Первая публикация: согласно меморандуму законопроекта, инициированного министром юстиции Аелет Шакед, обсуждение административных исков в Иудее и Самарии перейдет от БАГАЦа к судам по административным вопросам. Смысл этого: израильские граждане, проживающие в Иудее и Самарии, получат равные юридические права, а БАГАЦ освободится для занятий теми вопросами, для которых был создан, а левые организации затруднятся в разрушении поселенчества
Если бы меморандум нынешнего законопроекта, инициированного и продвигаемого министром Шакед, прошел несколько лет назад, то есть немалый шанс, что часть кварталов и поселений, разрушенных в последнее десятилетие указами БАГАЦа, стояли бы на прежних местах. Меморандум этого законопроекта публикуется впервые в газете "БеШЕВА" придаст компетенцию суду по административным вопросам в Иерусалиме обсуждать административные решения израильских властей в Иудее и Самарии. Смысл этого заключается в том, что иски, поданные левыми организациями, будут рассматриваться иначе, чем сейчас в БАГАЦе, и должны будут соответствовать более жестким критериям, чем принятые в БАГАЦе.
Хоть уже в 2000г. тогдашний министр юстиции Йоси Бейлин передал компетенцию рассматривать дела по целому ряду административных исков от БАГАЦа к суду по административным вопросам, но из-за юридических сложностей и непризнания официально государством Израиль поселений иски, касающиеся этих вопросов, остались до сегодняшнего дня в компетенции БАГАЦа. Докладная записка законопроекта Шакед, подготовленного в сотрудничестве с Юридическим форумом за Эрец Исраэль, уравняет юридически израильских граждан, проживающих в Иудее и Самарии с израильтянами внутри "зеленой линии".
Прекращение дискриминации
В канцелярии министерши Шакед говорят, что передача многих полномочий от БАГАЦа судам по административным вопросам достигнет 3 главные цели. Первая - нормализация положения в Иудее и Самарии и фактическое стирание зеленой линии во всем, что касается юридических вопросов. Это присоединяется к указанию, изданному юридическим советником правительства (по просьбе Шакед) ко всем юридическим советникам в министерствах. Согласно этому указанию, все законопроекты будут обязаны распространяться и на Иудею и Самарию или должно быть объяснено почему Иудея и Самария исключены из сферы действия нового законопроекта. "Закончилась эпоха, когда граждане, проживающие в Иудее и Самарии, были второго сорта", - говорит Шакед. - "Меморандум законопроекта укрепляет наше владение Иудеей и Самарией. Закон в отношении жителей Итамара и Гуш-Эциона - такой же, как в отношении жителей Тель-Авива и Эйлата. Мы заканчиваем неделю существенного усиления Иудеи и Самарии. То, что началось указанием юр.советника правительства, согласно которому любой новый закон будет распространяться и на Иудею и Самарию, теперь продолжается нормализацией судебной системы для жителей".
Вторая цель - прекращение многолетней дискриминации поселенцев Иудеи и Самарии и реализация возможности провести расследование фактов и добраться до фактов. В то время, как вопросы планирования и строительства внутри зеленой линии обсуждаются в суде по административным вопросам, в котором судьи придерживаются общепринятых судебных правил и где можно расследовать факты, то БАГАЦ не видит себя обязанным следовать правилам судебной процедуры и законам о доказательствах и есть реальное опасение политизации судебным решений в соответствии с личным мировоззрением судей БАГАЦа. Так получается, что по палестинским искам в БАГАЦ не проводится расследование фактической стороны дела или оно делается взмахом руки по клавиатуре. В канцелярии Шакед утверждают, что эта ситуация ведет к тому, что все перевернулось и вместо того, чтобы бремя доказательства ложилось на подающего иск, возлагают его на ответчика по иску, т.е. государство.
Осведомленные люди из юридической системы говорят, что если бы иски против поселенцев Амоны или Нетив Асара рассматривались бы в судах по административным вопросам, а не в БАГАЦе, то существует высокая вероятность, что суд отклонил бы утверждения претензии арабов на земли. Доказательство этому можно найти в деле Амоны: после того, как БАГАЦ принял арабскую позицию и постановил, что государство должно разрушить поселение Амона, арабы подали иск против государства в городском суде Иерусалима и потребовали компенсацию за годы, в течение которых они были лишены возможности обрабатывать эти земли. На этом этапе арабы потерпели жестокое поражение вследствие того, что не смогли доказать права на почти все земельные участки. "Сердцевина земельных споров - это доказательства", - объясняют в Юридическом форуме за Эрец Исраэль. - "В Иудее и Самарии ситуация гораздо чувствительнее, потому что процедура приобретения земельных участков отлична от общепринятой. Поэтому чтобы провести справедливый суд, надо хорошенько расследовать доказательства и свидетелей - что есть в компетенции окружного суда, но не невозможно сделать в БАГАЦе, где значительная часть судей - бывшие профессора юриспруденции без опыта проверки и перекрестного допроса истцов, ответчиков и свидетелей".
Третья цель нового закона - уменьшение нагрузки на БАГАЦ. Объемное исследование Движения за упорядоченную власть и демократию, которое будет опубликовано в ближайшие недели, показывает, что 36% всех обсуждений в Верховном суде - это заседания в ранге БАГАЦа (Высшего суда справедливости - т.е. иски граждан против властей), а не как высшей апелляционной инстанции. Еще один поразительный факт говорит, что 40% всех заседаний БАГАЦа занимаются исками палестинцев, которые во многих случаях финансируются зарубежными организациями.
