В 10 километрах восточнее Иерусалима находятся два поселения. Одно из них – город под названием Морад-Йеруким, второе называется Цофей-Хидекель.
(прим.перев. – разумеется, обыгрываются Маале-Адумим и Нофей-Прат)
Первое – просто город, его жители действуют без особого предвидения. Они не посвящают свои жизни общинной деятельности т не характеризуются идеологическим запалом. Они не проходили комиссию по приему, не воспитывались в духе рава Кука. Над планом развития города работали (помилуй, Милосердный) строительные подрядчики, стремящиеся к прибыли. Следствие: за 25 лет население города увеличилось с 0 до 40 тысяч человек. Поселение удостоилось Премии Израиля за качество жизни. Поселенческий блок в районе назван по имени этого города.
Второе, находящееся на том же расстоянии от Иерусалима, называется Цофей-Хидекель. В поселении 300 приятных поселенцев, которые уже 20 лет занимаются строительством поселения. "Полный газ на нейтральной скорости". Каждый из них – член какой-нибудь комиссии и проводит дни и ночи в изобретении колеса по его поселенческой версии, каждая подъездная дорога и план развития десятки раз обсуждались в членами поселения, часть из которых после этого не разговаривают друг с другом. Денежные взносы двойные, треть поселения живет в квартале бедноты, называемом иностранным словом "караваны". Переезд в другие поселения характеризует фраза: "Многие уже называли ее жена и переезжали в другое место". И это все сочетается с гордостью за свое поселение, отсеиванием большинства приезжающих, "чтобы мы не превратились в Писгат-Зеэв".
Если спросите нас ("вязаные кипы"), в каком поселении мы будем чувствовать лучше, какое поселение полюбим и будем ощущать запах старого любимого одеяла, конечно, скажем: Цофей-Хидекель.
Если спросят нас, что решит судьбу Иудеи и Самарии, что будет записано в истории и что лишит сна членов "Шалом ахшав", Обамы и Абу-Мазена, конечно, скажем: Морад-Йеруким.
Так стоит разобраться в этом когнитивном диссонансе, в котором поселенец занят созданием поселений, соответствующих его характеру, а городские поселения в Иудее и Самарии просто изменяют карту Ближнего Востока.
Объяснение этому духовное понятие, называемое "клипа". К каждому хорошему делу примыкают много чего, что необязательно для его существования. Когда было создано поселение Офра, были размышления – это мошав или кибуц, в итоге было решено – общинное поселение (ишув кеилати) – более гибкое и менее обязывающее понятие. Малое количество поселенцев и необходимость занять землю, требовали одноэтажные домики. Маленькие поселения требовали "микроклимат", "общественный баланс", и так возникли комиссии по приему (новых членов), как в кибуцах. Из предположения, что поселенец всегда будет принимать решения по делу, а не из эгоистичных соображений, следовало, что поселение будет сувереном и будет принимать решения самостоятельно.
После 20-30 лет можно сказать, "общинное поселение" выросло в маленькое чудовище – своего рода религия общинного поселения, среди принципов которого – "чтобы моя дочка могла идти по шоссе" и "чтобы все были друзьями и думали одинаково". Эта религия – враг поселенчества больше, чем любой указ о замораживании.
Если бы территорию "Цофей-Хидекель" дали строительному подрядчику, он в течение года построил бы 350 вилл, торговый центр, развил туризм, просторное строительство и неизвестно, что еще. И цена жилья удвоилась бы. В точности, как в Морад-Йеруким.
Если бы на территории Нофей-Прат или Гуш-Эциона располагались бы высотные дома, как в Маале-Адумим, то несколько семей оставили бы поселение, потому что "не для этого приехали". Но население утроилось бы. Если бы в поселение Бейт-Эль принимали бы светских, население удвоилось бы и поселение было бы значительнее.
Короче: если мы стремимся к жизни и к реализации национальной миссии по Иудеи и Самарии, мы должны выбросить все скорлупы изнеженности и самолюбия, продвигать городское строительство, принимать всех и дать возможность выражения свободной инициативы. "Заняться" поселениями, которые любят себя и удобства, не давать дополнительное финансирование поселениям, которые не растут. Снять любые ограничения по приему новых членов.
Тогда, разумеется, нам придется закрывать на ключ двери, и проявлять недовольство по поводу появившейся преступности в наших краях, и вздыхать о прошлом спокойствии. Но будут миллион евреев в Иудее и Самарии. И эти земли будут нашими.
А если будем упрямиться, чтобы в одном поселении были сторонники "Нетивот Исраэль" глава 1, в другом жили сторонники полного сочетания религиозных и светских, третье будет экологическим поселением, а четвертое – только логичным, мы очень быстро придем к приятному и трагичному составу Гуш-Катифа. Тогда стоит искать подходящую ячейку внутри "зеленой линии".
(Автор – житель поселения Нофей-Прат)
("Макор ришон" 29.01.10)
Перевел Яков Халфин
МАОФ