Maof

Thursday
Apr 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
3700 лет еврейской истории начало

  
 В конце 1993-го и в начале 1994 г., после подписания соглашения с Арафатом в Осло, участились нападения арабов на евреев в Хевроне и на окрестных дорогах, были убитые и раненые. (В частности, были убиты замечательные люди Мордехай Лапид, приехавший из Риги, и его сын Шалом.) Видя свою безнаказанность, террористы стали готовиться к массовому убийству евреев в день праздника Пурим, о чем открыто сообщалось в листовках ХаМаСа, расклеенных по Хеврону и его пригородам.
     Вечером в Пурим евреи пришли в Пещеру Махпела на праздничную молитву. Снаружи собралась толпа из нескольких сот молодых арабов, которые скандировали "режь евреев!" и орали "завтра мы вам покажем!" Солдат, дежуривших в здании, было мало, у них не хватало сил для разгона разгоряченной толпы, мешавшей евреям молиться. Только через значительное время после окончания молитвы прибыло подкрепление, которое оттеснило арабов и позволило евреям выйти и под охраной добраться до своих домов.
 В Кирьят-Арба в это время проживал врач Барух Гольдштейн. Он, вместе с другими медицинскими работниками Кирьят-Арба, был предупрежден "силами безопасности" о необходимости подготовить поликлинику к "возможному приему большого количества раненых". Он считал, что арабы планируют массовый теракт против евреев во время утренней праздничной молитвы в Пещере Махпела и что с нашей стороны меры по обеспечению безопасности приняты недостаточные. Примерно за полчаса до предполагаемого времени начала погрома врач Барух Гольдштейн (офицер Армии Обороны Израиля!) расстрелял свыше двадцати арабов, десятки ранил и погиб, будучи растерзан.
После того, как все молящиеся, арабы и евреи, были удалены из здания Пещеры, солдаты подняли ковры, устилавшие пол в зале Ицхака, и обнаружили большое количество спрятанного арабами холодного и огнестрельного оружия. Среди убитых арабов впоследствии было опознано несколько долгое время разыскивавшихся особо опасных террористов, представителей семейства Джабари, несущего прямую ответственность за резню евреев в 1929 г.
 Это событие было использовано крайне левыми кругами Израиля в качестве предлога для шельмования всех евреев, проживающих в Хевроне и Кирьят-Арба, для требования к правительству ликвидировать эти поселения. В стране поднялась широкая волна протеста против этого намерения, десятки тысяч евреев приезжали в город Праотцев, чтобы выразить поддержку его жителям. Тогда правительство не решилось устроить трансфер, однако эта угроза осталась висеть над евреями Хеврона. После вывода израильской армии из большей части города в январе 1997 г., опасность для жизни евреев в Хевроне значительно возросла. Однако эти героические люди не сдаются и, при все более ширящейся поддержке большой части еврейского народа, продолжают дело сионизма.
 
Ниже приводится описание современного состояния еврейского поселения в Хевроне.

Пещера Махпела
 
 
Фотографии Григория Майнца
  

 После освобождения Хеврона в 1967 г., евреи сделали несколько попыток, несмотря на противодействие арабов, проникнуть в глубь пещеры. В результате были обнаружены два подземных "этажа" и человеческие кости, захороненные там в кувшинах во времена Первого и Второго Храмов. Однако, из-за сопротивления мусульман, исследования были полностью прекращены.
       После событий Пурима 1994 г. была создана государственная комиссия по расследованию. Здание Пещеры Махпела было закрыто для молитв, несмотря на многочисленные протесты, в течение более полугода. За это время в нем были проведены различные внутренние работы, включая систему электронного и телеконтроля. Осенью 1994 г., по распоряжению правительства, Пещера Махпела была открыта для молитв и посещений туристов. Здание было разделено на "еврейскую" (залы Авраама и Яакова) и "мусульманскую" (зал Ицхака) части (в сумме площадь двух маленьких залов в 9 раз (!) меньше зала Ицхака!). Несколько раз в году, во время основных еврейских и мусульманских праздников, все здание открывается или для евреев, или для арабов, соответственно.
Рядом с Пещерой Махпела расположено здание, получившее в 1996 г. название "Центр Гутника", по имени еврейского миллионера из Австралии раввина Йосефа-Ицхака Гутника, пожертвовавшего значительную сумму денег на строительство и развитие еврейского поселения в Хевроне в целом, и на ремонт этого здания в частности. Сейчас здесь размещаются центр информации о еврейском Хевроне, магазин сувениров, буфет и банкетный зал. По соседству расположен полицейский участок.


Фотография Григория Майнца




   Еврейский квартал  ("Авраам Авину")


Фотография сайта http://www.starkman.com/aviva/AJS/sub/hevronhouse.html


 В настоящее время этот квартал занимает лишь малую часть территории старинного еврейского квартала. (На остальной части бывшие еврейские дома либо захвачены арабами, либо стоят разрушенные. Этот район называют "Касба".) Синагога "Авраам Авину" восстановлена во всей своей красе. Уцелевшие части нескольких старых домов были отремонтированы, а рядом с ними построено четыре больших новых дома. В них проживает около тридцати семей, а также размещаются гостиница "Бейтар", муниципальное управление еврейского Хеврона и детский садик. В конце 1997 г., после долгих лет запрета на дополнительное строительство еврейских домов, в результате напряженной борьбы, было, наконец, получено разрешение на строительство нового жилого дома в чрезвычайно стесненном квартале "Авраам Авину". В 1998 г. это строительство началось и успешно закончено.
 




Синагога Авраам Авину.
Фотография сайта http://www.hebron.org.il


"Бэйт Романо"

 Значительно пострадавшее за время арабской власти здание "Бейт Романо" было восстановлено и достроено так, что в нем смогла разместиться йешива "Шавей Хеврон" ("Вернувшиеся в Хеврон"), в которой обучается в настоящее время около 200 учащихся, многие из которых и проживают здесь. В 1997-98 гг., благодаря финансовой помощи Й.-И. Гутника и др. филантропов, над старой частью "Бейт Романо" были надстроены три этажа, в результате чего здание стало пятиэтажным и появилась возможность увеличить в дальнейшем число учащихся йешивы. Рядом с этим зданием, на территории, принадлежащей хасидам ХаБаДа и использовавшейся арабами во время иорданского правления в качестве Центральной автобусной станции Хеврона, в настоящее время разместилась армейская база.
 
 




Йешива  "Шавей Хеврон"
Фотографии сайта http://www.hebron.org.il



Район "Бэйт Хадасса"

Фотография Аси Энтовой http://www.rjews.net/gazeta/


 Здание бывшей лечебницы было отремонтировано и достроено. Верхние этажи используются для проживания, а в нижнем этаже размещаются архив и музей истории еврейского поселения в Хевроне. Соседние с "Бейт Хадасса" дома, "Бейт Шнеерсон" и "Бейт Хасон"-"Бейт Кастель", были отремонтированы и достроены. Рядом с ними в 1995 г. был построен еще один небольшой дом. Завершено строительство жилого здания "Дом шестерых", в нижнем этаже которого разместились помещения для занятий с детьми.
В этом квартале проживает около тридцати семей и имеется детский садик.

"Адмот Йишай"–"Тель Ромейда"  ("Земли Йишая"-"Курган Ромейда")



Раскопки Адамот Ишай (Тель Румейда)
Фотография сайта http://www.starkman.com/aviva/AJS/sub/hevronhouse.html