Адвокат Боаз Арази из движения Регавим объясняет смысл этого: "Кроме затягивания времени, которые эти иски создают судебной системе, количество исков лишает возможности провести действительное разбирательство по делу, что приводит к стремлению к соглашениям, выхолащивающим ордера на разрушения". В движении Регавим занимаются помимо борьбы с незаконным арабским строительством в Иудее и Самарии, заодно препятствием арабско-бедуинскому захвату земель в Негеве и на Севере. Адвокат Арази видит большое различие между тем, как рассматриваются иски по Иудее и Самарии, обсуждаемые в БАГАЦе, и иски по участкам внутри зеленой линии, обсуждаемые в судах по административным вопросам. "В административных судах вы видите рассмотрение по делу, быстрое и профессиональное, без привлечения соображений, не имеющих отношения к закону. В БАГАЦе есть соображения порядка приоритетов, международные вопросы, затягивание судебного процесса и нежелание заставить выполнять закон". По словам Арази, поведение судей БАГАЦа также является следствием поведения отдела БАГАЦев в минюсте и Минхаль эзрахи (гражданского управления в Иудее и Самарии), которые относятся к происходящему в Иудее и Самарии, как будто речь идет о зарубежной территории, а не плоть от плоти государства Израиль.
"Речь идет о маленьком шаге среди других шагов, и я не знаю, каково будет его влияние на местности, но принципиальная точка - это нормализация юридического положения в Иудее и Самарии и приравнивение к другим районам страны. Вопрос, стоящий на повестке дня, заключается в том согласно какому отчету будет действовать государство Израиль: по отчету о форпостах Талии Сасон или по отчету комиссии судьи Эдмонда Леви. Каждый шаг, вроде нынешнего шага Шакед, ведет нас к принятию на деле отчета Леви и признанию Иудеи и Самарии плотью от плоти государства, в отношении которых надо действовать, чтобы развивать и охранять их, как любой город в Израиле, вроде Беэр-Шевы или Хайфы".
Окружная прокуратура предпочтительнее
И в Движении за упорядоченную власть и демократию приветствуют законопроект. По их словам, у ряда дел в БАГАЦе нет аналогов в мире и передача полномочий в административные суды резко уменьшит нагрузку на БАГАЦ и позволит Верховному суду заниматься важными делами.
Вместе с тем юр.советник движения адвокат Симха Ротман проясняет, что путь к упорядоченному правлению еще не завершен. "Последние шаги Верховного суда показывают, что дорога к отмене судебной революции Аарона Барака еще длинна. Чтобы исправить судебную систему, парламентарии должны изменить способ назначения судей, ввести в закон требование, чтобы подающий иск в БАГАЦ доказал "зхут амида" (т.е. что он лично был ущемлен какими-то действиями властей и потому подает иск в БАГАЦ, что исключит подачу исков левыми организациями от имени мифических "ущемленных" арабов), и постановить, что определенные вопросы, вроде ин.дел и обороны, находятся вне компетенции судебной власти".
Кроме исков, касающихся планирования и строительства в Иудее и Самарии, к административному суду перейдет компетенция обсуждать иски, касающиеся свободы информации и ограничительных ордеров. Смысл этого - поселенцы в Иудее и Самарии или палестинцы, против которых выданы ограничительные ордера, запрещающие въезд в определенные районы, будут подавать апелляции по ордерам в административный суд, а не в БАГАЦ. Еще одна существенная сфера, которая перейдет к суду по административным вопросам, это апелляции по решениям о запрете въезда в Израиль или выезда из него. Так, например, на этой неделе правительство утвердило правила, рекомендуемые министром юстиции Шакед и министром обороны Либерманом, согласно которым палестинцы, имеющие денежные долги, не смогут въехать в Израиль. Палестинец, которому отказали во въезде, но он хочет посетить Израиль, должен будет подать апелляцию в административный суд, а не в БАГАЦ. Область, которая останется у БАГАЦа, - это апелляции против ордеров израильского военного губернатора в Иудее и Самарии (т.е. командующего Центральным военным округом), являющегося, по сути, сувереном там, подобно тому, как апелляции против решений министров внутри зеленой линии рассматриваются в БАГАЦе.
Согласно меморандуму законопроекта, от имени государства этими апелляциями будет заниматься (т.е. быть ответчиком по ним) окружная прокуратура Иерусалима, а не отдел БАГАЦев в прокуратуре/минюсте. Напомним, что несмотря на то, что зав.этого отдела Оснат Мандель заявила о решении уйти в отставку, Шакед решила не вмешиваться в назначение нового зав.отдела, полагая, что это будет заранее проигранная битва (прим.перев. - почти весь отдел состоит из очень левых, как и уходящая на пенсию Мандель, а попытка привести компетентного юриста не из системы будет оспорена в БАГАЦе). Возможно, решение перевести апелляции в административный суд Иерусалима предназначено не только уменьшить полномочия БАГАЦа, но и отдела БАГАЦев. У перевода дел по апелляциям в окружную прокуратуру (вместо отдела БАГАЦев) есть еще одно преимущество, так как во главе Иерусалимской окружной прокуратуры находится Кохавит Нецах-Долев, высоко ценимая как правыми, так и левыми, она верно представляет интересы государства.
("БеШЕВА" 4.01.2018)
Перевел Яков Халфин