“баАхава увеЭмуна” издание Махон Меир – Центра по изучению иудаизма
в Израиле, N329.
Есть люди, которые говорят: какой смысл упрямиться держась за Хеврон?
Ведь там всего лишь маленькое еврейское поселение, стиснутое десятками
тысяч арабов, вызывающее ненужные трения. Напрасная трата сил армии. Не
упорствуйте.
Нет! Как раз наоборот. Мы будем упорствовать изо всех сил! Черпая их
в утверждении школы Виленского Гаона – упорный победит. Не тот, кто упорствует
в глупостях и мелочах, а тот, кто упорствует в добре, правде и справедливости
– для этого мы родились. Наш мир тяжел – в нем ничего нельзя достичь без
усилий. Так говорится в первой главе “Месилат Йашарим”, книги основ построения
личности человека. А каждая вещь, достающаяся легко, подозрительна, и нужно
еще проверить можно ли ей пользоваться ( там же, конец главы 87). Каждое
серьезное дело сопряжено с трудностями. Если строительство Хеврона сталкивается
со столькими трудностями, противодействиями и открытыми врагами, значит
это строительство важно и нельзя поступиться не единым миллиметром.
Почему нельзя уступить и вздохнуть с облегчением, как сделала ящерица
в известной басне? (Ящерицу схватили за хвост, но она сама оторвала его
и убежала – лучше быть бесхвостой, но живой.) Освободимся от хевронского
“хвоста” и станем свободными.
Но Страна Израиля это не ящерица. Это земля, которая дает нам жизнь.
И Хеврон это прежде всего Страна Израиля. Страна Израиля - земля, дающая
жизнь, вся до миллиметра. Тот, кто уступает даже миллиметр, полностью разрушает
свою связь со Страной. Как человек, соблюдающий заповеди, но закуриващий
в субботу только одну маленькую сигарету, или как честный человек, ворующий
только совсем небольшую сумму денег, или как человек, любящий свою жену,
но за плату посылающий ее к соседу только на часок. Подобно тому, как свят
заключенный брак, и нельзя его просто так отменить, свята наша принадлежность
этой земле, нельзя ее просто так отменить.
Ответьте мне пожалуйста, Хеврон это Страна
Израиля или нет?! Это все наша Страна. От Дана до Беер-Шевы, От Кирьят-Шмоны
до Кирьят-Арбы, от Тель-Авива до Шхема. Но существует для наших земель
определенная шкала ценности, есть города особенно святые, особенно древние.
Калев бен Йефуне, опасаясь сговора разведчиков,
пошел на могилу наших праотцов в Хевроне чтобы набраться духовных сил.
(О разведчиках рассказывается в главе Шелах книги Бемидбар – прим. перев.).
Разведчики вернулись в лагерь в срахе: что будет, эта земля пожирает своих
жителей, там великаны, которые сомнут нас, мы как кузнечики, великаны сожрут
нас; все это за пределами наших возможностей, надо быть реалистами, немножко
уступить чтобы спасти оставшееся, как в арьергардных боях.
Спустя сорок лет Калев бен Йефуне обратился
к великому полководцу Йехошуа бин Нуну: “Я стар, но есть еще сила в моих
чреслах. У меня свой счет к разведчикам. Они заявляли, что видели в Хевроне
великанов Ахимана, Шешая и Тальмая. Я хочу завоевать Хеврон, посмотрим,
где эти великаны.” Ему сопутствовал успех. Никаких великанов. Они существовали
только в воображении разведчиков. Создавая проблемы в своем воображении
мы создаем и реальные проблемы. Нельзя бояться! Запрещено бояться! Не говори
– я боюсь из-за того, что существует та или иная проблема. Наоборот! Своей
боязнью ты создаешь ту или иную проблему. Не говори – арабы льют еврейскую
кровь, поэтому надо отступать. Наоборот! То, что ты говоришь об отступлении
и отступаешь вызывает пролитие крови. Убийцы льют кровь и за это получают
территорию, приз за убийство и пролитие крови. Преступление оплачивается.
Запрещено бояться! Раби Ишмаэль увидел на рынке испуганного ученика. Сказал
ему – ты грешишь! Ведь сказано: “Боящиеся в Ционе – грешники.” (Ишайаху,
33, 14. Брахот, 60). Сущность страха это грех. Рамбам вынес галахическое
постановление, запрещающее солдату страшиться во время военных действий.