 Древний город Хеврон находился на вершине холма, который арабы называют в настоящее время Тель Ромейда. На этом кургане археологи обнаружили остатки древних, эпохи Праотцев, городских стен, сложенных из огромных камней. Со времен царя Давида сохранилось предание, определяющее на вершине Тель Ромейда место погребения Йишая, отца Давида, и его прабабушки Рут. В эпоху крестоносцев над этими могилами была построена небольшая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. В ходе археологических раскопок на юго-восточной части холма Ромейда были найдены остатки еврейских городских поселений периодов Первого и Второго Храмов, а также обнаружены остатки городских сооружений более 4000-летней давности. Здесь же находится "Источник Авраама", снабжавший водой древний Хеврон.
 Большая часть территории холма Ромейда была куплена евреями около 180 лет назад. Со временем в фактическом владении евреев осталась лишь небольшая часть из юридически принадлежащей им земли. В 1984 г. поселенцы завезли на пустующий участок несколько домиков-"караванов", и в них поселилось 7 семей. (Для получения разрешения на постоянное проживание и для преодоления дальнейших попыток левоэкстремистских кругов и армейских властей убрать эти домики, поселенцам пришлось приложить много героических усилий.) По соседству с жилым кварталом разместились домики, в которых проживают солдаты, служащие в Хевроне, а за ними - остатки крепости крестоносцев на месте захоронения Йишая и Рут. Отсюда, с самого высокого места, открывается замечательный вид на значительную часть Хеврона, включая и Пещеру Махпела, на Кирьят-Арба и на восточную окрестность Хеврона - Иудейскую степь.
 В августе 1998 г. араб-террорист проник через заднее окно в один из жилых домиков-"караванов" и убил ударами ножа раввина Элияhу-Шломо Раанана (да будет благословенна память о праведнике!). Убийца поджег квартиру рава и убежал. Это ужасное убийство подняло волну скорби и возмущения в широких слоях еврейского народа.
После этого случая, было получено разрешение на строительство каменного семиквартирного дома взамен семи "караванов". Строительство его близко к завершению.

Древнее еврейское кладбище.

 Оно расположено на западной части холма Ромейда (сефардская и общая часть, и отдельно - ашкеназская часть). На протяжении почти пяти веков здесь хоронят умерших жителей еврейского квартала Хеврона. Во время иорданского правления кладбище было полностью разрушено арабами. Летом 1975 г. в семье художника Баруха Нахшона из Кирьят-Арба умер шестимесячный младенец, и родители захотели похоронить его на хевронском кладбище. Разрешение не было получено, однако Сара Нахшон взяла тельце умершего сына на руки и, в обход армейских заслонов, понесла его в сторону кладбища. Военные и политические власти не посмели остановить мужественную женщину и помешать ей похоронить младенца. После этого энтузиасты-одиночки во главе с профессором Бен-Ционом Тавгером, преодолевая сопротивление израильских властей, начали вручную расчищать и восстанавливать древнее еврейское кладбище Хеврона.
 

Рав Илиягу Ди Видачи (умер в 1588г.)

Авраам Едидья Нахшон (умер в 1975г.)



Рав Наим Незкиягу Медини (умер в 1903г.)


Фотографии сайта http://www.hebron.org.il


 С 1975 г. на кладбище были проведены работы по восстановлению, достройке и украшению, установлены могильные плиты и памятники. Удалось разыскать могилы известных раввинов прошлых веков и место захоронения останков жертв погрома 1929 года. В 1976 г. на хевронском кладбище были захоронены остатки свитков Торы, разорванных арабами во время погрома в Пещере Махпела, здесь же похоронены жертвы терактов последних лет. Кладбище стало объектом частых посещений и местом многолюдных церемоний памяти и митингов. Однако из-за отсутствия должной охраны, оно периодически оскверняется арабами.
 
