В русском слове “благодать” содержится
огромный философский смысл, не сразу ощущаемый при его затёртости, как
не видно красок на захватанной руками шкатулке. Но иногда, когда у нас
есть время и “настроение восприятия”, мы вдруг протираем тряпочкой лаковую
поверхность, рассматриваем её, и обнаруживаем удивительное сочетание сюжета,
красок и фигур, которого неизвестный мастер, может быть, добивался всю
жизнь, а, найдя, наконец, это сочетание, понял - никто, кроме него этого
не видит.
Состояние благодати отражается
на лице человека, благостной улыбкой, которая лишь отблеск того света,
который разливается в нём. Но это слово не только отражает состояние, в
нём заложен и секрет достижения, и руководство к действию, и всё, что можно
сказать сыну о счастье, и способах его достижения.
Благо…дать.
Не считаю, что открыл Америку. Уверен, что иудеи давным- давно открыли
этот вселенский закон счастья, “Цдака”, “Цодек”, “Цадик», « Цедек» - всё
это намного глубже русского “Благодать”, но мне, воспитанному на Севере,
еще предстоит разобраться во всех хитросплетениях южного иврита, а пока,
восхищаюсь этим понятием “Благо…дать”, которое сделало Ван Гога великим
художником, после печальной попытки найти её в пасторском доме своего отца
и в службе священника в маленьком шахтерском посёлке Боринаж, где он, по-христиански
отдав всё, чуть не умер с голоду. Но “благо…дать жизнь”, там в Боринаже,
он обрёл - спас шахтёра, обречённого на смерть. Врач сказал, что травма
головы безнадёжная, и Винсент сидел возле кровати, ухаживал за больным,
и может быть вовсе не “Подсолнухи” и “Ночное кафе” - главные его произведения,
а вот эта “Благодатьжизнь”?! И может быть у бездетного Винсента Ван
Гога всё же есть потомки, правнуки того спасённого шахтёра?!
2.
Когда, в 1998 году, перед
Днём Независимости, я попал в Хеврон после Германии (дочь пела на празднике
50-летия Израиля), единственное, что меня тогда волновало - отсутствие
общения. Позади - Северный Тель-Авив, где, как мне тогда казалось, я оставил
самых интересных людей, каких здесь, среди этих древних стен не найдёшь.
Сегодня, через пять лет, я знаю - самые интересные
и цельные, из встреченных мною в Израиле людей, живут именно здесь, в Хевроне.
Но вы не увидите их на экранах
телевизоров, не прочитаете о них в газетах. Они делают самое важное, для
Сопротивления Мировому Злу, то, что делал Амбруаз Флери, герой “Воздушных
змеев” Ромена Гари:
ОНИ ЗДЕСЬ ЖИВУТ в Благо…дати.
Поверьте человеку,
живущему в Кирьят-Арба, что жить в Хевроне - не просто, особенно
тому, кто не “умеет жить”
(помните то “совковое” понятие из трёх “У” : урвать, украсть, упредить).
Вот с таким человеком, не “умеющим жить”, я тогда,
в 1998 году имел счастье познакомиться. Он влюблен в Хеврон, как может
любить его только глубоко верующий еврей.
Собственно говоря, сошлись мы на Ницше. Обычно,
мне сразу приходится объяснять человеку, что антисемитизм и Ницше - полные
антагонисты. И вдруг, в сердце Израиля, этого не потребовалось. Мало того,
он принес мне диск с музыкой из моего любимого ницшеанского фильма-трилогии
“Белый”, “Голубой”, “Красный”.
С тех пор мы
знакомцы, но не друзья. Нас разделяет Тропа Молящихся между Кирьят-Арбой
и Хевроном, и это препятствие преодолеть могу только я сам.
Недавно, мне, по случаю,
предложили маленький дизельный микроавтобус, для семьи, но мне уже не надо.
Друзья отказались, а условия согласившегося, не подошли
продавцу. И тут я вспомнил, что мой знакомый из Хеврона хотел машину.
Никогда при встрече мы не говорили о деньгах
и делах, никогда он не жаловался, и его возможностей я не знал. Но в данном
случае машина с малым пробегом, восьмиместная (у него большая, даже по
нашим меркам, семья) продавалась за 3000$, и добавив еще 1000$ на тест
и страховку, он может решить проблему передвижения, очень недорого и для
всей семьи. Такая сумма, считал я, всегда найдется в “заначке” у людей.
Вот и здесь моя ошибка связана с местом проживания. Хевронцы страдают не
столько от арабского террора, сколько от пресса израильских государственных
институтов подавления налоговыми долгами, а тот, кто “умеет жить”
- здесь не живет.
Цель такого давления - очень проста,
и выражена когда-то Усатым сапожником: “Общипанная до кожи курица жмется
к хозяину!”. Но самая глубокая цель - уничтожить благо…дать. “А «чё» это
они такие счастливые?!” - рассуждает чиновник, живущий в “хорошем районе,
с хорошей машиной, двумя детьми и в полной безопасности”, но мучающийся
жизнью, с ненавистной женой, говорящей по утрам в зеркало:
“Он этого заслужил! Так ему и надо!”. И этот чиновник давит, потому,
что не знаком с этим благом..дать. Дать диск, из любимого фильма, сводить
по Хеврону, и не за деньги, а за благо… дать! Улыбку, в конце концов, подарить
грустному человеку, рассмешить шуткой и всем своим благо…датным видом лечить
людей по Ницше: “Врач, излечись сам, а больной увидит и излечится!”, если
не безнадёжен, как тот чиновник, или боец подразделения ЯСАМ.
Одно отрицательное, на мой взгляд,
качество этих людей, неведомое никому, кроме них самих, я знаю. Они никогда
не попросят ничего, и к подаркам не приучены, и боятся только одного -
“Данайцев, дары приносящих!” Почему отрицательное, спросите вы? Потому,
что они лишают благо…дати тех, кто его ищет!
Как-то на форуме, я в сердцах, пожаловался
на отсутствие сигарет, что для меня - смерти подобно. Сразу нашелся человек,
решивший, что у меня нет денег на сигареты (на хлеб не будет, а на эту
“отраву” найду!) и предложивший мне помощь. Он не понял, что у нас уже
пять утра, и магазины закрыты, поэтому и нет. Но он, на другом континенте,
почувствовал благо..дать, хотя я и отказался, спасибо ему.
Когда я позвонил моему знакомому насчет автобуса, он был
где-то в пустыне, но по реакции жены на цену, я понял - оплошал, как один
мой друг предлагал купить яхту - недорого,
за пятьдесят “зелёных”, а у меня тогда, в те далекие времена, в кармане
ветер гулял, паруса надуть можно.
Но меня поблагодарили, как будто я что-то
хорошее сделал. Ничего я не сделал, как в той хасидской пословице: