(прим.перев. – как известно, Игаль Алон был одним из лидеров Маараха-Аводы, относительно поддерживавших поселенчество, но и он выдвинул «план Алона», согласно которому западная часть Иудеи и Самарии и восточная часть (долина Иордана) должны были быть аннексированы и заселены, а центральная горная часть должна была стать арабской автономией. Как увидим далее, часть Маараха и МАПАМ (т.е. нынешних Аводы и Мереца) считали это чересчур левацким)
«Во время Войны за Независимость Игаль Алон учил ПАЛМАХ, что район «треугольника» является ахиллесовой пятой государства Израиль, и «треугольник» – это не только Дженин – Туль-Карем – Шхем, но весь Западный берег», - воскликнул с горечью друг Алона по ПАЛМАХу Бени Маршак на заседании ЦК движения «Кибуц меухад» (прим.перев. - объединенное кибуцное движение. После роспускаПАЛМАХа Бен-Гурионом из-за подозрений в просоветском путче в разгар Войны на Независимость, «республики Эйн-Харод» и затем раскрытия преступлений Сталина кибуцное движение претерпело кризис и произошел очередной раскол в кибуцах. Расколовшиеся половики кибуцев нашли оригинальные названия для новых объединений – Кибуц меухад и Ихуд кибуцим – никто бы и не подумал, что был раскол – сплошное объединение) 14 августа 1967г. - «Для нас не было новостью, что на Западном берегу находятся арабы. И все же мы ежедневно воспитывали наших детей, молодежь и себя, повторяли себе: единая Эрец Исраэль. И вдруг может появиться с нашей стороны предложение: дополнительное (кроме Иордании) арабское государствочко возле нас. А я думал. что Игаль верен хоть чему-то из того, что мы написали в «Изкор» ПАЛМАХа: мы вернемся в любое место, где пролилась наша кровь. Ты не должен возвращаться – мы уже вернулись» (прим.перев. - т.е. уже освободили Иудею и Самарию в 1967г. ).
И другой друг Моше Табенкин, брат Йосефа Табенкина из ПАЛМАХа и сын легендарного лидера «Кибуц меухад» Ицхака Табенкина, сказал на том заседании: «Игаль скажет, что это вариант единства Земли Израиля. У меня есть тяжелые размышления об этих вариантах… Заселить полоску в 10км в долине, а при этом наверху в горах будет арабская автономия?” И эти двое не были единственными.
И поддержка поселенчества в Хевроне была в общем консенсусе в обществе. Тяжело поверить, но первый, кто говорил о возобновлении проживания в городе – и еще в разгаре войны – это был Бен-Гурион. На заседании секретариата РАФИ (прим.перев. - решимат поалей Исраэль – список рабочих Израиля партия, созданная Бен-Гурионом после выхода из МАПАЙ. Партия набрала немного мандатов, вскоре распалась и «птенцы гнезда Бен-Гурионова» Моше Даян и Шимон Перес вернулись в МАПАЙ-Маарах-Аводу. Иногда создается впечатление, что эта партия по некоторым вопросам занимала более правую позицию, чем нынешний Ликуд. Все гораздо проще - все, что интересовало эту группу, это чисто большевистское стремление к власти – иначе эти ребята с образованием сельхозтехникума и невероятными амбициями должны были, по уровню интеллекта и талантов, идти подметать улицы. До 1977г. они считали, что чем больше занять земель, тем государство будет сильнее, а значит – их власть сильнее. Затем они решили – чем больше отступить, тем больше разрушить идеологическую базу правых, государство слабее – но левые усилятся; они все время вспоминали о маленьком государстве, в котором они контролировали все и вся. К тому же, как уже отмечалось не мной, «по своим моральным и интеллектуальным качествам, израильские левые не способны руководить большой страной». Расчет оказался не только подлым, но и неверным: отступление привело к ухудшению в области безопасности, что всегда сдвигает общество вправо) 8 июня 1967г. намечал Бен-Гурион желательные, с его точки зрения, цели: «В первую очередь – восстановить еврейский ишув в Иерусалиме (он подразумевал старую часть города). Большой еврейский ишув. Заселить немедленно Еврейский квартал Старого Города. Если есть пустые арабские дома – и туда заселим евреев. Тоже и в отношении Хеврона. В 1929г. было уничтожено еврейское присутствие там. Я уверен, что при царящем теперь настроении в Израиле пойдут туда».
В холь а-моэд Песах 5728г. (1968г.) на следующий день после поселения первой группы в Хевроне собрался ЦК Кибуц меухад, движения Игаля Алона, в кибуце Маоз-Хаим. В решении, принятом там, говорится следующее: «ЦК шлет приветствие первым возвращающимся в Хеврон и поддерживает их в их решении в обосновании в Городе Праотцев».
Умеренная часть левых, включая сидевших в правительстве, открыто поддерживали поселенчество в те годы. «Немногие вещи устанавливаются на поколения, не тускнеют и не стираются. Есть вещи, написанные в книгах или сказанные в речах, которые забываются через некоторое время. Не так, когда создаются поселения. Мы создаем поселения навсегда, не для разрушения», - сказал министр Исраэль Галили на Совете движения Кибуц меухад 8 мая 1969г.
Через 4 года после этого 12 апреля 1973г. сказал Галили на заседании секретариата партии Авода: «Мы создаем поселения не для того, чтобы оставить их, а чтобы были живыми поселениями на границе государства Израиль».
Еще раньше 10 апреля 1968г. сказал Йосеф Табенкин, один из командиров ПАЛМАХа, в дружеской беседе перед заседанием Совета движения Кибуц меухад в кибуце Дафна: «Сейчас обосновывают поселения нуждами безопасности. Но разве это не смешно? Безопасность для поселков, а не наоборот…»
Бени Маршак, «политрук» ПАЛМАХа, сказал на Совете Кибуц меухад в апреле 1972г.: «…Есть возражение против поселенчества – это создаст нам проблемы. Надо сказать правду: да, поселенчество на территориях создаст нам проблему. Знаете как? Как корень создает проблему дереву! И чем более корни разветвленные и глубокие, тем невозможнее будет вырвать дерево. Это желательные осложнения и проблемы – с политической, национальной, исторической точки зрения, с точки зрения безопасности. Поселенчество – это корни».
И сам Игаль Алон сказал на церемонии присвоения Премии Израиля «первопроходцу поселенчества» Аврааму Герцфельду в 1972г.: «Всем жалующимся на общественную и культурную эрозию в нашей жизни стоит обратить внимание в первую очередь на эрозию отношения в поселенчеству и всему, что его символизирует».
(Отрывки из книги Хагая Губермана «Против всех шансов» были опубликованы в еженельном издании Совета поселений)
Перевел Моше Борухович
МАОФ