Балак, царь Моава, и его народ испугались сыновей Израиля настолько, что жизнь стала им не в радость: «И убоялся Моав Израиля, потому что очень он многочислен. И опротивел Моав сам себе из-за сынов Израиля» (Бемидбар, 22). Что стало причиной такого великого страха? В книге «Маор ве-шемеш» объясняется: «Когда моавитяне увидели, что сыны Израиля едины, они поняли, что никто не сможет противостоять им. Даже у Сихона, царя Башанского, и Ога не было сил сражаться с этим народом». Они решили обратиться к колдуну Билъаму, чтобы тот своим колдовством разрушил единство народа. Билъам должен был посмотреть и найти недостатки, неисправленные грехи людей, которые могут стать трещинами, способными расколоть на части единство сыновей Израиля. Балак встретил Билъама и водил его с возвышенности на возвышенность, чтобы с моавитского плато колдун мог окинуть взглядом весь еврейский стан, расположившийся в Иорданской долине. Но злодейский замысел привнести в еврейский народ вражду и рознь не удался. Сегодня наши враги, стремящиеся изгнать нас с нашей земли, заняты тем же самым. Они прекрасно понимают то, что Балак и Билъам поняли в свое время. И они прилагают все усилия, стремясь посеять распри и столкнуть между собой разные общины, партии, движения и группы в нашем народе. Они поддерживают политически и оказывают финансовую помощь тем людям из нашего народа, которые сомневаются в нашем праве на эту землю, они стараются представить поселенцев, рискующих своей жизнью, чтобы удержать Землю Израиля, как отдельный народ или особый класс людей и натравить на них общественное мнение и арабских террористов. Но все эти попытки окажутся тщетными, ибо «много помыслов у людей, но план Вс-вышнего осуществится». Только союз Вс-вышнего с праотцами, о котором мы постоянно вспоминаем в наших молитвах, окажется нерушимым: «Помните вечно завет Его, – слово, (что) заповедал Он на тысячу поколений, – который заключил Он с Авраамом, и клятву Свою Ицхаку. И поставил Он это Яакову законом, Израилю – заветом вечным, сказав: «Тебе дам землю Кнаан, удел наследный ваш” (Диврей а-ямим, 1:16)
(опубликовано в еженедельном издании «Беаhава уве-эмуна» от 9 Тамуза 5768г.)