Но и гражданскому лицу запрешено бояться. Сказал наш учитель рав Йехуда
Кук, что в нашем положении нет гражданских и военных. Все солдаты, все
мобилизованы. Любое место в нашей стране – граница. Тот, кто боится пусть
сидит дома и помалкивает, восхищаясь про себя теми, кто не боится. Напуганный
не должен ослаблять смелых. Ты боишься жить в Хевроне? У нас нет к тебе
претензий, мы не стыдим тебя. Может быть ты лучше нас, может быть ты обладаешь
достоинствами, которых у нас нет. Мы не судим тебя. Но не расслабляй и
не мешай тем, кто живут в Кирьят-Арбе и в Хевроне и не боятся. Все равно
у тебя ничего не получится!
Гаон рав Йицхак Эльханан Спектор говорит,
что есть три вида проступков. Если человек провинился перед Всевышним,
то может сделать тшуву. Если человек провинился перед ближним тшуву можно
делать при условии, что этого захочет ближний. Но если провинился перед
всем народом Израиля, то нет возможности сделать тшуву – как просить прощение
у всех евреев? Если политик руководствуется страхом, слабостью, покорностью,
причиняя этим вред народу Израиля, вызывая пролитие крови, позор, потерю
части территории страны – как он будет делать тшуву?! Тот, кто боится пусть
сидит дома и не занимается политикой – есть много других прекрасных профессий.
А для того чтобы руководить нацией нужны смелость и мужество. Руководителя
ждут не роскошь и почет, а требования быть непреклонным и решительным.
Сказал Всевышний Йехошуа бин Нуну: “Будь тверд и мужественен” (Йехошуа,
1) – без этого не сможешь унаследовать страну.
Великие времена! Народ Израиля возвращается
в свою страну. Каждый из нас часть великого народа, часть великого освящения
Имени народом Израиля на Земле Израиля, часть народа, возвращающегося в
Цион, в Хеврон, в каждый уголок страны. С Б-жьей помощью нация идет вперед,
строится. В стране все больше евреев, все больше городов. Идет строительство,
развивается экономика, все больше йешив, все больше Торы. Мы идем вперед.
Не говори: какое мне дело до Хеврона, какая мне разница городом больше
или меньше. Это не просто город, застрявший в каком-то месте на географической
карте, один из многих, где евреи соорудили себе жилища. Хеврон часть Страны
Израиля, строительство Хеврона это часть процесса возвращения в Цион, часть
процесса строительства всей Страны.
Когда ты борешься за часть ты борешься
за целое. Когда ты строишь часть ты строишь целое. Когда ты живешь в части
ты живешь в целом. Когда ты поддерживаешь часть ты поддерживаешь целое
и когда ты упорствуешь в части ты упорствуешь в целом. Поэтому нам надо
поддерживать наших братьев, живущих в Кирьят-Арбе, в Хевроне и окрестностях.
Их самоотверженность лучится на всех, кто живет в Ционе, на весь народ.
Они передовая позиция, выдвинутая перед лагерем. Люди, вынужденные жить
за проволочным ограждением ради всего лагеря.
Запрещено бояться, запрещено покоряться.
Покорность это грех. Надо выпрямиться! Нет новым изгнаниям и пресмыкательствам.
В изгнании нет выбора – надо пресмыкаться чтобы выжить. Здесь наоборот
– надо выпрямиться чтобы выжить. В изгнании надо служить Всевышнему “в
низком профиле”, в Стране Израиля - с высоко поднятой головой. “Свершить
мщение над народами, наказание - над племенами” (Псалмы Давида, 149, 8)
руками нашей святой армии.
Укрепим руку наших храбрых братьев, живущих
во всех уголках Страны, строящих и не боящихся. Нельзя бояться! Конечно,
нужны внимательность, расчет, рассудок – но не страх. Страх был в изгнании.
Сам факт нашего возвращения в Цион доказывает, что мы не трусы.
Вновь служение Всевышнему идет через смелость
и гордость: “Железо и медь затворы твои” (Дварим, 33, 25). “Пограничные
города были населены могучими и они как бы затворяли (землю), чтобы враги
не могли войти в нее, как если бы она была заперта на замки и засовы из
железа и меди.” (Раши). Герои Хеврона затворяют границу чтобы враги не
могли захватить наследство наших отцов. Счастлив тот, кто живет в Хевроне.
Счастлив тот, кто говорит: мы все – Хеврон.
Перевод Б.Новака