государства. Но Старый город был занят. Так получилось. Моше Даян стазу же после Шестидневной войны передал ключи от Храмовой горы исламскому комитету. Перед этим он заручился поддержкой ряда раввинов, которые так же, как и он, не понимали миссии еврейского народа. Только рав Шломо Горен боролся за то, чтобы Храмовая гора осталась в руках еврейского народа.

Рядом с могилой Йосефа рав Гинзбург создал йешиву. Она не намного пережила мирные соглашения, подписанные в Осло. На сегодняшний день святыня превращена шхемскими арабами в городскую свалку. Оставленная на произвол судьбы после кровавых столкновений по указанию Эхуда Барака, это здание было подожжено, надгробье свалено и разбито.

В ходе переговоров в Осло арабы, стремясь заполучить Шхем с окрестностями, утверждали, будто могила Йосефа является «мусульманской святыней», и обещали обеспечить должный уход.

-

Приложение

О Меарат а-Махпела говорится: «И умерла Сара в Кирьят-Араба, он же Хеврон, в земле Кнаанской. И пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее. И поднялся Авраам от умершей своей и говорит сынам Хета так: «…дайте мне участок для погребения у вас, и похороню умершую мою…» “…и отвесил Авраам Эфрону серебро, о чем тот говорил во услышание сынов Хета, четыреста шекелей серебра, (что) в ходу у торговца. И стало поле Эфрона, которое в (окрестности) Махпела, что перед Мамре, поле и пещера, которая на нем, и всякое дерево, которое на поле, что во всех пределах его вокруг, Аврааму приобретением на глазах сынов Хета” (Берешит 24)
Про Яакова рассказывается: «И пришел Яаков благополучно в город Шхем, который в земле Кнаанской, по пути его из Падан Арама и расположился перед городом. И купил участок поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Хамора, отца Шхема, за сто ксита. И поставил там жертвенник и назвал его Б-г Всесильный Израиля (Берешит, 33).
А о захоронении Йосефа рассказывается: «И кости Йосефа, которые вынесли сыны Израиля из Египта, захоронили в Шхеме, на участке того поля, который купил Яаков у сынов Хамора за сто ксита» (Йегошуа 24:32).
О покупке горы Мория рассказывается: «И простер ангел руку свою на Йерушалаим.. А ангел Б-га был у гумна Аравны Йевусея.. И пришел (пророк) Гад к Давиду в тот день и сказал ему: «Взойди, поставь жертвенник Б-гу на гумне Аравны Йевусея… И поднялся Давид по слову Гада, как велел Б-г… И сказал царь Аравне: «Нет, куплю я у тебя за плату… И купил Давид гумно и скот тот за пятьдесят шекелей серебра» (Шмуэль 2, 24)

Фото Давид Рабкин