"Развитие харедимного общества в Израиле" – это тема докторской диссертации, которую защитила Ли Каганер в Хайфском университете. Диссертация занимается исследованием харедимных центров и, в основном, в существенном развитии, произошедшем 20 лет назад – создании новых харедимных городов, два из которых находятся за"зеленой линией" (Бейтар-Илит и Модиин-Илит), а ведь еще недавно крупные харедимные общины были только в Бней-Браке и Иерусалиме и нескольких городах развития
В 1983г., несмотря на сопротивление рава Элиэзера Шаха, был создан Иммануэль – первый харедимный поселок за "зеленой линией", что для харедим, – говорит д-р Каганер, - "звучит, как за темными горами". Но новый город обанкротился уже в первые годы. Отсутствие комиссии по приему привело к смешению разных групп населения в местах проживания, которые не очень уживались друг с другом, - как говорит Каганер. Кроме того, обанкротилась строительная компания, ответственная за постройку городка. Два теракта, прошедшие в Иммануэле, не добавили развитию нового города, все это привело к быстрому провалу города. Сейчас в Иммануэле насчитывается порядка 2500 жителей.
После провала в Иммануэле возник в 1988г. Город Бейтар-Илит. На этот раз попытка создать харедимный город за "зеленой линией" преуспела, и Бейтар стал пробным выстрелом развития харедимного проживания "на территориях". Правительство было довольно массовым наплывом жителей. Харедим получили жилье по уменьшенным ценам, что привело к успеху предприятия. Родовые муки Бейтара были нелегкими, но через некоторое время выяснилось, что "черт не так страшен". Вначале жители Бейтара ездили на работу и учебу в Иерусалим, несмотря на отсутствие удобных дорог. Но когда были достроены тоннели и развязки на этом участке, подвозка облегчилась, что привело к всплеску в развитии города. Сейчас в Бейтаре значительное представительство всех частей харедимного общества.
В 1991г. возник Модиин-Илит (Кирьят-Сефер), на этот раз с разрешения и поддержки самого рава Шаха. По словам Каганер, изменение в мнении рава Шаха о проживании за "зеленой линией" было вызвано необходимостью решения проблемы жилья. Рассказывают, что рав Шах спросил тогдашнего премьера Рабина будет ли участок земли, находящийся в частном владении нескольких предпринимателей-харедим, на котором предполагается построить Модиин-Илит, присоединен к государству Израиль. Получив положительный ответ, решил рав поддержать создание города, который был экономическо-общественным решением для харедимного общества. Идеальное расположение города (между Бней-Браком и Иерусалимом) превратило Модиин-Илит в символ большого успеха в харедимном обществе. Сейчас он считается элитарным районом "литовских йешив" с присутствием "хасидского меньшинства". В городе действует строгая комиссия по приему. Развитие Модиин-Илит ошеломляюще во всех смыслах: согласно данным ЦСУ, население Модиин-Илит увеличилось на 10% с 2008 по 2009 г. Смысл этого – рождение порядка 45 младенцев в неделю. Бейтар-Илит увеличился на 8% , как и Эльад. Население Бней-Брака возросло на 1.5% - следствие переезда населения в новые харедимные города.
В Иерусалиме около 30% населения – харедим, и там самое большое количество харедим. Затем идут Бней-Брак с примерно 150 тысячами харедим, Модиин-Илит – 44 тысячи и Бейтар – 42 тыс. Модиин-Илит и Бейтар-Илит, расположенные "на территориях", являются самыми большими поселениями там. Харедимные города харектиризуются низкой социально-экономической классификацией (1-2 уровни из 10 – из-за большого количества детей средний доход на душу населения низкий). Они удовлетворяют свои нужды: транспортные линии "меадрин", поликлиники и общественные службы в соответствии с Галахой.
Ми-тох шело ли-шма ба ли-шма
Что говорит тот факт, что самые большие поселения являются харедимными? По словам д-ра Каганер, многие факторы влияют на выбор места проживания за "зеленой линией", но пока идеологии нет там: дешевое жилье, близость к "харедимному треугольнику" Иерусалим – Бней-Брак – Ашдод, близость к родителям, к хасидским дворам или к йешиве и в дополнение необходимость в отдельном проживании. Все это, объясняет Каганер, приводит к поселению харедим "на территориях". Идеология? "Они еще далеки от этого", – говорит Каганер. Если так, можно определить харедим как "поселенцы поневоле".
Вместе с тем, в статье проф. Шелхава уже в 2001г. и в дополнительной статье д-ра Каганер утверждается, что атмосфера постепенно меняется. Уже сейчас, утверждают Шелхав и Каганер, есть ясная тенденция вправо в харедимном обществе, особенно среди молодых. Один из факторов – само проживание за "зеленой линией", своего рода "ми-тох шело ли-шма ба ли-шма". С течением времени, утверждают Шелхав и Каганер, увеличится идентификация харедим с поселенцами и религиозными сионистами. С другой стороны, подчеркивают они, нельзя исключить возможность, что если будет предложено "пинуй-пицуй", переедут харедим обратно в районы внутри "зеленой линии".
Являемся ли мы уже сейчас свидетелями влияния места проживания на настроения в этом обществе? Свидетельствует ли первый харедимный форпост о реализации утверждения проф. Шелхава 2001г.? Очень может быть. Но не только идеологические изменения стоит ждать вследствие переезда на "территории", но и открытость к всему израильскому обществу. Этим вопросом заканчивается докторская диссертация Каганер: приведет ли пробитие харедимной стены, прорыв значительного населения за "зеленую линию" к общественному прорыву и присоединению в израильскому обществу и сионизму?
("Олам катан")
Перевел Яков Халфин
МАОФ
Также об этом "Ноар мигбаот"