 Освобождение и заселение города Праотцев является общенациональной задачей, исторической и моральной обязанностью всего еврейского народа. Поселенцы Хеврона - это истинные сионисты, не преследующие никаких корыстных целей. Их цели: благо еврейского народа, его возвращение в Землю Израиля, прежде всего - в ее святые места, и возобновление здесь полноценной жизни. Говорят, что Йосеф Трумпельдор, погибший в борьбе за Землю Израиля, сказал перед смертью: "Хорошо умереть за Родину!" Поселенцы Хеврона постоянно находятся на передовой - на передней линии фронта борьбы за наше право жизни на своей Родине. Они каждый день "живут за Родину" (к нашему горю - и погибают тоже). Они стараются жить нормальной жизнью, работают и растят многочисленных детей, ежедневно отражая нападения арабов, нападки и провокации левоэкстремистски настроенных евреев, постоянное сопротивление и преследования гражданских и армейских властей.
 В последние годы, вследствие пропаганды левой "элиты", в некоторой части еврейского народа распространились "постсионистская" и "пост-еврейская" идеология, пораженческие настроения. И именно в это время еврейское поселение Хеврона стало символом возрожденной многотысячелетней истории жизни нашего народа на своей Родине, символом мужества и ежедневного героизма. Все больше евреев посещают Кирьят-Арба - Хеврон, город древний и молодой, чтобы поддержать его жителей и самим зарядиться от духовной энергетики этого святого места.
 

Комитет "За возобновление еврейского поселения в Хевроне": 1800-400456; 02/996-5333;
 
Центр информации и экскурсий "Мидрешет Хеврон": 02/996-1710, 996-1311.

Информация о жилье и абсорбции в Кирьят Арба в Местном совете: 02-9969532
 

Ноябрь 1998 г. (Хешван 5759 г.)

Сведения о Хевронском поселении даны по состоянию на апрель 2004 г. (Ийяр 5764 г.)
 



"Хеврон навсегда..." наклейка




«Я любил Йегуду»

 Светлой памяти Йегуды Новосельского – составителя и переводчика этой книги.
 

Хаим-Йегуда ( Леонид ) Новосельский родился 5 Кислева 5725 года ( 10 ноября 1964 г. ) в России, в городе Пензе. Отлично закончил школу и Воронежский университет, получив диплом математика, механика-теоретика.
В марте 1991 года, вместе с матерью и младшим братом, он репатриировался в Израиль. Здесь, на родине предков, Йегуда стал верующим человеком, всем сердцем полюбил свой народ, святую Землю Израиля, Всевышнего, благословен Он, и Его Тору.
Душа Йегуды стремилась в горы Иудеи-Шомрона, и с февраля 1995 года он и его мать Рахель удостоились счастья влиться в дружную семью поселенцев Кирьят-Арба - Хеврона.
Йегуду чрезвычайно заинтересовала тема контакта с детьми-аутистами и имеющими поражение головного мозга. Такие дети находятся на прямой связи с Создателем. Собрав весь имевшийся к тому времени исследовательский материал, касавшийся упомянутых детей в Израиле, Йегуда перевёл его с иврита на русский язык, оформил и напечатал в виде двух брошюр под заголовком "Души рассказывают". Брошюры разошлись почти в тысяче экземпляров, заказы поступали и из-за рубежа. Читатели с благодарностью сообщали Йегуде о том, что его книга помогла им на пути тшувы (возвращения к еврейской вере). (Выпущена книга "Души рассказывают", обращаться за которой можно по тем же адресу и телефону, что и за этой книгой.)
          Горячо полюбил Йегуда поселение Кирьят-Арба и еврейский Хеврон и их жителей, в основном, людей героических и высокоморальных. Йегуда собрал материалы по истории еврейского поселения в Хевроне-Кирьят-Арба, перевёл с иврита на русский язык. Эти материалы представлены в книге, которую Вы держите в руках.
          Целью жизни Йегуды стало приобщение евреев-выходцев из стран СНГ к духовному наследию нашего народа. Почти с момента своего переселения в Кирьят-Арба, Йегуда опросил людей и стал разносить по квартирам периодические издания по вопросам иудаизма. Он обслуживал до двухсот пятидесяти семей, а число изданий доходило до семи (некоторые из них - еженедельные).
          Пока был в силах, Йегуда проводил в своей квартире субботние занятия по изучению недельных глав Торы с русскоязычными репатриантами.
          Йегуда помогал в работе Всеизраильской организации семей жертв арабского террора, активно участвовал в общественной жизни и поселения, и всего Израиля.
          Йегуда был чутким, заботливым не только по отношению к членам своей семьи, но и к друзьям, и к соседям, и ко всем людям вообще. Всем, чем мог,  стремился помочь.
          Йегуда много лет страдал тяжёлой, изнурительной болезнью и мужественно переносил её. Он пересиливал боль, не расслаблялся, отдавал себя целиком служению людям и Всевышнему. Почти до самой кончины, уже с трудом передвигаясь, он делал то, что считал срочным, неотложным. Высочайшая требовательность к себе, постоянное оправдание других, нетерпимость к злословию - это наиболее характерные его черты.
          Очень много хорошего можно рассказать об этом человеке. Но лучше привести те из его последних слов, которые удалось расслышать:
 - Живые должны жить.
 - Живите весело, в радости!
 - Не прожигайте жизнь. Она коротка и быстротечна.
 - Не расходуйте себя, свою жизнь на мелочи. Обдумайте, что для вас в жизни главное, и это главное выполняйте.
 - Научитесь делать как можно больше всяких дел.
 - Вы переехали жить в Израиль. Должна же ваша жизнь здесь отличаться от жизни в галуте! Подумайте об этом.
 - Неужели кто-либо из вас может думать, что Тора не была дана Моше с Небес?!
   С горечью говорил о себе:
 - Я был иждивенцем. Я не успел в жизни ничего сделать, жизнь прошла напрасно! (Йегуда в этом был совершенно неправ: он всегда делал гораздо больше того, что было в его силах!)
Хаим-Йегуда ушёл от нас, любивших его, вечером 30 сентября 1999 года, при наступлении 21 Тишрея 5760 года (седьмого дня праздника Суккот – дня Гошана Раба), в полдень был похоронен на древнем еврейском кладбище в Хевроне - городе, который он любил всем сердцем.
Благословенна его память!
 

