Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В ранние утренние часы в четверг 14 Элуля 5769г., недельная глава ""Ки таво" ("Когда придешь в Землю, которую Вс-вышний дает тебе во владение") был создан форпост Гив'ат-Сефер.

Создатели форпоста – это 40 молодых энергичных парней, проникнутых идеалами и идеей посланничества ради Эрец Исраэль, но их кипы (внемлите, Небеса) не цветные, не "бухарские" и вообще не вязаные. Парни из форпоста Гив'ат-Сефер – это обычные харедимные ребята.

(прим.перев. – в заголовке игра слов "ноар гваот" и "ноар мигбаот" – молодежь холмов и молодежь в шляпах)

Форпост создан не на горном хребте, а возле Кирьят-Сефер, и бейт-мидраш на месте назван не в честь рава Цви-Йегуды Кука, а именно по имени Хазон Иш, по пути которого, как он утверждают, идут создатели форпоста. Это место посещает не рав Дов Лиор, а рав Ицхак Бранд – харедимный рав из Иммануэля, последователь Хазон Иш.

Энергичная компания, называющая себя Агудат харедим лемаан Йегуда ве-Шомрон, или сокращенно Агудат ХАЛАМИШ, успела вырасти со времени своего образования до ядра в 200 человек. Эта деятельность – лишь часть из немалого ряда действий и инициатив (частью местных, частью общеизраильских) того, что можно назвать началом обновляющегося харедимного сионизма, исподволь происходящего в харедимном обществе.

Хевре успели выпустить плакаты и стикеры об опасности создания палестинского государства, но на этот раз цель – не жители Тель-Авива, а Меа-Шеарим. Верно, вы угадали, стикер написан на идише: "А арабише медине вет унз флацен ин пунем арайн!" (арабское государство взорвется на в лицо)

И разъяснительные листки и брошюры под названием "Ради Сиона" выпускаются организацией – там слова Торы, прославляющие заселение Эрец Исраэль, цитаты крупнейших харедимных раввинов, от Хазон Иш до рава Зоненфельда и рава Каневского (йибадель ле-хаим аруким).

После депортации Гуш-Катифа сформировалась группа харедим из Бейтара, Кирьят-Сефер и Иерусалима, которая чувствовала важность заповеди заселения Эрец Исраэль: "Вначале мы прибывали поодиночке", - рассказывает Мордехай Ранд, один из руководителей организации. – "Меня арестовали при выселении Бейт Шалом". Со временем ребята перезнакомились. "Мы встречались на различных мероприятиях, например, на собраниях организации "Эрец Исраэль шелану", - рассказывает Мордехай. – "Но в последнее время вследствие указа о замораживании строительства в Иудее и Самарии мы обратились к раву Ицхаку Бранду и вместе создали организацию ХАЛАМИШ".

Рав Бранд уже годы принимает участие в протестах против отступлений и опубликовал заявление, в котором говорится, что в передаче территорий "есть нарушение заповедей "ло теханем" и "ло ешву бе-арцеха", грех разрушения поселений и синагог и нарушение запрета "мосер". Также огромная опасность, что если арабы создадут тут свое государство, это поможет им разрушить всю Эрец Исраэль (не дай, Бог). Все разрушения были только, когда народ Израиля сам передавал часть Земли Израиля гоям, все уступки приносили только беды".

Заселение Земли Израиля государством Израиля

"Люди думают, что тема Эрец Исраэль связана только с национально-религиозным обществом", - говорит Мордехай, - "но это не верно". Рав Бранд, духовный лидер организации ХАЛАМИШ, утверждает, что Хазон Иш говорит, что есть заповедь заселить всю Эрец Исраэль и, разумеется, не забывает процитировать известное утверждение РАМБАНа о заповеди занятия Земли Израиля.

"Хазон Иш был сионистом, а мы до сих пор не знали?" – спрашиваю я, как бы не веря, но выясняется, что это недалеко от истины. Рав Бранд утверждает, что "три клятвы" не релевантны в Эрец Исраэль. "Я написал статью на эту тему, что "не подниматься стеной" – это запрет массовой репатриации против желания гоев, правящих за границей, но это не касается нас, поскольку мы уже находимся в Земле Израиля".

