Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
“….Те, кто не умеют отдавать,
недоумевают, что же мы,
получаем от своей щедрости?!
Им недоступно понимание того,
что отдавая, мы приобретаем
нечто, неизмеримо большее, а
значит, даём от себя себе…”
Фридрих Ницше

1.
В русском слове “благодать” содержится огромный философский смысл, не сразу ощущаемый при его затёртости, как не видно красок на захватанной руками шкатулке. Но иногда, когда у нас есть время и “настроение восприятия”, мы вдруг протираем тряпочкой лаковую поверхность, рассматриваем её, и обнаруживаем удивительное сочетание сюжета, красок и фигур, которого неизвестный мастер, может быть, добивался всю жизнь, а, найдя, наконец, это сочетание, понял - никто, кроме него этого не видит.
Состояние благодати отражается на лице человека, благостной улыбкой, которая лишь отблеск того света, который разливается в нём. Но это слово не только отражает состояние, в нём заложен и секрет достижения, и руководство к действию, и всё, что можно сказать сыну о счастье, и способах его достижения.
Благо…дать.
Не считаю, что открыл Америку. Уверен, что иудеи давным- давно открыли этот вселенский закон счастья, “Цдака”, “Цодек”, “Цадик», « Цедек» - всё это намного глубже русского “Благодать”, но мне, воспитанному на Севере, еще предстоит разобраться во всех хитросплетениях южного иврита, а пока, восхищаюсь этим понятием “Благо…дать”, которое сделало Ван Гога великим художником, после печальной попытки найти её в пасторском доме своего отца и в службе священника в маленьком шахтерском посёлке Боринаж, где он, по-христиански отдав всё, чуть не умер с голоду. Но “благо…дать жизнь”, там в Боринаже, он обрёл - спас шахтёра, обречённого на смерть. Врач сказал, что травма головы безнадёжная, и Винсент сидел возле кровати, ухаживал за больным, и может быть вовсе не “Подсолнухи” и “Ночное кафе” - главные его произведения, а вот эта “Благодатьжизнь”?! И может быть у бездетного Винсента Ван Гога всё же есть потомки, правнуки того спасённого шахтёра?!

2.
Когда, в 1998 году, перед Днём Независимости, я попал в Хеврон после Германии (дочь пела на празднике 50-летия Израиля), единственное, что меня тогда волновало - отсутствие общения. Позади - Северный Тель-Авив, где, как мне тогда казалось, я оставил самых интересных людей, каких здесь, среди этих древних стен не найдёшь.
Сегодня, через пять лет, я знаю - самые интересные и цельные, из встреченных мною в Израиле людей, живут именно здесь, в Хевроне.
Но вы не увидите их на экранах телевизоров, не прочитаете о них в газетах. Они делают самое важное, для Сопротивления Мировому Злу, то, что делал Амбруаз Флери, герой “Воздушных змеев” Ромена Гари:
ОНИ ЗДЕСЬ ЖИВУТ в Благо…дати.
Поверьте человеку, живущему в Кирьят-Арба, что жить в Хевроне - не просто, особенно тому, кто не “умеет жить” (помните то “совковое” понятие из трёх “У” : урвать, украсть, упредить).
Вот с таким человеком, не “умеющим жить”, я тогда, в 1998 году имел счастье познакомиться. Он влюблен в Хеврон, как может любить его только глубоко верующий еврей.
Собственно говоря, сошлись мы на Ницше. Обычно, мне сразу приходится объяснять человеку, что антисемитизм и Ницше - полные антагонисты. И вдруг, в сердце Израиля, этого не потребовалось. Мало того, он принес мне диск с музыкой из моего любимого ницшеанского фильма-трилогии “Белый”, “Голубой”, “Красный”.
С тех пор мы знакомцы, но не друзья. Нас разделяет Тропа Молящихся между Кирьят-Арбой и Хевроном, и это препятствие преодолеть могу только я сам.
Недавно, мне, по случаю, предложили маленький дизельный микроавтобус, для семьи, но мне уже не надо.
Друзья отказались, а условия согласившегося, не подошли продавцу. И тут я вспомнил, что мой знакомый из Хеврона хотел машину.
Никогда при встрече мы не говорили о деньгах и делах, никогда он не жаловался, и его возможностей я не знал. Но в данном случае машина с малым пробегом, восьмиместная (у него большая, даже по нашим меркам, семья) продавалась за 3000$, и добавив еще 1000$ на тест и страховку, он может решить проблему передвижения, очень недорого и для всей семьи. Такая сумма, считал я, всегда найдется в “заначке” у людей. Вот и здесь моя ошибка связана с местом проживания. Хевронцы страдают не столько от арабского террора, сколько от пресса израильских государственных институтов подавления налоговыми долгами, а тот, кто “умеет жить” - здесь не живет.
Цель такого давления - очень проста, и выражена когда-то Усатым сапожником: “Общипанная до кожи курица жмется к хозяину!”. Но самая глубокая цель - уничтожить благо…дать. “А «чё» это они такие счастливые?!” - рассуждает чиновник, живущий в “хорошем районе, с хорошей машиной, двумя детьми и в полной безопасности”, но мучающийся жизнью, с ненавистной женой, говорящей по утрам в зеркало: “Он этого заслужил! Так ему и надо!”. И этот чиновник давит, потому, что не знаком с этим благом..дать. Дать диск, из любимого фильма, сводить по Хеврону, и не за деньги, а за благо… дать! Улыбку, в конце концов, подарить грустному человеку, рассмешить шуткой и всем своим благо…датным видом лечить людей по Ницше: “Врач, излечись сам, а больной увидит и излечится!”, если не безнадёжен, как тот чиновник, или боец подразделения ЯСАМ.
Одно отрицательное, на мой взгляд, качество этих людей, неведомое никому, кроме них самих, я знаю. Они никогда не попросят ничего, и к подаркам не приучены, и боятся только одного - “Данайцев, дары приносящих!” Почему отрицательное, спросите вы? Потому, что они лишают благо…дати тех, кто его ищет!
Как-то на форуме, я в сердцах, пожаловался на отсутствие сигарет, что для меня - смерти подобно. Сразу нашелся человек, решивший, что у меня нет денег на сигареты (на хлеб не будет, а на эту “отраву” найду!) и предложивший мне помощь. Он не понял, что у нас уже пять утра, и магазины закрыты, поэтому и нет. Но он, на другом континенте, почувствовал благо..дать, хотя я и отказался, спасибо ему.
Когда я позвонил моему знакомому насчет автобуса, он был где-то в пустыне, но по реакции жены на цену, я понял - оплошал, как один мой друг предлагал купить яхту - недорого,
за пятьдесят “зелёных”, а у меня тогда, в те далекие времена, в кармане ветер гулял, паруса надуть можно.
Но меня поблагодарили, как будто я что-то хорошее сделал. Ничего я не сделал, как в той хасидской пословице:
“Всё отдать хотят те, у кого ничего нет!”.

12.06.2003. Кирьят-Арба.