          Один из друзей Йегуды, член Местного Совета Игаль Рабовский, высказался о случившемся в стихотворной форме:
 
        Егуда!
         Егуда!!
            Егуда!!!
        Мы запомним тебя навсегда.
        Ты старался быть верным связным
        Между нами
        и между Ним.
        Не понять никому никогда,
        Почему ты ушёл, Егуда,
        Почему в середине пути?!
        Нам такого, как ты,
         не найти.
 

 
"Друг мой спустился в свой сад, ко грядкам ароматов, пасти средь садов и собирать лилии". В "Песне песней" аллегорически описывается, как Всевышний собирает к себе особых людей, которые названы лилиями. К сожалению, один из этих особых людей взят от нас. Йегуда, благословенной памяти,был особенным человеком, посвятившим свою жизнь благу людей.
Йегуда, репатриировавшийся из СССР, понял, что может по праву поселиться в городе Праотцев – Кирьят-Арба – Хевроне. Право это он понимал как служение людям, во благо нашему городу. И он всегда способствовал укреплению нашей Кирьи.
За свою короткую жизнь Йегуда очень много успел сделать. Он слишком рано ушел от нас, и мы уже чувствуем, как нам его не хватает. За много лет я не припомню такого явления, каким был Йегуда!
   Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.
 (Господин Цви Кацовер, мэр Кирьят-Арба)

Незадолго до того, как Йегуда ушел из этого мира, мы добавили ему имя Хаим - в надежде на выздоровление. Нет сомнения в том, что каждый, кто знал Хаима-Йегуду, знал его как редкой души человека. И, конечно, всем тем, кто знал его, стоит воплощать в жизнь то, о чем этот человек говорил. Главное, к чему мы должны стремиться, из присущего Хаиму-Йегуде, это его связь с иудаизмом, душевная утонченность.
 (Рав Дов Лиор, Главный раввин Кирьят-Арба - Хеврона и района Гар Хеврон)
 Мы говорим: "Йегуда, мы все - твои братья; мы благодарим тебя за те годы, на которые нам выпала удача прожить с тобой рядом.
 Хаим-Йегуда скончался в день Гошана Раба, когда не плачут. Я уверен, случись это горе в обычный день, мы бы сломались и горько рыдали: настолько ужасна эта потеря. В таком возрасте! Йегуда был личностью, дарящей жизнь и радость, и мы, таким образом, остались верны душе Йегуды, душе радующейся. Он был жизнерадостен, весел, активен, динамичен, и произошло бы явное несоответствие, если бы мы, находящиеся рядом с ним, все плакали.
 Мы познакомились только четыре с половиной года назад, а впечатление, будто мы знакомы 120 лет. Это потому, что за четыре с половиной года он успел сделать очень и очень много во имя Земли и народа Израиля, для жителей Кирии, для жильцов его дома (соседи рассказывают, что весь дом держался на его плечах).
 Так будем просить Всевышнего о том, чтобы заслуга Йегуды защитила нас и была бы заступницей всем нам.
 (Рав Шимон Бен-Цион,
герой Ливанской войны)
 