Также заповедь заселения Эрец, о которой говорит Хазон Иш, может быть выполнена только народом, а не отдельными людьми, и если вы удивляетесь, какова связь с сионизмом, то рав Бранд проясняет: "Разумеется, заселение Земли Израиля государством Израиль, и если государство не заселяет, то мы как народ должны заселять".

"Не нужно ли ждать, пока Вс-вышний, Благословен Он, освободит нас?" – пытаюсь задать сложный вопрос, но рав Бранд не пугается: "Вс-вышний, Благословен Он, руководит миром своим способом. Человек, который должен возлагать тфиллин, не может сказать Вс-вышнему, чтобы Тот написал ему тфиллин. Есть заповедь занятия Эрец Исраэль, фигурирующая у РАМБАНа. Народ Израиля должен заселить Землю Израиля, и Вс-вышний поможет нам".

Хазон Иш не был против государства, - объясняет нам рав Бранд, - а против светского государства: "Рав Йоэль Шварц рассказывал мне, что как-то спросили Хазона: Если бы Бен-Гурион предложил бы соблюдающему Тору и заповеди возглавить государство, должен ли тот согласиться? Хазон Иш ответил, что да".

Но не только Хазон Иш поддерживал идею государства Торы. По словам рава Бранда, представители Агудат Исраэль в 1937г., вследствие комиссии Пиля, были за создание государства, соблюдающего Тору и заповеди – ведь "в создании государства с армией есть заповедь малкут и заселения Эрец Исраэль". "Но вместе с тем", - добавляет он, - "было сопротивление Сатмара, Бриска и других". По его словам, рав Шах, считающийся последователем Хазон Иш, не следует пути Хазон Иш в отношении к государству и заселению Эрец, а следует пути рава из Бриска.

Хоть сегодня государство выполняет заповедь заселения Эрец Исраэль, но, по словам рава Бранда, речь идет об указе с Небес, пока мы не сумеем создать тут "правительство Торы". Пророк Йехезкиэль говорит, что вследствие грехов те, кто соблюдает заповеди, Вс-вышний приведет освобождение руками людей Сдома. Если так случилось, то, видно, Вс-вышний сделал это таким способом", - говорит рав.

"Решит цмихат Геулатейну?" (начало роста нашего освобождения) – осмеливаюсь я спросить, но рав Бранд охлаждает мое воодушевление: "Хазон Иш виде в государстве выполнение заповеди заселения Эрец Исраэль, но не итхалта дегеула (начало освобождения)".

Изменение не придет от стоящих во главе

"Где была организация ХАЛАМИШ до сих пор?" – спрашиваю я, и Мордехай признает, что только теперь, когда замораживание строительства в Иудее и Самарии задевает харедим из Кирьят-Сефер, Бейтара и Иммануэля удалось поднять голос протеста ради заселения Земли Израиля. "Люди живут в складах, буквально негде жить", - описывает Мордехай тесноту. – "Мы пришли протестовать против замораживания".

На минутку я запутался. Вы создали форпост, чтобы заселять Землю Израиля или чтобы протестовать против замораживания?" – пытаюсь я выяснить. "Гам ве-гам" (и то, и другое), – отвечает Мордехай "бе-цавей диним", как хороший ешиботник: "Есть "ло теханем" и есть протест против замораживания строительства". И на сайте ХАЛАМИШ написано ясно, что "цель создания форпоста – это объявить всему миру, что есть Творец Вселенной и что Он избрал еврейский народ и дал ему Тору и Землю Израиля… И есть у нас право строить в любом месте в Эрец Исраэль".

И раву Бранду я высказываю мою жалобу в отношении харедимного общества: "Где вы были в Гуш-Катифе?" – спрашиваю я, но он не увиливает: "Во время изгнания из Гуш-Катифа я писал статьи и письма крупным раввинам, развешивал плакаты и объявления на улицах Иерусалима. Во время изгнания отправился в Гуш, чтобы усилить общество. Со стороны великих, была, к большому сожалению, апатия, что очень огорчило".

По словам рава Бранда, деятельность на благо заселения Эрец Исраэль не придет со стороны харедимного руководства, а "придет снизу".

