Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В понедельник президент Обама подписал всеобъемлющий Закон Департамента стимулирования торговли (ТРА), имеющий большое значение для будущих международных торговых соглашений с Европой. В него входят также важные пункты нового федерального закона, Коммерческого акта по интенсификации торговли между Соединенными Штатами и Израилем, противостоящего бойкотам и другим видам экономической войны против Израиля.

Закон сделает ЕС и компании во всем мире, внедряющие дискриминационные санкции и ограничения в отношении Израиля, существенно уязвимыми в правовом и экономическом отношении.

Центральное положение акта требует, чтобы те представители США, которые ведут торговые переговоры и стремятся заключить торговые соглашения, "препятствовали политически мотивированным действиям, направленным на бойкот, отказ от инвестиций и санкции против Израиля и пытались устранить политически мотивированные нетарифные барьеры на израильские товары, услуги или другие виды коммерции, возлагаемые на государство Израиль".

Эта мера особенно своевременна, поскольку закон будет применяться к крупным будущим торговым переговорам с Европейским Союзом, который уже давно угрожает наложить экономические ограничения на Израиль.

Все пункты закона в равной степени относятся и к Израилю, и к "контролируемым Израилем территориям". Это соответствует существующей политике США, сформулированной в нескольких законах, включая поправки 1979 года к Закону о регулировании экспорта. Более того, учитывая упорный отказ Белого дома признать суверенитет Израиля внутри линий перемирия 1949 года ("зеленая линия"), такой язык необходим Конгрессу для того, чтобы гарантировать применение закона и к западной части Иерусалима.

Обеспечение выполнения торговых переговоров почти невозможно в условиях противостояния с президентом. Переговоры устанавливают "цель переговоров", но, в конечном счете, их ведет президент. Тем не менее, хотя положение не ограничивает предельные параметры торговой сделки, оно требует, чтобы торговый представитель США учитывал эту проблему.

Но есть несколько других интересных положений закона. Одно из них выражает "поддержку" США штатам, принимающим законы, которые ставят в зависимость государственные контракты или инвестиции с бойкотирующими компаниями. Два штата ввели подобную связь без каких-либо федеральных усилий, и, безусловно, за ними последуют другие. Еще одно положение с немедленным вступлением в силу касается иностранных судебных решений:

Ни один суд в Соединенных Штатах не может признать или требовать исполнения решения, которое принято иностранным судом против лица, гражданина Соединенных Штатов, занимающегося предпринимательской деятельностью в Израиле или на какой-либо территории, контролируемой Израилем, если определение иностранного суда базируется на том, что только определенное место объектов, осуществляющих хозяйственные операции в Израиле или на какой-либо территории, контролируемой Израилем, уже достаточное основание для того, чтобы считать это нарушением закона.

На простом английском языке это означает, что американские суды не могут исполнять решения, согласно которым сам факт бизнеса, расположенного на Западном берегу или на Голанских высотах, нарушает международное право или особые европейские правила. Однако пока говорить о каких-либо подобных решениях иностранных судов не приходится. Действительно, правовые споры о деятельности всего региона вокруг "зеленой линии" последовательно отклоняются всеми европейскими национальными судами. Реальная значимость вынесения решений иностранными судами заключается в установлении и укреплении государственной практики США на этот международный правовой вопрос.

Основная цель серии относительно незначительных ограничений ЕС, касающихся бизнеса в районе "зеленой линии", это создать совершенно новый принцип международного права (применяемый только для Израиля!), заключающийся в том, что эти районы полностью закрыты для израильтян. Европейцы утверждают, что одно только присутствие (не стоить и говорить о проживании) израильтян в этих областях может быть преступлением по международному праву. Новый закон отвергает это утверждение, указывая, что он не признает решений иностранных судов, вытекающих из него. Это будет касаться, например, покупки американцами недвижимости на Западном берегу.

Наконец, еще одно недооцененное положение этого закона гласит, что бойкоты и отказ Израилю в инвестициях правительствами нарушает Генеральное соглашение по тарифам и торговле, краеугольный камень международного торгового права. Такой вывод третьей стороны -крупной государственной структуры, должен заставить ЕС обеспокоиться возможностью Израиля оспорить их надвигающиеся ограничения в механизме разрешения споров Всемирной торговой организацией.

В более широком смысле, этот закон - и законы штатов, которые будут порождены им, представляет собой мощное опровержение общепринятой идеи, что бойкоты создают неотвратимо и необратимо растущее давление на Израиль. В этом отношении, именно политика Израиля, а не целеустремленная враждебность его противников, подпитывает бойкоты, и положение не спасут краткие и незначительные изменения этой политики. Короче говоря, с этой точки зрения, давление, оказываемое бойкотами, по крайней мере, частично законно. Эту точку зрения защищала левая группа J-Street, выступающая против поправки Roskam. Им не удалось убедить ни одного конгрессмена. Несмотря на усилия таких якобы про-израильских групп, американцы понимают, что движение BDS, направленное на то, чтобы изолировать Израиль и экономически наказать его, необоснованно, дискриминационно, подрывает безопасность Израиля, и противоречит давней политике США.

(Юджин Конторович -профессор факультета права Северо-Западного университета и эксперт по конституционному и международному праву. Он также пишет и часто читает лекции об арабо-израильском конфликте)

washingtonpost

Перевод: Elena Lyubchenko
Трансляриум