Это – великое горе всего народа Израиля…
Йегуда дал мне книжку «Души рассказывают» об аутистах. Я поставил ее на самом видном месте в синагоге: евреи должны знать о том, что написано в этой книге. То, что открывают нам аутисты, подкрепляет веру, а вера в наше время, к большому сожалению, очень даже нуждается в поддержке, в сильной поддержке, чтобы нам выдержать все беды, сваливающиеся на нас. В такие времена требуется укреплять веру, чему Йегуда очень-очень способствовал.
Мы надеемся, что все, что Йегуда посеял своим тяжелым трудом, взойдет и даст великолепные плоды. И пока мы находимся в таком бедственном положении, мы будем поддерживать свои силы этими плодами, чтобы бороться.
(Рав Ицхак Амрани, преподаватель в Ир Давид – еврейском поселении в арабской части Иерусалима).

 Йегуда говорил так много мудрого, что невозможно все пересказать. Особенно мне запомнилось такое его высказывание: "Необходимо всегда двигаться вперед, во что бы то ни стало! Маленький шажок, еще один, и еще, и еще...
Только бы идти вперед!"
Ни на минуту не забываю его. Лицо Йегуды стоит передо мной, даже когда я веду машину.
(Виктор Атия,
глава организации ХаБаД Кирьят-Арба - Хеврона)

Я познакомился с Йегудой, когда он был студентом 3-го курса Воронежского университета. Наряду с безусловной одаренностью, в нем легко обнаруживались два замечательных качества: порядочность и обязательность. И еще - доброта. Доброта бескорыстная, активная, желание поделиться хорошим со всеми окружающими и поддержать ближнего в трудную минуту. После переезда в Израиль, эта прекрасная черта характера стала образом жизни, к большому несчастью, столь короткой.
Меня всегда поражало мужество, с которым Йегуда боролся с болезнью, его оптимизм и светлое восприятие мира, в основе которых были вера и любовь к Земле Израиля. Они были его внутренним стержнем, поддерживавшим в самые трудные минуты и притягивавшим к нему людей. Это притяжение, теперь уже обращенное к памяти о Йегуде, сохранится всегда, вместе с благодарностью к судьбе, подарившей нам дружбу с человеком прекрасной и доброй души.
(Профессор Левицкий С.П.,
учитель и друг Йегуды, г. Беэр-Шева.)

 Короткой оказалась жизнь Йегуды, но плодотворной. По-видимому, он понимал, что проживёт недолго, и потому занимался тем, что считал наиболее необходимым. Ему удалось найти "свою нишу": это две темы, незнакомые русскоязычному читателю. Первый вопрос – метод контакта с аутистами и людьми, имеющими поражения головного мозга. Второй вопрос – история самого древнего еврейского города, первой еврейской столицы, города Хеврона. Разработав эти темы, Йегуда успел сделать важнейшее дело!
 (Александр Разгон,
 историк, журналист, книгоиздатель. Иерусалим)

 Никто не сделал столько для русскоязычной общины в Кирьят-Арба, в смысле развития национального самосознания, сионистского движения, сколько сделал Йегуда Новосельский.
 (Элеонора Шифрин-Полтинникова – переводчица, журналистка, председатель партии "Емин Йисраэль")