В первые дни после создания форпоста думали жители Кирьят-Сефер, что речь идет о неудачной шутке. "Люди не поняли, как слова "форпост хареди" уживаются вместе", - говорит Мордехай, но после того, как корреспондент "Нью-Йорк Таймс" прибыл на место, харедимная общественность поняла, что относятся к этому серьезно и удивила создателей форпоста с лучшей стороны. "Вначале мы опасались, что будет плохая реакция", - признает Мордехай, - "но были по хорошему удивлены. Было много людей, которые поднялись на форпост солидаризироваться с идеей и присоединиться к протесту". Рав Бранд подтверждает: "Люди постепенно начинают проявлять интерес, присоединяются".

И Яков, молодой харедимный парень из Бейтара, подтвердает это: "Многие харедимные парни – правые, буквально правые, но не идут на форпосты, потому что опасаются, что их выкинут их йешив. Многие приезжают тайно". И в конце отмечает с гордостью: "Знаешь, и тот, что поднял плакат в батальоне Шимшон, - хареди".

Когда я прошу назвать фамилии известных харедимных раввинов, поддерживающих ХАЛАМИШ, Мордехай отказывается сказать. "Есть харедимные раввины, поддерживающие нас, но они боятся. И во время Катастрофы были харедимные раввины, которые боялись говорить в прославление Эрец Исраэль, как написано в книге "Эм ле-баним смеха". Раввины еще не готовы открыто объявить о поддержке организации", - говорит Мордехай. А пока? – Игнорирование. Хоть и не выражают поддержку, но не осуждают.

И те, кто хотел поддержать, как, например, депутат Кнессета Меир Поруш, не приехали в итоге, как видно, из-за давления руководителей харедимного общества, а тот, кто приехал – депутат Нисим Зеэв – не так чтобы поддержал форпост и сказал, что, возможно, форпост, наносит вред. "Было на него большое давление со стороны лидеров ШАСа", - говорит Мордехай. "Мы думали, что он приедет и он приехал. Потом он признал, что форпост помог "размораживанию" 100 единиц жилья в Кирьят-Сефер.

Эрец Исраэль и в год шмиты

Кроме "решит цмихат Геулатену" (т.е. признавать ли нынешнее государство "началом нашего Освобождения"), в чем, в сущности, разница между "ноар мигбаот" и религиозными сионистами? Рав Бранд решает этот вопрос очень просто: "Мы, ученики Хазон Иш, говорим, что заповедь о седьмом годе - это важная часть темы Эрец Исраэль. Одна из больших проблем, что религиозные сионисты продают Эрец Исраэль в седьмой год. Но, кроме этого, мы полные партнеры в вопросе Эрец Исраэль". Но несмотря на широкий общий знаменатель в вопросе Эрец, невозможно не обратить внимание, что эти идеалисты воздерживаются от упоминания государства Израиль.

Кстати, немного разочаровало услышать, что из всех правых депутатов Кнессета единственный, кто посетил форпост, - это Михаэль Бен Ари со своим помощником Барухом Марзелем.

Хоть есть идейная близость между харедимными сторонниками Эрец Исраэль и религиозными сионистами, но рав Бранд отмечает, что религиозно-сионистское общество, как и харедимное, не сделаны по одному стандарту. По его словам, есть многие в религиозном обществе, которые "слабы в вопросе Эрец Исраэль", и в этом контексте находит верным критиковать Пинхаса Валерштейна (из Совета поселений), который осудил солдат батальона Шимшон ("Как он мог сделать такое"). С другой стороны, есть руководители харедимного общества, поддерживающие заселение Эрец Исраэль: "Все Гурские адморы, кроме нынешнего, были за Эрец Исраэль, также как адморы из Садигуры, Карлина, Цанза, и рав Симха а-Коэн Кук".

В написанной им статье критикует рав Бранд как харедимное общество, так и религиозных сионистов: "Есть те, кто справедливо возмущается "этер-мехира" (временная условная продажа участка земли нееврею в седьмой год), но когда речь доходит до отказа от частей Эрец Исраэль и соглашений с гоями.., готовы отказаться и уступить, с другой стороны, есть справедливо кричащие все время против уступок Земли Израиля и соглашений, но когда доходит до седьмого года, готовы продать, чтобы обрабатывать землю в седьмой год".

Вместо каждого здания, которое будет разрушено, построим два

Гиват-Сефер не оставался на месте в течение долгого времени. В четверг ночью 7 Тишрей 5770г. были разрушены 3 строения на месте. Вначале члены организации думали, что это действия армии и полиции. Но "из полученной нами информации от одного из работников муниципалитета", - утверждают они, - "прояснилась нам особенно удручающая картина: представители муниципалитета разрушили форпост. "Разрушители твои из тебя выйдут", - говорит Мордехай. "Это наглость и глупость. Есть руководители в харедимном обществе, которые привыкли к пресмыкательству перед гоями. Недавно просили у Ярива Оппенгеймера, генсека Шалом ахшав, заявить, что Кирьят-Сефер – не поселение. Он хоть и сказал это, но почему, по вашему, есть замораживание строительства?"

В муниципалитете Кирьят-Сефер решили не реагировать всерьез на утверждение, что форпост был разрушен посланниками муниципалитета, и ограничились следующей реакцией: "Пурим бывает только в месяце Адар".

Активисты восстановили разрушенные строения на следующий день, а в праздник Суккот провели здесь симхат бейт а-шоэва. На сайте организации опубликовано: "Если бы это случилось в Европе или любом другом месте в мире, мы бы кричали, что это антисемитизм, когда это происходит здесь, у нас под носом, это возмущает не меньше. Разрушить бейт-мидраш? До какого уровня можно опуститься?"

В ответ на разрушение было написано на сайте организации: "Активисты ХАЛАМИШ сообщили, что вместо каждого разрушенного строения будет, с помощью Небес, построено два новых и мы не испугаемся всяческих разрушителей, о которых сказано: "Разрушители твои уйдут от тебя!"

На мой вопрос, почему не послали сообщение активистам, чтобы прибыли на место во время разрушения, ответил Мордехай просто, что "это еще одно отличие между нами и религиозными сионистами. В харедимном обществе есть "кошерные" мобильные телефоны, в которых нет возможности отправки SMS, и поэтому если хотят сообщить о разрушении, надо обзвонить каждого в отдельности".

Во второй раз форпост был разрушен неделю назад. В этот раз разрушители использовали зимнюю погоду. Дорожки превратились в болото, а сильный дождь гарантировал, что форпост пуст. В этот раз в организации не знают, кто ответственнен, но предполагают, что вновь муниципалитет.

Дин Кирьят-Сефер ке-дин Ицхар

"Если объявят о разрушении поселения Ицхар, организация ХАЛАМИШ придет на помощь поселенцам?" – спрашиваю я. "Закон в отношении Кирьят-Сефер, как закон в отношении Ицхар", - говорит Мордехай. – "Эрец Исраэль – это не только Кирьят-Сефер".

И рав Бранд обещает, что "разумеется, поможем. Я не знаю, сколько ребят прибудут, но поможем". Он добавляет, что ребята из ХАЛАМИШ уже ездили в прошлом на усиление форпоста Маоз-Эстер.

"Это первый раз, когда харедим делает такое (т.е. форпост)", - говорит Мордехай с немалым удовлетворением. "Речь идет о существенном изменении направления", - подытоживает он.

После второго разрушения форпоста Гиват-Сефер было опубликовано на сайте "Кикар Шабат", что форпост будет построен возле Бейтара.

"Это неверные слухи", - проясняет Мордехай, - "мы намерены восстановить форпост в ближайшее время. А что с Бейтаром? ХАЛАМИШ планирует создание дополнительного форпоста возле Бейтара, "и, возможно, возле Иммануэля и еще возле Модиин-Илит".

И на других форпостах активисты поднимут плакат с надписью ХАЛАМИШ, как бы желая сказать: не надо быть религиозным сионистом, чтобы бороться за целостность Эрец Исраэль? Или речь идет о новой разновидности религиозных сионистов? Может, имя Хазонт Иш будет на плакатах в горах Самарии, и кто знает – может, Хазон Иш и рав Кук смотрят сверху и читают вместе: "Когда придешь в землю, которую Вс-вышний дает тебе во владение, и овладеешь ею, и поселишься в ней".

(опубликовано в еженедельном издании "Олам катан")


Перевел Яков Халфин
МАОФ