 Йегуда очень жалел время, потраченное на пустые разговоры. В любую свободную минуту, включая и время еды, Йегуда углублялся в изучение иудаизма, совершенствовался в языке иврит, записывал и переписывал кассеты с лекциями по иудаизму и истории еврейского народа.
 Он был изумительным сыном. С содроганием вспоминаю, какую непосильную работу он брал на себя, скрывая, что ему больно и тяжело. Нежно любя брата и его семью, Йегуда не мог дня пропустить, чтобы не позвонить и не поговорить с ними.
 Йегуда восторженно любил еврейский Хеврон и его героических жителей. В Хевроне он расцветал. Когда он шел по Хеврону, то будто на крыльях летел. Обязательно ему было все райончики посетить, всех друзей повидать, всем новостройкам порадоваться. Никак он не мог оторваться от Хеврона, чтобы уйти домой, готов был оставаться там. Хотел бы жить в Хевроне, но понимал, что его не примут в поселение по состоянию здоровья. И вообще, в Хеврон не принимают одиночек, берут молодые семьи.
Йегуда благоговейно любил Йерушалаим. Он даже как будто выпрямлялся, глаза его светились восторгом, когда он ехал в Йерушалаим. Энергетика святого города действовала на него благотворно, он это чувствовал: улучшалось его здоровье. Все равно, возвращался в Кирьят-Арба с неменьшей радостью, также и ее горячо любя, любуясь ею и восхищаясь ее жителями.
(Мать Йегуды Рахель)

Ушло из жизни золотое сердце, один из самых добрых и ласковых людей, каких мы знали. Хорошо, что он будет покоиться в тех местах, которые любил.
(Семья профессора Пустыльника Е.И., г.Хайфа)

Мы познакомились лет шесть назад в Хевроне, по дороге от Кикар Гросс до могилы Отниэля Бен-Кназ. Для многих из нас, «русских», отошедших от корней и теперь возвращающихся, Хеврон стал частью самосознания и духовной жизни, и Йегуда был одним из тех людей, благодаря которым это происходило. Цепочка связи выходцев из Российской империи с Хевроном неразрывна уже многие сотни лет. Это и ХаБаДская община, и Менуха-Рахель, и йешива из Слободки, и жертвы погрома 1929 года, и профессор Бен-Цион Тавгер, и художник Шмуэль Мушник. Для нашего поколения звеном этой цепочки стал Йегуда. Меня, и думаю, не только меня, Йегуда соединял с местом, в котором святость и самопожертвование слились воедино. В этом смысле, с моей точки зрения, Йегуда продолжал начатое профессором Тавгером.
Я ознакомился со студенческими научными работами Йегуды в области гидромеханики. Имея отношение к этой области науки, могу сказать, что Йегуда мог достичь прекрасных результатов на поприще ученого. Предложенные им разработки имеют научную ценность.
(Аркадий Березкин, сотрудник института им. Х. Вейцмана - друг Йегуды. Поселение Педуэль)

 Йегуда понимал человека с полуслова. Он стал мне первым наставником в иудаизме. Когда в Храме зажигали светильник, свет через окна излучался на весь мир. Так и Йегуда был огоньком святости, освещавшим Кирьят-Арба. Мы потеряли праведника, носителя духовности.
 (Лада Тест.
Йерусалим. В прошлом – жительница Кирьят-Арба)

Йегуда был скромен, не выпячивал себя. В его привязанностях крепка была триада "Земля, народ, традиции". И он не молчал, не отсиживался в стороне, а участвовал во всем, в чем имел возможность участвовать.
 (Исраэль Горелик,художник и экскурсовод -друг Йегуды. Поселение Офра.)

 Мы всегда были рады видеть его, и мы благодарны ему за то, что он приблизил нас ко Всевышнему своими первыми же листочками, которые он приносил нам всем. Каждую неделю мы находим в наших ящиках слово, которое мы с удовольствием читаем, в чем-то приближаемся и что-то узнаем. В этом его огромная заслуга. Мы будем молиться, чтобы его душа была с праведниками. И мы уверены, что он там.
 (Рина Дейч и другие. Кирьят-Арба)

 Его честность, бескорыстие, заботливость обо всех людях, знакомых и незнакомых, поразительны!
 (Ида Соловей, Кирьят-Арба)

 Я очень любила Йегуду. Когда он приходил с газетами, много легче на душе, светло на душе становилось. Такое светлое лицо, с такой доброй улыбкой, с доброжелательными словами - он излучал из себя свет! Он всегда умел утешить, сказать добрые слова. Он всегда был счастлив в этой жизни, несмотря на свою болезнь. Он всегда был спокоен. Это был необыкновенный человек! Ему очень многое открылось на этой Земле, и он жил счастливо.
 Если такие люди уходят, может, Б-гу так нужно? Видимо, есть большой смысл в том, что молодые уходят так рано: значит, они нужны, значит, они достигли совершенства. А мы еще должны многому учиться. Но мы будем чувствовать, что они с нами, что они нас поддерживают в этой жизни, что это - наши учителя.
(Ирина Черно-Шварц. Кирьят-Арба. Говорила плача)

Он был светлым человеком. В первый раз я видела Йегуду у могил Йишая и Рут, а затем всегда встречала на улицах Хеврона, разговаривала с ним о Хевроне, об Эрец Исраэль. Он был идеалистом. Такие светлые глаза! Деликатный, лицо светлое. Это правда: не могу забыть его. Какой он был человек! По лицу его было видно, что у него большая душа, что это – праведник.
 (Рабанит Хая Раанан, жительница квартала Адмот Йишай в Хевроне)

 Йегуда был настоящим праведником. За двадцать восемь лет своей жизни я повидал много людей, очень много, но ни разу не встретил такого человека, как Йегуда.
 (Ицхак Гаган, сосед по подъезду)

В «Изречениях Отцов» говорится: «Кто богат? Тот, кто радуется своей доле». Йегуда был человеком богатым невероятно! Радовался человек жизни. Все его восхищало: это мог быть пейзаж за окном автобуса или фрукты на обеденном столе, прослушанная лекция или фотография, которую кто-то принес показать. Я был знаком с Йегудой (тогда еще Леней), когда он был около года в Израиле. В этот период многие испытывают разочарование, а вот Йегуда радовался жизни. Хотя было ему, наверно, очень нелегко.
Йегуда был по профессии математиком, в Воронеже работал с компьютерами. Казалось бы, ясно, чем должен заниматься. Мог бы, как и многие коллеги, работать в этой области; неважно, интересно ли, - платили бы деньги. Йегуда пошел другим путем. Вот почему мы помним о нем.
В мае 1997 года Йегуда водил нас по Хеврону (меня и мою, тогда еще будущую, жену). Улица Давид га-мелех была перекопана. Мы поднялись через дворы на Тель Ромейду. Далее мы хотели пройти на еврейское кладбище, но солдаты не разрешили. Грустно писать об этом, но пустили нас туда через два с половиной года… Что ж, Хеврон – это врата райского сада.
(Александр Лысый, друг Йегуды.
Поселение Педуэль )

 Хаим-Йегуда Новосельский - человек с открытым сердцем, честный, скромный и непритязательный, любивший Тору и отдававший себя обществу. Он посвятил жизнь своему народу и Святой земле.
 Похоронен в земле Хеврона, который он любил всем сердцем.
 Да будет его душа бессмертной!
(Рав Шимон Бен-Цион)





"Друг мой спустился в свой сад, ко грядкам ароматов, пасти средь садов и собирать лилии..". В "Песне песней" аллегорически описывается, как Всевышний собирает к себе особых людей, которые названы лилиями. К сожалению, один из этих особых людей взят от нас. Йегуда, благословенной памяти,был особенным человеком, посвятившим свою жизнь благу людей.
(Господин Цви Кацовер, мэр Кирьят Арба)